Главная » Байкальский экономический форум » Инфраструктурные проекты БЭФ: Иркутская область свяжет восточные регионы России воедино

Инфраструктурные проекты БЭФ: Иркутская область свяжет восточные регионы России воедино

На Байкальском экономическом форуме Иркутская область будет рассматриваться как регион, играющий ключевую роль в создании общей для Сибири и Дальнего Востока инфраструктурной сети. Такое значение Приангарья обусловлено его географическим положением — область является связующим звеном между другими регионами востока страны. Причем развитие инфраструктуры на форуме будет обсуждаться в тесной взаимосвязи с темой промышленного роста субъектов Федерации. Одним из главных вопросов на круглом столе БЭФ «Реализация инфраструктурных проектов: основа стратегии экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока« станет создание Северо-Сибирского индустриального пояса — промышленного комплекса, который разместится на северных территориях Приангарья, Красноярского, Забайкальского краев, республик Бурятия и Саха (Якутия). По мнению экспертов, формирование общего для регионов индустриального пояса должно способствовать значительному подъему их экономики. Фактически, в Иркутске будет предложено перейти от политики конкуренции регионов (за ресурсы, проекты, федеральные инвестиции и т. д.) к политике комплексного совместного развития сибирских и дальневосточных регионов.

Северо-Сибирский индустриальный пояс предполагает развитие территорий Среднего Приангарья и зоны БАМа. Планируется модернизировать имеющиеся и построить новые предприятия лесопереработки, горно-обогатительные и горно-металлургические комбинаты на базе месторождений железной руды (Ангаро-Катское месторождение в Усть-Илимском районе и др.), освоить месторождения редкоземельных металлов, углеводородные месторождения (Верхнечонское, Ярактинское, Марковское, Даниловское, Дулисьминское, Аянское, Братское). Предполагается разработка месторождений калийных солей (Непское в Катангском районе), золота (Сухой Лог, Чертово корыто, Вернинское — Бодайбинский район), Ишидейского месторождения угля в Тулунском районе, изыскания на Ийско-Тагульской никеленосной площади. Однако эффективная реализация перечисленных проектов возможна только в случае формирования необходимой инфраструктуры — строительства нефтепровода ВСТО, Богучанской ГЭС, формирования единой энергосистемы с Республикой Саха, газификации территорий, строительства новых автомобильных и железных дорог.

На БЭФ Иркутская область намерена инициировать принятие окончательного решения о старте строительства в восточной части страны Северо-Сибирской железной дороги, железного пути Лена-Непа-Витим-Ленск и железнодорожной ветки Усть-Илимск-Нерюнда. В Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, утвержденной в правительстве РФ, сроки реализации этих проектов пока не обозначены.

Северо-Сибирская железная дорога (Севсиб) должна соединить Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую область, Красноярский край и Приангарье. Новый путь пройдет параллельно Транссибу, его предназначение — частичное освобождение от транзитных грузов главной железнодорожной магистрали Сибири, а значит, городов Иркутска, Красноярска, Новосибирска. В Нижневартовске (Ханты-Мансийский округ) Севсиб планируется соединить с Белкомуром — будущей новой железной дорогой Севера, которая будет проложена от Финского залива. Магистраль Белкомур является частью транспортного проекта «Восток-Запад». Она пройдет через Соликамск (Пермский край), Гайны (Коми-Пермяцкий автономный округ), Сыктывкар (Республика Коми) и соединит регионы Сибири и Урала с портом федерального значения в Мурманске.

Маршрут Лена-Непа-Витим-Ленск объединит Иркутскую область и Якутию. Эта магистраль необходима в первую очередь Республике Саха для перевозки грузов, которые сейчас транспортируются по реке Лена. Очевидно, что без формирования регулярного транспортного сообщения не может идти речи об эффективном развитии Якутии. Сейчас этот регион сообщается с «большой землей« только в сезон навигации по Лене, зимой — по зимникам и немногочисленными авиарейсами.

Ответвление от ВСЖД Усть-Илимск-Нерюнда сделает доступным Нерюндинское железорудное месторождение, которое планируется активно разрабатывать в ближайшие годы.

В 2009–2013 годах на строительство Севсиба (полная протяженность — 2200 км) необходимо 36 млрд рублей. На путь Лена-Непа-Витим-Ленск (1100 км) — 110 млрд рублей. На Усть-Илимск-Нерюнда — 900 млн рублей. Эти средства планируется получить из федерального бюджета.

Важной составляющей проекта «Северо-Сибирский индустриальный пояс» является расширение пропускной способности БАМа. Как сообщил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, в этом году компания выделит на развитие магистрали в семь с половиной раз больше средств, чем в 2007-м, — 3 млрд рублей. Пропускная способность БАМа будет увеличена за счет строительства новых разъездов и второго пути на некоторых участках. В частности, на Северобайкальском отделении ВСЖД (Республика Бурятия) в 2008 году построят восемь разъездов, тогда как долгое время там появлялось не больше двух новых разъездов в год. «Здесь будет разрабатываться несколько месторождений полезных ископаемых. Кроме того, планируется транспортировать по железной дороге оборудование для строительства Витимской ГЭС, так что грузов по этому участку будут провозить в несколько раз больше», — отметил главный инженер Северобайкальского отделения ВСЖД Сергей Старцев.

Отдельной темой Байкальского форума станет развитие автомобильных магистралей. Администрация Приангарья намерена добиться на Байкальском экономическом форуме включения проекта по строительству автодороги «Вилюй» в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России в 2010–2015 гг.». Трасса «Вилюй» — еще одна артерия, которая свяжет Иркутскую область и Республику Саха (Якутия). «На БЭФ мы объединим наши усилия с властями Якутии, для которых этот проект так же важен, как и для нас. Если расходы на строительство «Вилюя« включат в указанную программу, мы получим для создания новой магистрали очень мощное финансирование», — сообщил заместитель губернатора Иркутской области Сергей Брилка.

О строительстве автомобильного пути, который соединил бы два региона, администрация Иркутской области и правительство республики впервые заговорили в 2003 году. «Это был очень амбициозный проект, потому что получить деньги для него тогда было крайне сложно, — отметил чиновник. — А ведь такая магистраль жизненно необходима регионам! Сейчас настало время превращать амбиции в реальность. Строительство «Вилюя« будет полностью финансироваться из федерального бюджета».

Сейчас по маршруту «Вилюя» ведутся строительные работы на начальном участке дороги Тулун-Братск-Усть-Кут. С 2009-го по 2011 год планируется построить 50 км пути от Тулуна до Братска, 110 км — от Братска до Усть-Кута, 130 км — от Усть-Кута до Верхне-Марково. На участке от Тулуна до Верхне-Марково до 2014 года перестроят несколько мостов для повышения их грузоподъемности.

Существует пять вариантов прохождения автотрассы по территории Иркутской области. В соответствии с одним из них трасса должна пройти через все населенные пункты основного маршрута, с другим — лишь через наиболее крупные города и села. Есть вариант сделать перед выходом на Якутию петлю до Ербогачена. Решается, стоит ли проводить дорогу через Киренск. Сейчас на всех предполагаемых маршрутах проводятся топографические исследования, чтобы выбрать оптимальный вариант. Границу с Якутией дорога пересечет в районе населенного пункта Витим. Трасса «Вилюй» получила свое название от одноименной реки, вдоль которой дорога пройдет по территории Якутии.

«Дорога «Вилюй» свяжет Якутию с крупными городами Иркутской области — Тулуном, Братском, Усть-Кутом. На севере Приангарья идет разработка углеводородных месторождений — автомагистраль нужна обязательно. Крупнейшее в мире месторождение калийных солей — Непский свод — также расположено вдоль маршрута «Вилюя», — отметил Сергей Брилка.

На проектирование магистрали в районе Иркутской области из федерального бюджета выделено 840 млн рублей, на строительство — 25–30 млрд рублей. Подрядчик будет определен на конкурсе, который проведет администрация региона. «Реализацией этого проекта, безусловно, должна заняться очень мощная компания, — отметил Сергей Брилка. — Возможно, это будет предприятие из Красноярского края или с запада страны. У иркутских строительных компаний, разумеется, тоже есть шанс. Такой подряд позволит им значительно вырасти».

На ближайшее время в Иркутской области запланирована реконструкция федеральных автодорог М-53 и М-55. Трассу М-53 «Байкал» будут расширять, на многих участках усиливать дорожное полотно.

В проект реконструкции входит строительство на трассе объездных дорог вокруг городов. Так, в настоящее время строятся объездные дороги вокруг Тайшета и Иркутска (от Вересовки до Шелехова), планируется сдать их в эксплуатацию в 2010 году. К этому же сроку на трассе М-53 будут ликвидированы участки без асфальта. Например, в районе Тайшета асфальтом покроют 38 км дороги.

Трасса М-53 проходит по Иркутской области от границы с Красноярским краем до границы с Республикой Бурятией. «Трасса «Байкал« очень важна для Иркутской области, в том числе она нужна для быстрой транспортировки грузов. На перевозку по железной дороге уходит слишком много времени — нужно долго формировать составы, загружать и разгружать вагоны. Небольшие партии грузов гораздо удобнее возить по автомагистралям. Так что качество полотна М-53 необходимо улучшить», — сказал Сергей Брилка.

Как сообщил заместитель губернатора, на трассе М-55 в ближайшее время будет сдан в эксплуатацию участок в районе железнодорожной станции Глубокая. Там построили путепровод и подходы к нему. На нескольких участках трассы намечена реконструкция, в том числе распрямление дорожного полотна. На ремонт и строительство М-53 и М-55 на территории Иркутской области из федерального бюджета в этом году было выделено 1,5 млрд рублей.

На круглом столе БЭФ «Реализация инфраструктурных проектов: основа стратегии экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока» Иркутская область намерена добиться увеличения федерального финансирования дорог Сибири.

Лариса ОКРУЖКО, Иркутск


Comments are closed.

Так же в номере