Главная » Спецвыпуск » В погоне за сервисом

В погоне за сервисом

Портрет кузбасского автомобильного рынка

Подержанный японский автомобиль перестал удовлетворять обеспеченных кемеровчан. Крупные промышленные структуры и сформировавшаяся бизнес-элита Кузбасса обеспечивают автодилерам стабильный спрос на новые иномарки. Стремятся соответствовать рынку и сами продавцы автомобилей — они готовы вкладывать деньги в новые автоцентры и ждать их окупаемости.

Из-под гнета «вторички»

Кузбасские автодилеры готовы вкладывать средства в строительство современных автоцентров. На фото — генеральный директор компании «Байерн-кар» Александр Герман. Фото Вадима ГОЛУБИНА

«Кузбасский рынок дилеров очень сильно изменился за последние годы, — считает председатель кемеровского Совета по поддержке предпринимательства Игорь Лысенко. — Сегодня официальные дилеры — это цивилизованные, грамотные люди, знающие толк в маркетинге, логистике и даже в шоу-бизнесе. Их задача — привлечь покупателя не низкими ценами, а набором сервисных услуг, гарантией, возможностью обновления автопарка». Сегодня на кемеровском авторынке представлено более десяти автомобильных дилеров иностранных марок, которые представляют широкий спектр моделей.

Среди них есть европейские марки — BMW (компания «Байерн-кар»), Opel (компания «Сибинпэкс»), Peugeot (компания «Трансхимресурс»), Renault («Сибирь-Авто-Транс»), Volkswagen (компания «Кузбасс-Евро-Моторс»), японские — Mitsubishi (компания «Автосфера»), Toyota («Тойота Центр Кемерово», «Тойота Центр Киселевск»). «Кузбасский рынок очень насыщен, — считает руководитель компании «Автосфера» Анна Фокина. — На нем представлены дилеры всех популярных марок, что создает очень серьезную конкуренцию».

Местные дилеры еще ощущают давление со стороны вторичного рынка — подержанные авто японского производства преобладают среди парка иномарок. Так, маркетолог компании «Байерн-кар» (кемеровский дилер BMW) Виктор Костромин отмечает, что популярность в Кузбассе японских моделей пока сохраняется, несмотря на возросший интерес жителей к европейским автомобилям.

Эти выводы подтверждаются и данными продаж, согласно которым компания «Автосфера», представляющая на рынке Mitsubishi, увеличила продажи с 28 автомобилей в первом полугодии 2003 года до 124 авто в первом полугодии этого года. А компания «Сибирь-Авто-Транс» (дилер Renault) продала в этом году только 19 автомобилей. Общие объемы продаж в Кузбассе несколько ниже, чем, например, в Новосибирске (порядка 1500 новых иномарок в 2003 году). По оценкам экспертов, они ниже на 30-40%, то есть примерно на 1000 авто.

Но в целом эксперты отмечают рост популярности новых иномарок. «Современные кредитные схемы, — говорит Игорь Лысенко, — позволяют людям всерьез задуматься об обновлении автопарка, причем, кроме рассрочки платежа, они получат и гарантию, а также полный сервис». Сами автодилеры отмечают, что с помощью кредитных и лизинговых схем реализуется в среднем порядка 30%, а в некоторых случаях и 50% всех продаваемых в регионе иномарок.

Большую часть своих доходов автодилеры получают даже не от продажи самих авто, а от обслуживания уже проданных и подержанных машин. Поэтому существование широкой сети неспециализированных автосервисов — еще одна головная боль продавцов новых иностранных автомобилей.

Если еще несколько лет назад дилеры занимались лишь продажей и предпродажной подготовкой автомобилей, то сейчас эта проблема решена — продажа и сервис транспортных средств практически полностью перешли в руки дилеров. «Это наш хлеб, — говорит Виктор Костромин из «Байерн-кар», — это очень выгодно покупателю и автовладельцу. Теперь не надо ехать на окраину города в какой-то заброшенный гараж, где вам зачастую поставят совершенно не ту деталь». Сейчас, при наличии фирменных сервис-центров, дилеры готовы с уверенностью говорить о закрытии небольших универсальных мастерских. «Удел подобных сервисов — кузовные работы и, возможно, покраска, автомойка, не более того», — подчеркивает представитель ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Сибирь» (официальный дилер Ford) Галина Губина. Среди СТО, которые смогли выдержать конкуренцию на рынке, остались только сервисы, которые занимаются специализированным авторемонтом, например, ремонтом автоматических трансмиссий.

Кемеровская специфика

Главной особенностью кузбасского авторынка можно назвать его полицентричность. В других сибирских регионах бизнес-элита сосредоточена прежде всего в областных и краевых центрах, поэтому и автодилеры расположены именно там — в других городах региона попросту нет спроса на новые иностранные автомобили.

В Кузбассе же автодилерские центры успешно работают не только в Кемерове, но и в Новокузнецке и других городах. Например, дилер компании Ford расположен в Новокузнецке, а автоцентр, занимающийся продажей одной из самых популярных марок, — Toyota, есть не только в Кемерове, но и в Киселевске. Компания «Автосфера», уже имеющая автосалон Mitsubishi в Кемерове, буквально на этой неделе открывает новый салон этой марки в Новокузнецке.

Связана эта ситуация, по мнению самих продавцов, с тем, что головные офисы крупных промышленных структур, прежде всего угольных компаний, расположены не только в областном центре, но и в других городах региона, что обеспечивает там достаточно стабильный спрос на автомобили.

Еще одна специфика Кемеровской области — открытие специализированных центров по обслуживанию российских автомобилей для нужд пассажирского транспорта. В отличие от соседних регионов, где упор делается на покупку автобусов марки SCANIA или MAN, в Кузбассе от такой идеи отказались. Поэтому соглашение на поставку в область 150 единиц автобусов «НЕФАЗ» (производства КАМАЗа) эксперты оценивают положительно. «Парк общественного транспорта, — замечает Игорь Лысенко, — в области крайне изношен, поэтому ничего не оставалось сделать, как остановить свой выбор на КАМАЗе. Более того, завод «Кемеровохиммаш» сейчас выпускает многочисленные кузовы для автомобилей и автобусов этой марки. Со временем будет организован специализированный сервис-центр, который будет заниматься ремонтом и обслуживанием автобусов «НЕФАЗ». Еще одна продукция КАМАЗа — автомобили «Ока» — обслуживается в специализированном «ОКА-центре».

Бум автоцентров

Останавливаться на достигнутом продавцы иностранных авто не собираются. Напротив, они готовы бороться друг с другом за увеличивающуюся аудиторию покупателей новых иномарок. Эксперты замечают, что инструментом конкуренции автодилеров прежде всего становятся сервисные услуги. Поэтому в регионе отмечается рост инвестиций в их расширение и улучшение качества.

Так, основной дилер автомобилей Ford — компания «Нью-Йорк Моторс-Сибирь» — не удовлетворен тем, что шоу-рум и сервисный центр находятся в разных местах города, и к 2005 году планирует объединить их в отдельном здании. А в «Байерн-кар» (общая площадь центра — более 300 кв. м) в 2005 году планируют увеличить площади и запустить цех кузовного ремонта и цех покраски. В двух крупнейших городах области — Кемерове и Новокузнецке — будут отстроены «Tойота-Центры», каждый площадью около 1000 кв. м. По оценкам экспертов, стоимость постройки одного такого автосалона составит не менее $1 млн.

По мнению директора компании «Кузбасс-Евро-моторс» Сергея Халезина, продажа автомобилей не станет решающим фактором окупаемости инвестиционных затрат. Деньги новые автосалоны будут получать прежде всего за счет автосервисных услуг и тюнинга автомобилей.

Дмитрий ВИКТОРОВ, Кемерово| |Вадим ВОРОНЦОВ


Comments are closed.

Так же в номере