Главная » Новые технологии » По направлению к тонким клиентам

По направлению к тонким клиентам

Софтверный рынок не стоит на месте, и для полноценного использования новых приложений требуются все более производительные компьютеры. Особенно актуальна эта проблема для корпоративного сегмента пользователей, где происходит активное внедрение ресурсоемких приложений для управления бизнес-процессами компаний. Пока корпоративные клиенты идут по пути «классического апгрейда» оборудования. Однако у бездисковых терминалов, по мнению некоторых участников рынка, есть все шансы в ближайшее время заменить системные блоки в компаниях.

Через 2–3 года мы будем наблюдать бум продаж тонких клиентов в корпоративном сегменте, считают ритейлеры. А через 5–7 лет «классический системник» практически уйдет из корпоративного сегмента рынка. Фото Михаила ПЕРИКОВА

По данным ITResearch, общий объем российского рынка персональных компьютеров (настольные ПК с учетом «самосбора», ноутбуки, серверы стандартной архитектуры) составил в 2007 году около 9 млн 400 тыс. единиц продукции. По сравнению с 2006 годом рынок вырос на 23% в штучном выражении. Самым быстрорастущим сегментом остались ноутбуки — 64% роста. Продажи настольных ПК выросли на 9,5%, серверов — на 35%.

В 2007 году в структуре рынка ПК возросла доля ноутбуков — они занимают более 27% рынка в штучном выражении. На серверные системы приходится 1,8% рынка, где основной точкой роста были blade-серверы, доля многопроцессорных систем от 4-х сокетов и более в прошлом году значительно не возросла.

В прошедшем году, по мнению аналитиков, компании-лидеры во всех сегментах остались прежними. На рынке настольных ПК лидирует Depo Computers, на рынке ноутбуков — Acer, на рынке серверов — Hewlett-Packard. Аналитики отмечают, что на рынке настольных ПК увеличилось влияние иностранных производителей, которое до сих пор было невелико относительно общего объема этого сегмента. А на рынке серверов и без того весомые позиции международных брэндов еще более укрепились.

Директор компании «КоД» (Новосибирск) Андрей Терехин говорит, что в корпоративном сегменте растет интерес заказчиков к брэндовым решениям, параллельно падает спрос на «самосбор». Заказчики больше заботятся о надежности своей компьютерной инфраструктуры, а решения от вендоров проходят тестирование в разных ситуациях на заводах-производителях. При «самосборе» никаких стресс-тестов, как правило, не проводится. Кроме того, на выбор заказчика влияют и предлагаемые вендорами разнообразные программы постпродажной поддержки оборудования. Например, «страхование» оборудования, когда с заказчиком подписывается договор, который гарантирует устранение возникших неисправностей в оговоренные сроки. «Своим корпоративным клиентам мы предлагаем на выбор более 20 сервисных планов, различающихся сроком (от 1 года до 3 лет) и видом гарантийного обслуживания (либо в сервисном центре, либо непосредственно на своем предприятии). Кроме того, у нас существует телефонная служба поддержки DEPO HotLine. По статистике через нее решается 60% проблем», — рассказывает вице-президент компании DEPO Computers Владимир Тарасов.

В качестве источника крупных корпоративных заказов ритейлеры в первую очередь рассматривают предприятия госсектора. По словам начальника отдела корпоративных продаж компании «Готти» Владимира Корня, госсектор сейчас переживает период повсеместной автоматизации процессов. Коммерческие организации прошли этот этап уже 5–8 лет назад и теперь делают корпоративные заказы только для планового апгрейда, при переходе на новые технологии или внедрении новых версий программного обеспечения, которые зачастую требуют новых вычислительных мощностей.

С 2007 года все поставки предприятиям госсектора должны проходить по тендерам. В результате если раньше поставщики могли конкурировать между собой на уровне специальных предложений по обслуживанию, сейчас при стандартных требованиях к обслуживанию на первое место выдвигается цена поставки. Если поставщики заинтересованы в заказе, то, как следствие, возникает ажиотаж и возможны предложения фактически по себестоимости продукции. Это ведет к вытеснению небольших игроков из государственных тендеров. Котировочные заявки практикуют не только предприятия госсектора, но и коммерческие компании, что тоже ведет к ужесточению конкуренции в сегменте корпоративных продаж. «Центральным офисом нашего банка был проведен тендер на поставку ПК. Все филиалы закупают технику через победителя тендера — московского подрядчика», — делится региональный PR-директор группы «Сибирь« ОАО «Альфа-Банк» Ольга Кемпель.

Однако пока использование негосударственными компаниями тендеров при закупке ПК является скорее исключением из правил. «Главным критерием при выборе поставщиков для нас является минимизация затрат при приобретении и сервисном сопровождении закупленной техники. У нас есть сложившийся круг поставщиков, сотрудничество с которыми продолжается не один год. Их ценовая политика для нас является оптимальной, поэтому при закупках техники для нужд банка тендер не используется», — рассказывает начальник управления информационных технологий Новосибирского Муниципального банка Александр Петров.

Продажи ПК в корпоративном сегменте сюрпризов не приносят и растут вместе с рынком. Новосибирскими ритейлерами отмечается рост от 10% до 25% в разных товарных категориях. Высокий стабильный спрос отмечается на серверные системы разного уровня. Говоря о реплейсменте, в первую очередь участники рынка называют замену ЭЛТ-мониторов на TFT. Заместитель руководителя отдела корпоративных продаж компании «Техносити» (Новосибирск) Наталья Кузьмина добавляет, что заметна тенденция смещения спроса на офисные ноутбуки с 17-дюймовыми экранами на широкоформатные 19-дюймовые модели, что является следствием выгодного рыночного предложения. Частичный реплейсмент можно наблюдать в паре стационарный ПК/ноутбук. Однако, по словам руководителя отдела корпоративных продаж компании «Кардинал» Юрия Топтыгина, пока это нельзя назвать тенденцией. По его мнению, ноутбуки берут в основном для мобильных пользователей, у которых работа связана с командировками, или для руководящего звена компании. «Ноутбуки более дороги в обслуживании, при их использовании сложнее обеспечить соблюдение требований безопасности, — отмечает Александр Петров из Новосибирского Муниципального банка. — Кроме того, их целесообразно использовать при специфическом (разъездном) характере работы, в то время как для банковского специалиста больше характерна работа в офисе. Исходя из этого закупки ноутбуков практикуются в нашем банке в ограниченном количестве».

«Структура потребления идентична для ПК и ноутбуков. Наибольший объем продаж — это бюджетные машины. Благо нынешний уровень технологического развития позволяет современному компьютеру минимальной конфигурации гарантировано закрыть все потребности офисного применения. Следующий уровень потребления — более мощное инженерное оборудование, но не топ-конфигурации. Сверхмощные дорогие решения, как правило, имеют очень ограниченные спрос и применение», — дает раскладку по рынку Наталья Кузьмина.

Небольшой рост ритейлерами отмечается в таких категориях продуктов, как эргономичные системные блоки и бездисковые терминалы (они же тонкие клиенты). Эргономичные системные блоки — классический вариант офисного компьютера. Они занимают значительно меньше места в отличие от стандартного «системника». К тому же они менее шумные за счет того, что в них, как правило, не стоит вентилятор, а используется радиаторная система охлаждения жесткого диска. Однако эти плюсы играют роль для индивидуальных пользователей. По словам Юрия Топтыгина, подобные устройства достаточно полно представлены на сибирском рынке, но находят своего покупателя больше в розничном сегменте, а корпоративным пользователям пока не интересны. «Последнее время заметно увеличение интереса к этому сегменту, — тем не менее отмечает Наталья Кузьмина. — Даже в сфере бюджетных ПК покупателей интересуют внешний вид, компактность и эстетичность корпусов, удобство использования приобретаемой техники».

Схожая ситуация в продажах тонких клиентов. Это системный блок без жесткого диска, который только выводит на экран запрашиваемую пользователем информацию. При этом все вычисления производятся, а данные хранятся на сервере, к которому подключены пользовательские терминалы. Таким образом, все пользовательские станции объединены в единую сеть компании и позволяют, например, синхронизировать работу пользователей с одними документами. Инфраструктура из тонких клиентов сложна в организации и настройке, однако легче в эксплуатации и плановой модернизации. Кроме того, стоимость самого тонкого клиента в среднем на $100 ниже, чем стоимость «полноценного» системного блока. «Моральное устаревание» системного блока происходит, по словам ритейлеров, за три года. В случае с тонкими клиентами апгрейд требуется только серверу. «Периодически вопрос о внедрении тонких клиентов встает в компаниях, — комментирует Владимир Корень. — Крупные фирмы проявляют заинтересованность в этой технологии. Но пока ее нельзя назвать массовой».

По словам Андрея Терехина, при покупке и установке «терминальная» инфраструктура обойдется дороже, чем покупка в компанию стационарных компьютеров — за счет большей стоимости серверного оборудования и повышения стоимости лицензирования одного рабочего места (поскольку требуется дополнительная лицензия на терминальный доступ). Система окупается через три года использования. «Сейчас в Новосибирске нет компаний, которые всерьез бы занимались продажей терминалов как решений, потому что это именно решение, которое не продается, а внедряется, — уверен Терехин. — Поэтому главными инициаторами продвижения этой технологии сейчас являются интеграторы. Ритейлерам на данном этапе невыгодно продвигать бездисковые терминалы. Срок службы системного блока при современных темпах развития софтверной продукции — не более трех лет. При внедрении того же CRM апгрейдить нужно все рабочие места. Думаю, что преимущества тонких клиентов пользователи поймут в ближайшее время, и через 2–3 года мы будем наблюдать бум этой технологии. А через 5–7 лет «классический системник« практически уйдет из корпоративного сегмента рынка».

«Рынок будет развиваться в сторону предложения готовых решений, а не просто продаж техники, — считает Юрий Топтыгин. — Уже сейчас заметна тенденция к приобретению не только техники, но и пакета услуг. От простых задач — таких как сопровождение ПО, до готовых — проектирования и монтажа линий высокоскоростной связи, внедрения сложных программных комплексов, оказания консалтинговых услуг по развитию информационной структуры предприятия».

Ксения КАРТАШОВА


Comments are closed.

Так же в номере