Главная » ИТ » Сотовые операторы продолжают делить рынок

Сотовые операторы продолжают делить рынок

Минувший 2011 год на рынке сотовой связи еще раз подтвердил актуальность вопросов удержания абонентской базы и противодействия ее оттоку. Говорить о стабилизации на этом рынке не приходится: Tele2 продолжает активно наращивать абонентскую базу в Новосибирске и, по мнению аналитиков, по итогам 2012 года может догнать по этому показателю МТС, став лидером рынка. В свою очередь в целом по Сибири свои утраченные в кризис позиции стремительно отвоевывает «Билайн», обгоняя «МегаФон» и также приближаясь к МТС. Таким образом, борьба за абонента между операторами сегодня только усиливается.

Расстановка сил в Сибири и Новосибирске

По данным J’Son & Partners Consulting, проникновение услуги сотовой связи по итогам 2011 года составило 155% против 141% в 2010 году и 127% в 2009 году. В Новосибирске этот показатель еще более выдающийся — если двумя годами ранее он составлял 126%, то уже в 2010 году составил 161%, а по итогам 2011 года — 173%. Также в распоряжении «КС» оказались оценки J’Son & Partners Consulting по долям сотовых операторов на рынке по показателю абонентской базы в сегменте B2C за 2012 год в целом по Сибири и конкретно по Новосибирску. Стоит отметить, что собственные данные операторов «большой тройки» расходятся с предоставленными показателями, однако до предстоящей официальной публикации финансовой отчетности «сотовики» не имеют права предоставлять информацию.

Первое место по показателю абонентской базы в сегменте B2C в целом по Сибири под руководством Александра Соловенчука заняла компания МТС: ее доля не претерпела за год существенных изменений, составив 27% против 28% в 2010-м и 2009 годах. Хотя по итогам трех кварталов 2011 года доля МТС по численности абонентов B2C все же опустилась до 26%, однако за год оператор уже сумел выйти на прежний уровень в 27%.

Что касается Новосибирска, то по показателю абонентской базы B2C МТС также удалось удержать первое место, однако темпы снижения в 2011 году оказались более значительными, чем в целом по Сибири. Так, по данным J’Son & Partners Consulting, если в 2009 году МТС удерживал 50% рынка по этому показателю, то в 2010 году — уже 40%, а по итогам 2011 года только 37%.

Комментируя такие показатели, в самой компании отмечают, что делают упор не на количестве, а на качестве абонентской базы. «В условиях высокого уровня проникновения сотовой связи в Сибири мы не ожидаем стремительного роста доли рынка и сегодня делаем ставку только на качественные подключения. Общий объем подключений снижается, при этом мы наращиваем качественную, лояльную абонентскую базу, склонность к оттоку у которой на порядок ниже, что в долгосрочной перспективе позволяет нам укреплять позиции в регионе», — поясняет коммерческий директор по работе с розничным рынком компании МТС Сергей Зданович. По его словам, доля компании на рынке сотовой связи Сибири в целом и конкретно в Новосибирске стабильна. «От месяца к месяцу в зависимости от маркетинговой активности МТС и конкурентов возможны колебания доли рынка в пределах одного процента», — уверяет Зданович.

Второе место на сибирском рынке досталось «Вымпелкому», который, кстати, совершил наибольший рывок среди операторов «большой тройки» по итогам года. Под руководством Романа Шульгинова оператору практически удалось компенсировать существенное падение своих позиций в кризис. В результате, по данным J’Son & Partners Consulting, доля «черно-желтых» на сибирском рынке по показателю абонентской базы B2C составила 25% против 22% годом ранее, что и обеспечило им второе место в регионе после МТС. Для сравнения: в 2009 году доля оператора составляла 26%.

Вместе с тем на фоне успешного наращивания позиций в целом по региону в Новосибирске доля «Вымпелкома» упала с 17% до 16%, хотя еще в 2009 году составляла 23%. Тем не менее если еще год назад «Вымпелком» с такими результатами занимал последнее, четвертое место в Новосибирске по доле рынка в сегменте B2C, то теперь оператору все же удалось обогнать по этому показателю «МегаФон», заняв третье место.

В самом «Вымпелкоме» не согласны с оценками J’Son & Partners, отмечая, что они по нескольким показателям расходятся с внутренними данными самой компании. «Например, в Новосибирске мы наблюдаем не только рост абонентской базы, но и рост доли рынка по этому показателю. Это произошло как за счет привлечения новых абонентов благодаря тарифной политике, так и за счет активной работы с существующей абонентской базой (акции, допуслуги и бонусные программы)», — уверяет директор по маркетингу Сибирского региона ГК «Вымпелком» Максим Шарков.

Третье место по Сибири занимает «МегаФон», позиции которого ослабли на фоне роста «Билайна: если год назад 18% всей абонентской базы B2C приходится именно на «МегаФон», то теперь этот показатель составляет лишь 17%.

Что касается Новосибирска, то доля «МегаФона» по показателю абонентской базы B2C упала более ощутимо — с 18% в 2010 году до 15% в 2011-м, хотя в 2009 году она составляла 22%. Именно поэтому оператор занял последнее, четвертое место по этому показателю в Новосибирске. В самой компании категорически не согласны с такими оценками. «По итогам 2011 года количество абонентов сети «МегаФон» в Сибири увеличилось на 400 000 контрактов, превысив порог в 3,8 млн клиентов и обеспечив долю в 19%. По нашим данным, это один из самых высоких темпов роста абонентской базы среди всех операторов. При этом мы увеличили свою выручку в денежном выражении на 30%. Аналогичная ситуация обстоит с Новосибирском. При устойчивом росте потребления услуг «МегаФона» мы не видим причин для падения нашей доли в регионе (причем столь стремительного). По всей видимости, здесь очевидна неточность учета данных аналитическим агентством, тем более что предоставленные данные носят оценочный характер», — сетует коммерческий директор Сибирского филиала «МегаФон» Денис Маликов.

Генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что причиной отставания «МегаФона» от конкурентов может быть то, что МТС и «Билайн» были более активными в плане маркетинговых инициатив в Сибири. Другим фактором, по его мнению, может быть то, что их тарифы лучше отражали потребности абонентов. Вместе с тем Денис Кусков не видит смысла драматизировать ситуацию. «Любой оператор работает на рынке не только с оглядкой на конкурентов, но и выполняет свои бизнес-планы, которые могут предусматривать как увеличение доли по абонентской базе, так и рост дохода. Если говорить про «МегаФон», то для него характерен высокий показатель дохода на одного абонента (ARPU)», — считает Денис Кусков.

Четвертое место по Сибири досталось компании Tele2, которая под руководством Алексея Ноздрина ожидаемо продемонстрировала самые высокие темпы прироста доли рынка в Сибири — с 13% до 16%. Если же рассматривать два последних года, то доля шведского дискаунтера, по данным J’Son & Partners Consulting, возросла сразу на 6 процентных пунктов.

Значительно выросла абонентская база Tele2 и в Новосибирске. Если в 2009 году доля оператора составляла всего 5%, то в 2010 году уже достигла показателя в 26%, а в 2011-м — 32%, что обеспечило оператору второе место на рынке. В самой компании отмечают, что их абонентская база B2C в Сибири выросла на 7%. «Это медленнее, чем база компании растет в целом по России, потому что в регион входят Омск и Кемерово, где Tele2 работает больше восьми лет и уже давно занимает высокие позиции», — поясняет генеральный директор макрорегиона «Сибирь» компании «Tele2 Россия» Алексей Ноздрин. При этом в среднем по России в 2011 году ARPU (средний доход на одного абонента) у Tele2 составил 221 рубль, а MoU (количество минут, выговариваемых среднестатистическим абонентом в течение месяца) — 241 минуту. По словам Алексея Ноздрина, эти цифры с минимальной долей погрешности справедливы и для Сибири. В качестве основных драйверов роста в Tele2 называют снижение цен, активную работу над сетью, новыми услугами, дистрибуцией, что в комплексе приносит свои плоды.

В целом в минувшем году в компании реорганизовали дилерскую сеть, начали внедрять новый фирменный стиль, существенно расширили зону покрытия и улучшили сеть в достаточно новых для компании городах — Новосибирске и Томске. Среди важных проектов стоит отметить подписание соглашения о развитии мобильной связи в области с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко, на котором присутствовал президент головной компании Tele2 (Швеция) Матц Гранрид. Вместе с тем сейчас Tele2 бросает все силы на освоение Дальнего Востока, поэтому в ближайшее время выход оператора в новые регионы Сибири маловероятен.

Замыкают «пятерку» структуры «Ростелекома» («Байкалвестком», «Енисейтелеком» и Skylink) с 15% рынка, всего лишь на 1 процентный пункт отставая от Tele2. Однако если доля шведского дискаунтера на местном рынке плавно росла в течение года, то у «Ростелекома» плавно падала — с 21% в 2009 году и 19% в 2010 году до 15% в 2011 году. Вместе с тем, учитывая объединение структур оператора в единый «сотовый» бренд, в дальнейшем доля «Ростелекома» будет расти как путем наращивания присутствия в действующих регионах (Красноярский край, Иркутская область, Алтайский край), так и путем выхода в регионы, где оператор не представлен, в частности, в Новосибирск. Результаты этого процесса можно будет наблюдать уже по итогам 2012 года. В самом «Ростелекоме» пока не комментируют собственные результаты на рынке сотовой связи в 2011 году.

Безмятежность или активный «передел»?

Оценивая результаты года, участники рынка и аналитики сходятся в том, что говорить о стабилизации рынка и его «поделенности» пока достаточно преждевременно. Операторам связи еще предстоит активно работать над программами лояльности, потому как уже сейчас порядка 10–15% от общей абонентской базы составляют те клиенты, кто не привязан к оператору и охотно реагирует на различные промотарифы конкурентов. «В связи с этим лидеру рынка очень опасно «почивать на лаврах» и не уделять абонентам должного внимания. МТС предстоит предпринимать серьезные меры, чтобы удержать свои позиции в регионе. В 2012 году вполне вероятно дальнейшее увеличение доли Tele2 в Новосибирске, что при сохранении активной позиции оператора может привести к тому, что шведский дискаунтер может стать лидером рынка столицы Сибири», — уверен Денис Кусков. По его словам, опыт некоторых других регионов России, куда Tele2 пришла последней, но через 2–3 года стала лидером, говорит о вероятности такого исхода. «Техническое состояние сети у всех четырех операторов в Сибири достаточно схожее, поэтому все зависит от успешной работы «продажников». Таким образом, учитывая приемлемое качество связи Tele2 в сравнении с федеральными операторами, шведский дискаунтер может легко использовать свои конкурентные преимущества в борьбе за абонента. Однако при этом необходимо понимать, что достичь первого места по абонентской базе — не такая сложная задача, и на это при желании способен каждый из операторов. Вместе с тем при такой политике можно легко «уронить» финансы. Именно поэтому в таких вопросах нужно придерживаться золотой середины», — предостерегает Денис Кусков.

При этом стоит отметить, что для многих компаний «большой тройки» сегмент B2B имеет существенно больше перспектив, чем B2C. Из всех опрошенных «КС» операторов своими показателями в этом сегменте поделились только в МТС. По собственным данным компании, она является лидером по абонентской базе в сегменте В2В в Сибири, где более 50% корпоративных клиентов являются абонентами МТС. За год абонентская база МТС в сегменте B2B в Сибири выросла на 15%, при этом некоторые регионы СФО, под собственным данным компании, показали еще более существенный прирост: так, абонентская база В2В-сегмента в Республике Алтай увеличилась на 60%, в Кемеровской области — на 22%. По мнению аналитиков, укрепление позиций оператора в сегменте B2B может компенсировать возможные потери в B2C.

Мобильный Интернет как драйвер роста

Одним из основных драйверов роста для сотовых операторов остается мобильный Интернет. Так, в «Билайне» считают это направление одним из самых перспективных. «На данный момент абонентский рост на большинстве рынков телекоммуникационной отрасли практически закончился, показатели уровня пользования у многих абонентов достигли максимально возможных величин, в связи с этим происходит значительное изменение основной отраслевой парадигмы. На смену голосовым услугам приходит передача данных», — констатирует Максим Шарков. Поэтому уже давно наблюдается и будет только продолжаться значительный рост услуг по передаче данных. Его темпы оцениваются различными аналитиками по-разному: в диапазоне от 40 до 70 раз за ближайшие пять лет. По словам Максима Шаркова, все это напрямую связано с потребностями пользователей всегда оставаться на связи, а также иметь доступ к интересующему контенту всегда и везде: во время поездки в общественном транспорте, во время ожидания в очереди, на совещании, во время прогулки, на отдыхе и т. д.

С такой позицией согласны и в «МегаФоне». «В 2011 году драйвером роста «МегаФона» стали сети 3G, в развитие которых компанией было вложено столько же капитальных инвестиций, что и в 2010 году. Выбирая изначально услуги 3G и приобретая модем, наши новые абоненты постепенно начинали использовать SIM-карту «МегаФона» и для голосовой связи. Поэтому можно констатировать, что существенное влияние на рост абонентской базы компании оказал переток клиентов от других операторов», — поясняет Денис Маликов.

В сибирском подразделении «Билайна» отмечают, что уже несколько лет наблюдают в Сибири постоянный рост трафика передачи данных. Так, в 2011 году прирост составил 163%, а по Новосибирску аналогичный показатель равен 132%. «Если сравнивать трафик пользователей Интернета с телефона, то с декабря 2010 года по декабрь 2011-го он увеличился по Сибири практически в 10 раз. Также мы наблюдаем рост проникновения мобильного Интернета с телефона среди наших абонентов в Сибири на 86%, в Новосибирске — на 136%», — поясняет Максим Шарков. Предпосылками и одновременно следствием развития мобильного Интернета являются такие тенденции, как рост скоростей передачи данных и снижение стоимости выхода в сеть с мобильного телефона или модема.

В свою очередь ежемесячно передаваемый абонентами МТС объем трафика увеличился за год в 2,5 раза, а количество пользователей мобильного Интернета среди абонентов МТС выросло на 25%. При этом в МТС отмечают, что благодаря активному строительству сети «третьего поколения» в регионе доля 3G-трафика в общем объеме интернет-трафика в сети оператора в Сибири уже превышает 90%. Площадь покрытия сети 3G в Сибири, по собственным данным компании, выросла в шесть раз. Параллельно со строительством сети 3G МТС проводит работы по модернизации установленных базовых станций. Вместе с тем, несмотря на это, стоит отметить, что далеко не все клиенты оператора довольны качеством оказания услуг 3G.

Наконец, рекордные цифры прироста объема передачи данных прогнозируемо называют в «МегаФоне». По данным компании, объем интернет-трафика в сети «МегаФон» за 2011 год увеличился в пять раз. «Например, в одном только декабре 2011 года наши абоненты потребили трафика, по объему сопоставимого со всем трафиком передачи данных за 2010 год. При этом выручка от услуг передачи данных выросла только в два раза», — поясняет Денис Маликов.



Comments are closed.

Так же в номере