Главная » Недвижимость » Парад сибирских генпланов

Парад сибирских генпланов

Градостроительный форум

В региональных центрах всех сибирских территорий практически полностью исчерпаны возможности точечной застройки, и необходимо переходить к освоению крупных площадок на окраинах. В связи с этим все большую актуальность приобретает наличие генеральных планов развития муниципалитетов. Не случайно для Сибирского федерального округа богатым на генеральные планы стал именно прошлый год.

Иркутск

Фото Вадима ГОЛУБИНА

Региональным центром, где раньше всех принят генеральный план развития, стал Иркутск. Городские депутаты утвердили главный градостроительный документ в июне 2007 года. Работа над ним велась шесть лет. Генпроектировщиком выступило ОАО «Иркутскгражданпроект», а стоимость документа, который определяет приоритеты развития столицы Восточной Сибири до 2020 года, составила 14 млн руб.

В соответствие с генпланом Иркутск практически не должен увеличиться в размерах, хотя к 2020 году численность жителей возрастет с 578 тыс. до 620 тыс. человек, суммарная площадь жилого фонда составит 19,4 млн кв. м. Таким образом, на одного человека будет приходиться около 26 кв. м (сегодня эта величина составляет порядка 19,4 кв. м).

За 13 лет в Иркутске должно быть построено порядка 4 млн кв. м жилья, при этом снос ветхой и аварийной застройки составит чуть менее 500 тыс. кв. м. Лидерами по количеству новостроек станут Свердловский округ, полуостров Чертугеевский, Студгородок, микрорайоны N N 6–8 Ново-Ленино, площадка по улицам Сурнова, Рабочего штаба. В Октябрьском округе предполагается «пробивка» так называемого Байкальского луча, который даст развитие городу в юго-восточном направлении, к Байкалу.

В центре должен быть сформирован современный деловой район при сохранении исторического архитектурного ансамбля: там планируются уплотнение застройки, вынос промышленных предприятий и оптовых рынков и постройка офисных зданий. Важное новшество — строительство двух транспортных колец, большого и малого.

К 2010 году в областном центре должна быть построена обходная трасса, которая избавит город от транзитного транспорта. В самом городе власти Иркутска планируют организовать скоростную транспортную сеть с выходами на внешние магистрали. Всего через 13 лет в Иркутске появятся 32 развязки и 11 подземных переходов.

Генплан предполагает вынос иркутского аэропорта за пределы города, в падь Ключевую, к нему предполагается подвести автомобильный и железнодорожные пути.

Омск

Спустя месяц после Иркутска генеральный план развития был принят в Омске. Старый вариант омского генплана был утвержден в марте 1970 года, и расчетный срок его реализации истек в 2000 году. По словам академика архитектуры, руководителя отделения РАН в Омске Альберта Каримова, из старого генплана было выполнено 10% работ: в городе так и не появилось главного канализационного коллектора, крупных водоводов, новых очистных сооружений и метро.

Генеральным проектировщиком нового плана выступил институт ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», для разработки «Концепции социально-экономического и пространственного развития города Омска и Омского городского округа», которая вошла в генплан, также привлекались проектные институты ООО «Ленгипрогор» (Санкт-Петербург) и ФГУП «Гипрогор« (Москва»). Стоимость генплана застройки областного центра составила 46,5 млн руб., а примерные цифры его реализации оцениваются в 130 млрд руб.

По словам заместителя генерального директора «Омскгражданпроекта» Ларисы Масловой, одним из принципиальных положений нового генерального плана с точки зрения структуры является то, что «Омск — великий сибирский город на великой сибирской реке». Иртыш играет в Омске роль главной композиционной оси, и его берега, согласно генплану, станут частью города.

По генплану приостанавливается развитие города в южном направлении, прекращается отвод земельных участков. Не предполагает территориального роста и восточный промузел, а запад и северо-запад, наоборот, будут развиваться. Так, на севере Омска, например, планируется возведение крупных логистических комплексов.

Но самым существенным изменением будет постепенное перемещение центра Омска с правого берега Иртыша на левый. Там из спального района предполагается сформировать полноценную среду жизнедеятельности. Для этого до 2015 года там необходимо построить около 6,5 млн кв. м жилья. Также, по словам Ларисы Масловой, на левом берегу должен появиться современный общественно-деловой центр, некое подобие «сити».

«Ненормальной является ситуация, когда из 1,1 млн населения на левом берегу проживают 200 тыс. человек, остальные живут на правом», — считает главный архитектор Омска Анатолий Тиль.

В целом до 2025 года в городе Омске необходимо построить 23–26 млн кв. м жилья при нормативной обеспеченности в 30 кв. м на человека.

Принципиальными вопросами являются обустройство инженерной и транспортной инфраструктуры Омска. В генплане содержится концепция создания городской электрички, а к 300-летию города будет построен мост вдоль правого берега Иртыша.

Сейчас перед проектировщиками стоит задача в кратчайшие сроки для всей территории Омска (55 тыс. га) разработать проекты планировок территорий, инженерной инфраструктуры, дорог, промышленных объектов, обозначить красные линии, а к 2009 году разработать правила землепользования.

Томск

Существовавший до недавнего времени генплан Томска разрабатывался в конце 1987 года и был рассчитан до 2010 года, а по некоторым разделам — до 2015-го. Вместе с тем город активно развивался, и этот документ перестал соответствовать реалиям жизни. 27 ноября 2007 года был утвержден новый генплан.

Генеральным проектировщиком нынешнего главного градостроительного документа стал научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург).

Директор «ЭНКО» Ольга Красовская сообщила корреспонденту «КС», что в основу новой градостроительной концепции разработчики заложили принципы «дифференциальной и тактичной политики» по отношению к историческому облику областного центра. Вместе с тем разработчики не предлагают превратить Томск в музей под открытым небом, поскольку существующая городская инфраструктура нуждается, с их точки зрения, в серьезной реконструкции.

По словам заместителя генерального директора НПИ ПП «ЭНКО», главного инженера проекта Александра Петрова, генплан исходит из сохранения нынешней численности Томска, которая составляет 500 тыс. человек. В то же время предусмотрены площадки для перспективного развития Томска к 2025 году, которые могут быть использованы для увеличения численности населения и до 600–700 тыс. человек. В генплане заложены площадки для нового строительства, которые позволят городу развиваться на юг, в сторону Степановки, и на восток, где должен появиться новый жилой район — Восточный. Исторический центр города выделен в особо охраняемую зону.

По словам главного архитектора Томска Александра Авсейкова, в соответствии с генпланом в городе появятся микрорайоны Фруктовый, Родник и другие. По новому генплану должно быть развернуто 17 строительных площадок. В районе Болота после сноса существующих ветхих зданий предполагается возведение домов малой этажности. Вдоль Иркутского тракта появятся самые высокие здания. В микрорайоне Высотный будут жилые дома 15, 17 и 21 этажей. На Чекистском тракте, соединяющем Томск и Северск, должны быть построены спортивные и развлекательные центры. Всего к 2025 году должно быть возведено порядка 15 млн кв. м жилья.

С точки зрения транспортной инфраструктуры предусмотрено строительство автомобильного кольца по двум берегам реки Томь, рекреационной пешеходно-транспортной набережной, позволившее уменьшить автомобильный поток на пр. Ленина, с которым магистраль давно уже не справляется.

Намечен вынос за черту города ряда промышленных предприятий.

Барнаул

Расчетный срок предыдущего генерального плана Барнаула истекал в 2010 году. Однако документ перестал соответствовать реалиям еще раньше. К корректировке плана было привлечено ФГУП «Российский научно-исследовательский проектный институт урбанистики» (г. Санкт-Петербург). Раздел «Транспорт» выполняли специалисты ЗАО «Петербургский НИПИград», раздел «Связь и телекоммуникации» — ОАО «Гипросвязь СПб», раздел «Современная экологическая обстановка» — ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу». Работы были завершены в феврале 2007 года, их общая стоимость составила 10,1 млн руб.

По мнению разработчиков, Барнаул в ближайшие 20 лет должен превратиться в торгово-деловой межрегиональный центр международного уровня.

За основу взят оптимистический сценарий, по которому в 2025 году население Барнаула увеличится с 658 тыс. до 675 тыс. человек. К тому времени на каждого жителя будет приходиться по 30 кв. м жилья. Для этого предлагается снести около 500 тыс. кв. м аварийных зданий, а также развернуть жилищное строительство на территории, занимаемой садоводческими участками (в черте города). Кроме этого, предполагается, что город расширится в сторону аэропорта, где предполагается построить деловой район. Всего будет построено 9 млн кв. м жилья.

Должно поменяться и соотношение малоэтажного и многоэтажного жилья: с нынешних 10% к 90% перейти к соотношению 20% на 80%.

В плане заложено строительство Северного обхода, который улучшит связь с Новосибирском и позволит транзитному транспорту миновать Барнаул. Предложили разработчики построить и новый мост через Обь.

Красноярск

Нынешний генеральный план, по которому живет Красноярск, принимался в 2001 году и был рассчитан до 2020 года. В его основу легли нереализованные задачи генплана 1973 года — строительство четвертого автомобильного моста через Енисей, новых жилых районов на Кузнецовском плато, в Слободе Весны, Николаевке, на Солонцовской площадке, на острове Пашенный, перенос нефтебазы за пределы городской черты.

Вслед за принятым генпланом в 2001 году институтом «Красноярскгражданпроект» были разработаны основные направления развития жилищно-гражданского строительства на период до 2010 года. Схему движения транспорта разрабатывал научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга.

В основе генплана лежит прогноз роста численности населения города. К 2010 году в Красноярске будет жить 1 млн человек, а к 2020 году число горожан вырастет еще на 100–150 тыс.

Согласно генеральному плану, предполагается снос деревянного жилого фонда. А на освобожденных площадках, в частности, по берегам реки Качи, возведут кварталы многоэтажных домов. Огромные жилые районы должны появиться практически во всех районах Красноярска, одним из участков массовой застройки станет левобережье.

Изменится структура городской застройки. Вместо традиционной линейной предполагается перейти к радиально-расчлененной, когда улицы от площадей расходятся лучами. Предполагается ликвидация судостроительного и маргаринового заводов, мясоперерабатывающего и деревообрабатывающего комбинатов, которые в настоящее время бездействуют. На их месте также появятся жилые кварталы.

Планируется, что к 2010 году заработает первая очередь метрополитена. Строительство четвертого автомобильного моста через Енисей в районе старого железнодорожного моста должно стать завершающим этапом в формировании транспортного кольца вокруг краевого центра. Это позволит направить поток машин с юга края в обход города.

Генеральный план Красноярска запрещает строительство крупных предприятий. Хотя размещение новых «экологически чистых» производств возможно. Это могут быть заводы легкой, пищевой, строительной индустрии и коммунально-складские организации.

Есть в генплане и достаточно амбициозные намерения, например, построить первый в Сибири Диснейленд. Парк будет разбит на площадке в 1,5 га, различные аттракционы должны быть помещены под специальный купол. Работы должны начаться, предположительно, весной текущего года, строить Диснейленд собираются в течение трех лет.

Осенью прошлого года говорилось и о том, что действующий генплан нуждается в корректировке: «Все мы видим, насколько бурно развивается строительство в нашем городе. Поэтому с учетом того, что было сделано за последние 10–15 лет, в план необходимо внести изменения», — отметил главный архитектор Красноярска Аркадий Супоницкий.

Кемерово

В настоящее время в Кемерове действует Генеральный план 1997 года, пролонгированный до 2010 года. Анализ генплана проводили специалисты Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики Госстроя России (Санкт-Петербург), в их заключении говорилось, что документ достаточно грамотный, но существует необходимость его корректировки.

Главная проблема города — транспортная. По мнению специалистов, в Кемерове необходимо пересмотреть транспортные развязки, оценить их технический уровень и пропускную способность.

В дополнение к генплану, по словам главы города Владимира Михайлова, в течение 2006 года дополнительно были разработаны и утверждены следующие документы: «Схема перспективных зон размещения жилищно-гражданского строительства на периоды до 2010, 2015 и 2020 годов», «Схема инженерного обеспечения перспективных зон», «Правила землепользования и застройки«.

Последний документ был принят раньше, чем во многих муниципальных образованиях Сибирского федерального округа. По словам главного инженера ООО «А-проект Кемерово — ПСК» (которое разрабатывало «Правила землепользования и застройки») Натальи Карташовой, в документе четко прописано, где и какого рода объекты могут быть построены.

Помимо этого в 2007 году в Кемерово была принята программа развития города до 2021 года. Рабочая группа, в состав которой вошли специалисты администрации города, представители профсоюзов, общественности и ученые, определила сильные и слабые стороны развития областного центра, возможные риски и ресурсы, как наличные, так и привлекаемые.

Новосибирск

Новосибирск дольше всех из сибирских региональных центров жил по старому генеральному плану: последний градостроительный документ был утвержден в 1968 году. Договор на разработку нового плана с ОАО «СИАСК» мэрия заключила 26 июля 2006 года, и чуть больше года спустя — 13 августа 2007 года — появилась официальная информация о назначении публичных слушаний. С учетом всех дополнений Генеральный план Новосибирска до 2030 года был утвержден 26 декабря 2007 года.

В соответствии с ним основой всего дальнейшего развития города должна стать транспортная инфраструктура. Для решения масштабных проблем дорожного движения разработчики предложили создать внешнее транспортное кольцо типа МКАД. Оно образуется строящимся сейчас Северным объездом федеральной трассы «Байкал», Восточным и Южным объездами. Вторая составляющая транспортного «каркаса» — магистрали непрерывного движения. Третьим элементом новой дорожной инфраструктуры должно стать сооружение пяти мостов через Обь и трех — через Иню.

В разделе о водных объектах запланированы расчистки рек, благоустройство и укрепление их берегов. Предусмотрена реконструкция существующих водозаборов, что очень важно для обеспечения устойчивого и надежного водоснабжения, так как сейчас происходит падение уровня воды в реках.

По прогнозам, к 2025 году в Новосибирске станет на 15% меньше промышленных зон. Левобережье перестанет быть территорией отдельных рабочих поселков при промышленных предприятиях. В течение 25 лет столица Сибири превратится в Большой Новосибирск, как это свойственно мегаполисам мира, произойдет расширение города, постепенное сращивание его с Новосибирским районом. Помимо многоэтажного жилья будет развиваться средне- и малоэтажное строительство.

Интересные факты

— В Красноярске намерены построить первый в Сибири Диснейленд. Парк должен появиться на площадке в 1,5 га, различные аттракционы планируется поместить под специальный купол. Предположительно, строительство должно начаться весной текущего года и продлиться в течение трех лет.

— В Иркутске частным автовладельцам хотят запретить доступ в центр города: на границе большого транспортного кольца, которое предполагается генпланом, построят автостоянки, на которых можно будет оставить машину и далее пользоваться общественным транспортом.

— В Омске планируется постепенно переместить центр города с правого берега Иртыша на левый, где на сегодняшний день проживает 18% населения.

— В Кемерове раньше других городов (в 2006 году) были приняты Правила землепользования и застройки.

— Новосибирск дольше всех из сибирских региональных центров жил по старому генеральному плану: последний градостроительный документ был утвержден в 1968 году.

Анастасия БЕЛЕНКОВА


Comments are closed.

Так же в номере