Главная » Политика » Три сибирских дня вице-премьера

Три сибирских дня вице-премьера

Официальная часть поездки первого вице-премьера российского правительства Дмитрия Медведева в Сибирь (13 февраля — Барнаул, 14-го — Новосибирск, 15-го — Красноярск) завершилась встречей «без галстуков» с руководителями ведущих сибирских СМИ. Она прошла в Красноярске, в ТРК «Афонтово». Среди участников встречи был редактор «КС» МИХАИЛ СТОЛЯРОВ. Часть вопросов, которые задавались вице-премьеру, напрямую касалась социально-экономического развития сибирских территорий.

Фото Виталия ВАЛИШЕВСКОГО

— Дмитрий Анатольевич, подведите итоги вашей поездки в Сибирь.

— Итоги неплохие, потому что удалось провести несколько серьезных мероприятий. Начну с Барнаула. Там состоялся сельский сход — я считаю, беспрецедентное мероприятие. Его смысл — обсудить те проблемы, которые волнуют наших аграриев. Причем, как неоднократно говорили выступающие, это проблемы не собственно аграрного производства (хотя они, безусловно, важные и сложные), а проблемы жизни 40 млн человек, занятых в АПК. По итогам схода будут даны поручения, прежде всего связанные с реализацией государственной программы развития сельского хозяйства и отдельных аспектов жизни на селе.

Второе серьезное мероприятие проходило в Новосибирске. Там состоялся съезд матерей Сибири, на котором обсуждалась демографическая тематика. В этом совещании участвовали губернаторы Сибирского федерального округа. Что меня больше всего обрадовало — руководители регионов обсуждали не только традиционные для нашей страны сложности, но и решали абсолютно актуальный социальный вопрос. И главное -губернаторы рассуждали на эту тему не просто профессионально и заинтересованно, а говорили об уже ведущейся работе. Хотя еще 3–4 года назад сама по себе проблематика такого совещания показалась бы сверхъестественной. Это очень важное мероприятие. Тем более когда обсуждаешь такие проблемы в региональном разрезе, всегда возникают новые ракурсы, которые могут быть реализованы в дальнейшем.

В Красноярске я участвовал в работе Пятого экономического форума. Судя по количеству и качеству участников (в зале яблоку некуда было упасть), наблюдался значительный интерес к тем проблемам, которые здесь рассматривались. Беседуя с Александром Хлопониным, я сказал, что такие форумы показывают направление развития всей страны, концентрируют внимание власти, бизнеса и общества на решении наиболее сложных задач, рассчитанных на десятилетия вперед. В то же время они имеют прикладную цель. Большое количество самых крупных бизнесменов приехали в Красноярск, и это явно будет иметь очевидные, ощутимые инвестиционные плоды.

— Регионы, в том числе и сибирские, значительно отличаются по уровню своего потенциала. Как будет строиться система выравнивания различий в социально-экономическом развитии регионов?

— Механизм должен быть разумно-универсальным, и в то же время он должен опираться на региональную специфику. Невозможно сравнивать условия в Тыве и Мурманской области. Они разные. В этом, кстати, не только недостатки нашей страны, но и ее достоинства — возможность реагировать на вызовы и угрозы по-разному. Конечно, должен быть определенный набор принципов, по которым регионам оказывается поддержка, происходит выравнивание бюджетной обеспеченности, привлечение инвестиций. Но даже эти принципы невозможно по кальке перенести на любую территорию. В регионах есть масса инвестиционных проектов, которые могут украсить любую программу социально-экономического развития. Здесь уже вопрос к региональному руководству — они должны грамотно выстроить систему приоритетов, выбрать сферы, куда правильно привлечь деньги.

— На чем может базироваться оценка конкурентоспособности регионов?

— Критерий оценки может быть только один — отношение населения к преобразованиям. Всякого рода инвестиции, преобразования в социальной сфере должны происходить так, чтобы население каждый день замечало изменения. Позитивные перемены должны происходить постоянно. Критерий оценки — не те цифры, которые доставляются в правительство РФ и администрацию президента, а отношение людей к результатам проводимой экономической политики.

— Как сохранить национальную самобытность при создании новых территориальных объединений?

— Это очень важная задача, так как у нас многонациональная страна, и мы обязаны сохранять национальную идентичность всех этносов, которые ее населяют. Здесь оптимальным средством являются целевые программы, которые должны быть и на региональном, и на федеральном уровне. Кроме того, в нормативных актах, принимаемых при создании новых территориальных объединений, должна быть отражена и национально-культурная специфика.

— Есть ли шанс у сибирских городов принять участие в таком крупном федеральном проекте, как развитие нанотехнологий?

— Если уж кто имеет такой шанс, то это именно города Сибири. Их возможности, которые возникли еще в советские времена, неисчерпаемы. Здесь всегда была сильна оборонная промышленность, очень сильна наука. Наша задача — возродить инвестиционный потенциал и привлекательность сибирских городов. Государство избрало одним из приоритетов работу в сфере нанотехнологий. Совокупные затраты по этой тематике, по тем программам, которые реализуются сейчас, превышают 220 млрд рублей. Объем финансирования Роснанотеха определен в размере 130 млрд рублей. Конечно, эти деньги будут распределяться на конкурсных началах. Иного не может быть в рыночной экономике. Но у предприятий Сибири есть самые высокие шансы получить заказы в рамках этой программы.

— Какая роль отводится свободным экономическим зонам?

— Их роль — технологическая. Создание свободных зон — не самоцель. Это не способ государственного развлечения, а механизм привлечения дополнительных инвестиций. У нас в стране созданы 14 зон. Они только начинают работать, но будем надеяться, что они все-таки принесут свои плоды — дополнительные инвестиции, новые предприятия, новые рабочие места. Собственно, в этом и заключается цель такого экономического эксперимента. Но не стоит рассчитывать, что развитие зон кардинально изменит ситуацию в стране. Нужно заниматься развитием экономики в целом.

— Финансовые рынки переживают сейчас кризис ликвидности и повышение ставок рефинансирования. Как это может повлиять на рынок ипотечного кредитования и выполнение программы «Доступное жилье»?

— Конечно, увеличение ставки рефинансирования, даже на 0,25%, — это сигнал. Сигнал, что в финансовой сфере существуют определенные проблемы, на которые не может не реагировать ЦБ. Это следствие тех процессов, которые происходят на международных финансовых рынках. Вхождение России в глобальную финансовую систему имеет и очевидные плюсы, и очевидные минусы, заключающиеся в том, что мы стали прозрачными для всех экономических ветров, которые дуют на планете. При этом главное — не подхватить насморк. У нас ничего критичного, в принципе, не происходит. Финансовая система устойчивая, банки имеют достаточный запас ликвидности, а у государства есть все рычаги, чтобы в необходимых случаях оказывать им поддержку. Конечно, всякое увеличение ставки рефинансирования ведет к росту финальной ставки и по ипотечному кредиту. Но я надеюсь, что объем кредитования по ипотечным программам в этом году будет не меньше, а даже больше, чем в прошлом.

— Когда «Газпром» окончательно договорится с ТНК-ВР по поводу Ковыктинского газоконденсатного месторождения?

— Переговоры «Газпрома» с ТНК-ВР были очень сложными. В конечном счете выработана приемлемая модель. Насколько я понимаю, сейчас идет процесс обсуждения неких небольших расхождений. Надеюсь, в ближайшее время финальные документы будут подписаны. Что касается стратегии освоения месторождения, то скажу так — вопрос промышленной эксплуатации Ковыкты и вовлечения газа с этого месторождения в промышленную эксплуатацию должен быть отделен от вопроса газификации Иркутской области. Газификацией нужно заниматься вне зависимости от того, какой объем газа будет добываться на Ковыкте в тот или иной период времени.

Считаю, что в нашей стране долгое время была постыдная ситуация с газификацией регионов. Мы этим просто не занимались. Сейчас этот вопрос решается, и мы должны довести газ практически до любого селения Российской Федерации.

— Как вы оцениваете состояние дел с газификацией Алтайского края?

— То, как этот процесс пошел в последние годы, не может не радовать. Губернатор Александр Богданович Карлин с большим вдохновением рассказывал мне, какие инвестиции были сделаны за последние годы, — порядка 1,2 млрд рублей. Удалось построить 200 км магистральных трубопроводов. Газ пришел в Белокуриху. Это долгожданное событие, так как курорт российского, а может быть, и мирового значения до сих пор не был газифицирован. Приход газа в Алтайский край, конечно, скажется на развитии его инвестиционного и туристического потенциала. Когда программа газификации будет завершена окончательно, зависит от возможностей самого региона и «Газпрома». Думаю, речь идет о нескольких годах, хотя потребуются еще значительные инвестиции. Самое главное, что этот процесс пошел очень быстрыми темпами, и надеюсь, результаты будут и в этом году, и в следующем. Насколько знаю, в ближайшее время будет подписан график синхронизации работ с «Газпромом» на 2008 год.

— Когда будет определен маршрут поставок сибирского газа в Китай?

— Что касается газовых поставок в Китай, то маршрут продолжает обсуждаться. Существует два основных направления — западное и восточное. И то, и другое мы считаем перспективным. Точно так же к этому относятся и наши китайские коллеги. Но вопрос окончательной прокладки газопроводов пока не решен. Мы дружим с китайскими товарищами, выстраиваем отношения со всеми партнерами, но они должны понимать, что поставки газа осуществляются на коммерческих принципах.

— Каким образом государство собирается оказывать поддержку регионам и строительным компаниям в финансировании инженерных коммуникаций?

— Такая программа у нас есть. Уже два года осуществляется подпрограмма развития инженерных сетей в рамках программы «Жилище». Есть и достижения, есть и недостатки. Механизмы, которые мы использовали в 2006-м и 2007-м годах, оказались не так эффективны, как рассчитывали. Поэтому мы отказались от системы государственных гарантий и переходим на систему субсидий кредитной ставки. Надеюсь, это принесет лучший результат.

Хотя никаких иллюзий нет, очевидно, что только за счет этой программы инженерные сети в стране до нужного уровня не развить. Для решения этой проблемы необходим совместный труд Федерации, регионов, муниципалитетов и бизнеса. Бизнес готов вкладывать средства в эти проекты. Уже в прошлом году были установлены новые правила по передаче в залог объектов инженерной инфраструктуры. Во всем мире нет более серьезной ценности, чем земля. Наши банки пока очень осторожно кредитуют под залог земли, потому что она долгое время была выбита из залогового оборота. Но я абсолютно уверен, что в конечном счете мы придем именно к такой схеме. Сегодня у муниципалитетов есть право залога земель под развитие инженерной инфраструктуры. Значит, должны появиться деньги. Этот механизм еще не заработал, но я на него рассчитываю как на основной способ решения этой задачи.



Comments are closed.

Так же в номере