Главная » Менеджмент » Интернет-сообщество золотых кадров страны

Интернет-сообщество золотых кадров страны

Социальная ответственность бизнеса

В этом учебном году победителями Федеральной стипендиальной программы Владимира Потанина станут 170 талантливых студентов из девяти ведущих вузов Сибирского федерального округа. Число учебных заведений, в которых проводится конкурсный отбор, время от времени меняется. В 2008 году к их числу присоединился Новосибирский государственный технический университет. Одним из «долгожителей» программы является Новосибирский государственный университет, в этом году пополнивший базу золотых кадров еще одной двадцаткой талантливых студентов.

Соревнования, называемые среди студентов «потанинками», проходили в НГУ с 18 по 20 февраля и традиционно включали в себя два этапа. Проводимое в первый день тестирование определило кандидатов на участие в дальнейших состязаниях. Претендовать на победу могут только те студенты вузов-участников, которые закрыли две сессии подряд на отлично. Впрочем, на этом проверка знаний по предметам заканчивается. Организаторы подчеркивают, что отличная учеба является обязательным, но далеко не главным критерием отбора. Тестовое задание включает в себя 50 вопросов на выявление интеллектуальных способностей и 30 — на проверку эрудиции.

Конкурс в НГУ получился небольшой. На право пройти во второй тур претендовали всего 110 участников, из которых необходимо было отобрать лучшую сотню. По словам менеджера благотворительного фонда В. Потанина Елены Каденковой, число претендентов в разных вузах отличается. Оно напрямую зависит от общего количества отличников и величины института. В среднем в больших вузах отбор проводится среди 300 человек.

Второй день конкурса традиционно был посвящен ролевым играм. В этом году в программе участвуют специалисты ООО «Центр интенсивных технологий обучения» (Москва). Задача экспертов заключается в том, чтобы выявить среди участников наиболее творческих студентов, обладающих лидерскими качествами и активной жизненной позицией. Претендентам на стипендию необходимо было пройти порядка десяти конкурсов, поработать в нескольких группах.

В этом году ролевые игры были связаны интернет-тематикой. Участники объединялись в серверы и сообщества, создавали личные блоги.

Если к одним заданиям участники могли подойти с некоторой долей юмора, то другие требовали серьезной и сосредоточенной работы.

Вторая половина дня была посвящена подготовке социальных проектов. Один из них будет представлен двадцаткой победителей на общей для вузов Сибирского федерального округа деловой игре, которая пройдет 14 марта в Красноярске. «На сегодня перед конкурсантами ставится задача разработать систему мотивации людей на участие в своем проекте», — пояснила Елена Каденкова.

Еще в самом начале состязаний участникам были выданы конверты с наклейками. После каждого соревнования по одной из них необходимо было разместить на футболках трех человек: того, кто больше всех понравился в этом конкурсе, у кого хотел бы поучиться и кого хотел бы поддержать. После каждого испытания команды перемешивались. Те двадцать человек, которые собрали больше всего наклеек, отправлялись в отдельную аудиторию на так называемый «форум модераторов». Между самыми активными ребятами, теми, кого выбрала группа, проходили более сложные конкурсы, призванные, по словам тренеров, лучше раскрыть индивидуальные способности каждого участника.

Весь день в спортивном комплексе НГУ, где проходил второй тур конкурса, не смолкал гул голосов. Участники делали попытки перекричать друг друга, старались быть яркими и запоминающимися. Однако выдать гиперактивность за лидерские качества студентам не удалось. Эксперты, оценивая кандидатов, руководствовались четкими критериями отбора, согласно которым потанинские стипендиаты должны обладать следующими качествами: организаторские способности, умение работать в команде, коммуникативность, работоспособность, адаптивность, логика, креативность и высокая морально-этическая планка.

«Только что в группе выступил парень, предложивший назначить в команде человека, который будет управлять обсуждением и выбирать отвечающего, — комментирует процесс один из экспертов программы тренер Светлана Орлова. — Он внес рациональное звено в обсуждение, направил команду. Это качество грамотного руководителя. Ставлю ему плюс».

Двадцатка победителей стала известна уже на следующий день. За время отборов ребята успели подружиться и всерьез переживали за не прошедших отбор членов своей команды.

Победителям программы ежемесячно выплачивается стипендия в размере 2500 рублей. Однако материальное поощрение, по признанию студентов, в этом конкурсе не главное. Елена Каденкова сама пять лет назад была стипендиаткой. По ее словам, в этой программе важной является не столько стипендия, сколько общение, знакомство с людьми из разных городов: «Я до сих пор общаюсь с теми ребятами, которые были в команде. Знаю, что в любом городе, где есть «потанинцы«, меня всегда хорошо встретят. Почти на каждый отбор приходит хотя бы два-три наших бывших стипендиата, чтобы поддержать своих и помочь организаторам в проведении конкурсов».

Звание потанинского стипендиата является очень почетным. Некоторые идут к нему несколько лет и не добиваются поставленной цели. Другие становятся победителями неоднократно. Студент пятого курса геолого-географического факультета Павел Голиков в этом году стал «потанинцем» уже в третий раз. По его словам, чтобы стать победителем программы, «ботаником» быть недостаточно: «Я знаю много очень умных людей, которые по несколько раз ходят на отборы и не выигрывают. Один мой знакомый пять раз участвовал. Не сомневаюсь, что если бы оглашали результаты логического теста, он бы был лучшим. Но он не прошел ни разу, потому что кроме логического мышления необходимы яркость и креативность».

Бывший «потанинец», выпускник НГУ Роман Гуляев сравнивает цели стипендиальной программы со строительством Технопарка в Академгородке. «Технопарк — это машина, созданная для того, чтобы наши самые ценные «мозги« не утекали из науки или за границу. Стипендиальная программа по сути выполняет те же цели. Только она работает не на внедрение, а на раскрытие возможностей человека. Проводятся тренинги, человек понимает свои цели, определяется. Формируется база данных резюме талантливых специалистов, к которой имеют доступ работодатели».

«Ролевая игра является моделью реальной работы в команде, — делится своими впечатлениями студентка второго курса механико-математического факультета Екатерина Рыдкина, в этом году ставшая стипендиаткой впервые. — Мы должны были сообща разработать проект, учитывая мнения друг друга. Так, как это происходит в реальной компании». Кроме того, Екатерина считает, что участие в отборе — это очень хороший опыт, который может пригодиться при поступлении на работу: «Для того чтобы победить в программе, равно как и для удачного прохождения собеседования в крупной компании, важно показать свои лучшие качества — как лидерские и коммуникативные, так и моральные и этические».

Дарья КУЦЕПИНА


Comments are closed.

Так же в номере