Главная » Финансы » Иностранцев даже больше, чем кажется

Иностранцев даже больше, чем кажется

Международные системы все активнее завоевывают пластиковый рынок Сибирского федерального округа. Отечественный «пластик», даже несмотря на ряд существенных преимуществ, сдает позиции. VISA и MasterCard все сильнее проникают в ранее несвойственные им ниши — зарплатные проекты и принимают на вооружение технологии, присущие конкурентам: внедряют бонусные и кобрэндинговые проекты, расширяют спектр платежей, доступных через иностранный «пластик». Все это, по мнению экспертов, существенно расширяет спектр потенциальных клиентов фаворитов гонки.

VISA

За год международная система VISA серьезно укрепила свои позиции на рынке Сибири. На начало 2007 года система лидировала по количеству эмитированных карт в трех из семи субъектах Федерации — Иркутской области, Красноярском крае и Томской области, где занимала от 34% до 54% рынка. По итогам 2008 года VISA выбилась в лидеры уже в четырех регионах. На 1.01.08 в Иркутской области было эмитировано 615 тыс. карт VISA, в Красноярске — 537,6 тыс., в Томске — 333,6 тыс. Причем в Иркутске совокупный удельный вес международных платежных систем составляет по итогам года уже 84,6%. «Прирост количества карт всех систем в регионе происходил в основном за счет реализации кредитными организациями «зарплатных« проектов на крупных предприятиях. Продолжает также развиваться потребительское кредитование, предусматривающее получение наличных денег и осуществление оплаты товара с использованием платежных карт, — поясняют в ГУ ЦБ Иркутской области. — Самыми активными игроками от VISA на иркутском пластиковом рынке являются местный филиал ВТБ 24, а также Байкальский Сбербанк».

В списке регионов, где лидирует VISA, оказался Алтайский край, где система забрала уже 38,8% (+8,8%) рынка эмитированного «пластика» — 268 тыс. штук. Наиболее ощутимо здесь потеряли в весе «Сберкарт» и «Золотая Корона», хотя в абсолютных цифрах эти системы продолжали наращивать выпуск «пластика». «Отличительной особенностью 2007 года стало дальнейшее изменение структуры используемых карт. Наибольший темп прироста (72,4%) имели карты платежной системы Visa International, далее следуют системы MasterCard International (24,3%), РПС «СБЕРКАРТ» (17,7%). В результате на 1 января текущего года в структуре эмитированных карт основную долю составляет «пластик« международных платежных систем Visa International и MasterCard International — более 53,0%, или 367,2 тыс. ед. (в 2006-м — 44,3%, или 235,3 тыс. ед.). Более 85% кредитных организаций — участников рынка платежных карт региона работали с картами данных систем, — отмечают в ГУ ЦБ Алтайского края. — На базе VISA все чаще формируются зарплатные проекты».

В остальных регионах VISA также усилила свои позиции. В Кемеровской области доля системы выросла на 4,5% — до 381,8 тыс. штук. В Новосибирской области рост эмиссии за год составил 5% — до 649 тыс. В Омской области доля VISA в структуре эмиссии выросла до 36% (+8%, до 329,4 тыс. штук). «В целом по количеству эмитированных карт в регионе лидируют Сбербанк, УРСА Банк, ВТБ и Банк Москвы. Практически все филиалы московских банков, заходящие в регионы, эмитируют «пластик« международных систем. Например, на Кузбассе за год появилось восемь филиалов, которые работают с MasterCard и VISA», — отмечает эксперт, знакомый с ситуацией на пластиковом рынке региона.

В структуре обналичивания денег через банковские карты VISA прочно закрепилась в лидерах в Иркутской области и Красноярском крае. В Томской области система лидирует второй год и за 2007-й увеличила свою долю рынка рекордными темпами — на 24,7% (до 65,8%). Наибольшее влияние на эту динамику оказал Газпромбанк, который ранее активно эмитировал карты Union Card.

Эмиссия пластиковых карт в разрезе платежных систем

Регион Количество
эмитированных
карт на 1.01.07
Количество
эмитированных
карт на 1.01.08
Алтайский край 519 451 691 455
Иркутская область 992 551 1 189 566
Кемеровская область 1 221 298 1 589 694
Красноярский край 1 123 479 1 438 070
Новосибирская область 1 400 775 1 983 639
Омская область 718 220 882 231
Томская область 483 594 574 126

По данным ГУ ЦБ регионов СФО

В Омской области доля VISA на этом сегменте рынка выросла на 13% — до 44%. По итогам 2007 годы, VISA впервые вышла в лидеры в Кемеровской области, потеснив «Сберкарт» и «ЗК». За год ее доля рынка выросла на 12%. Аналогичных результатов игрок добился и в Новосибирской области, где его доля рынка выросла до 45,6% (+13%). «Это одна из глобальных тенденций развития рынка, — говорят эксперты. — Например, объемы «Золотой Короны» также увеличиваются, но система теряет свои позиции за счет более интенсивного темпа роста международного «пластика». Сравните: в том же Омске с VISA работают около 30 банков, а с «Золотой Короной» только три, в Новосибирске несколько десятков и 11 соответственно. Даже УРСА Банк, который ранее предлагал своим клиентам только «Золотую Корону», перешел к эмиссии международного «пластика« — это требование рынка и клиентов».

Единственный регион, где VISA еще не перетянула на себя большую часть рынка выдачи денежных средств через банкоматы, — это Алтайский край. Тем не менее и здесь доля системы увеличилась за год до 35,3% (+7%).

VISA активно усиливает свои позиции и в таком сегменте, как расчет в торгово-сервисной сети. В Томской области система контролирует уже 72% рынка при росте за год 51%. «Наибольший прирост по количеству эмитированных карт в Томской области показали международные системы. Рост удельного веса способствовал увеличению доли их операций, совершенных с помощью пластиковых карт, по оплате товаров и услуг и получению наличных денежных средств, — поясняют в ГУ ЦБ Томской области. — Количество операций, совершенных в регионе с использованием карт, в 2007 году выросло против аналогичного периода по оплате товаров на 80,4%, по получению наличных — на 23,7%. Общий объем операций, совершенных при помощи карт, вырос на 47,9%».

В Иркутской области система также контролирует 72% рынка. В то же время эксперты отмечают, что в реальности на рынке области международный «пластик» занимает гораздо больше места. Дело в том, что в минувшем году ряд банков начал отправлять отчетность по операциям с «пластиком» в головные офисы — например, ВТБ 24 и Газпромбанк. Не подает отчетность по работе с «пластиком» в региональные надзорные органы «Русский Стандарт». По мнению участников рынка, аналогичная ситуация наблюдается в других регионах Сибири — иностранцев на рынке больше, чем кажется.

В Новосибирской области VISA занимает 62% рынка и за год укрепила свои позиции лидера (+16%), в основном за счет потери доли рынка «ЗК». В Алтайском крае система находится на втором месте — 39% (+19%).

По-прежнему на вторых ролях VISA в Кемеровской области, Красноярском крае и Омской области. Однако и в этих регионах она заметно нарастила свои позиции на 5%, 13% и 16% соответственно.

MasterCard

В структуре эмиссии у системы наиболее прочные позиции в Иркутской области, где она занимает 33,6% рынка и продолжает наращивать свою долю. В основном благодаря Байкальскому Сбербанку — на его долю приходится 367 тыс. карт из 404 тыс. эмитированных в регионе. С MasterCard также активно работает ВТБ 24.

В остальных регионах доля «пластика», эмитированного MasterCard, составляет от 8% до 14%, причем практически везде система потеряла несколько процентов рынка при росте количества эмитированных карт. Исключение составляет только Томская область, где системе удалось вырасти до 13,7% (+3%) — до 83,5 тыс. штук за счет расширения количества федеральных игроков.

По структуре обналичивания средств через банковские карты MasterCard также находится на втором месте в Иркутской области — 27% (+5%). Как отмечают эксперты, такие результаты достигнуты благодаря активной маркетинговой политике системы в регионе. Она активно работает с банками и компаниями-партнерами в рамках зарплатных проектов, спонсирует проведение различных конкурсов, проводит регулярные розыгрыши призов. И это привлекает картхолдеров. В Алтайском крае система на третьем месте, потеряв за год 3% рынка. Аналогичные позиции MasterCard занимает в Новосибирской области, где за 2007 год система потеснила «Сберкарт». В остальных регионах MasterCard не входит в тройку лидеров и теряет доли рынка.

Наиболее активно «пластиком» MasterCard для оплаты товаров и услуг в торгово-сервисной сети клиенты пользуются в Новосибирской (27,%, +7%) и Иркутской (22%) областях. Эксперты объясняют это тем, что в данных регионах уже эмитировано много «пластика», существует развитая инфраструктура его обслуживания, и население начинает осознавать прелесть использования безналичных расчетов. Резко увеличилась доля системы в Томской области: за год почти в три раза — до 17,8% и второго места. В Омской области MasterCard впервые вошла в тройку лидеров, потеснив с нижней позиции «Сберкарт» — 14% (+8%). Аналогичная ситуация наблюдалась в Алтайском крае.

MasterCard не вошла в тройку лидеров в Кемеровской области и Красноярском крае, но, несмотря на это, нарастила свою долю рынка до 9,8% (+3,1%) и 11,2% соответственно.

«Сберкарт»

На 1.01.08 «Сберкарт» ушла с позиции лидера в сегменте эмиссии пластиковых карт в Алтайском крае, где занимала первое место в течение последних лет. Потеряв 3% рынка, «Сберкарт» отдала пальму первенства VISA, хотя за год банками, работающими с «пластиком» этой системы, было эмитировано более 30 тыс. новых карт. «Дело в том, что «Сберкарт» — это в основном дебетовый «пластик«, выпущенный по зарплатным проектам. Он достаточно локален и его сложно использовать за пределами региона, тогда как география действия международных карт более широкая, — поясняют в ГУ ЦБ Алтайского края. — Вместе с тем Сберкарт продолжали занимать весомую долю в общем объеме используемых карт в регионе — 29,5%, или 203,9 тыс. ед. (в 2006 году — 33,3%, или 173,2 тыс. ед.)».

В тройку лидеров по эмиссии по итогам 2007 года «Сберкарт» входит в Омской (10,5%, -3%, 96 тыс.), Иркутской (6,8%, 81,5 тыс.) и Кемеровской (16,2%, 357 штук) областях соответственно. Однако на Кузбассе «Сберкарт» за год ушла на третье место, уступив место VISA. В остальных регионах система не входит в тройку лидеров. Эксперты связывают сокращение доли «Сберкарт» со структурой клиентов. Раньше «пластик» этой системы активно выдавался студентам и пенсионерам, которые были не очень активными клиентами. Сейчас срок действия этих карт закончился, а по новым правилам, если клиент не обновил «пластик» или на его счете нет денег, то карты закрываются автоматически.

В структуре обналичивания денежных средств у «Сберкарт» более прочные позиции. Система по-прежнему лидирует в Алтайском крае, занимая 45% рынка, так как в регионе у этой системы наиболее развита инфраструктура для приема и обслуживания «пластика». Удерживает место и в Красноярском крае 21% рынка, хотя за год потеряла около 6%.

В Кемеровской области система за год опустилась с 1-го на 2-е место, отдав лидерство VISA, но тем не менее все еще контролирует около трети рынка. Аналогичное движение наблюдалось и в Омской области, где «Сберкарт» делит второе место с «Золотой Короной» и занимает 23,7% рынка. В Томске «Сберкарт» находится на втором месте с долей рынка 9,7% (-4%). В тройку лидеров система не попала в Новосибирской области, где за год потеряла 12% рынка. В Иркутской области доля «Сберкарт» также сильно упала — с 18% до 2%. На начало текущего года у Байкальского Сбербанка было эмитировано немногим более 80 тыс. карт.

В структуре расчетов за товары и услуги «Сберкарт» более уверенно держит свои позиции на первом месте в Красноярском крае — 35,3%, причем по сравнению с 2007 годом ситуация практически не изменилась. «В крае со многими крупными супермаркетами у Сбербанка имеются договорные отношения, где рассчитаться за приобретенные товары можно с использованием Сберкарт (например, сеть «АЛПИ»). Поскольку подобные гипермаркеты у населения пользуются спросом, сеть магазинов постоянно расширяется, выручка от реализации товаров увеличивается, то растет объем расчетов в торгово-сервисной сети с использованием «Сберкарт», — поясняют участники рынка. И в Алтайском крае «Сберкарт» занимает 43,7% в структуре расчетов. Причем в регионе за год система серьезно упрочила свои позиции (+13,7%). Эксперты связывают это с тем, что картхолдеры стали более активно использовать «пластик» как платежный инструмент. Например, для расчетов за коммунальные услуги. В Кемеровской области «Сберкарт» находится на третьем месте и за год существенно нарастила долю рынка — с 9% до 19,6%. С 3-го на 4-е место ушла система в Омской области — 8,2% (-4,4%). Слабые позиции в расчетах за товары и услуги у системы в Новосибирской области и в Иркутске.

«Золотая Корона»

«Золотая Корона» исторически сохраняет позиции лидера в структуре эмиссии в Новосибирской области, занимая 56,5% рынка. На начало текущего года системой было эмитировано на территории региона более 1,2 млн штук «пластика». На первом месте «Золотая Корона» в Омской области — 42,9% (393 тыс. штук), а также на Кузбассе — 38,5% (612 тыс. штук).

«Мы не наблюдали сокращения нашей доли в Омске. По-прежнему активная работа ведется с филиалом «ОПСБ» Инвестсбербанк. Более того, на рынок Омска активно приходят и другие мощные игроки, например, ОАО «СКБП «ПримСоцБанк», который развивает в регионе как эмиссию, так и эквайринг карт «Золотая Корона, — комментирует управляющий директор Системы платежных сервисов «Золотая Корона» Вадим Грицаненко. — Что касается Новосибирска, то здесь основную картину развития делает ОАО «УРСА Банк«, которое действительно несколько снизило темпы эмиссии карт. Однако мы надеемся, что это временный период, и в будущем мы сможем запустить совместно с банком новые интересные проекты».

Система усилила свои позиции по эмиссии в Красноярском крае, где за год вышла на второе место, заняв 17% рынка (+4%, 264 тыс. штук) и потеснив MasterCard и Union Card. «Запуская большое количество проектов в Красноярске, мы ожидали определенного результата, — говорит Вадим Грицаненко. — Среди многочисленных результатов, показанных в уходящем году «Золотой Короной» в Красноярском крае, хотелось бы выделить услугу получения овердрафта на карты «Золотая Корона» в банкоматах ЗАО «АИКБ «Енисейский объединенный банк». Кроме того, в этом регионе активно развивается КБ «Канский», у которого идет естественный прирост клиентской базы за счет клиентов торговой сети «АЛПИ». С марта 2007 года клиент может внести наличные денежные средства на карту «Золотая Корона» непосредственно на территории гипермаркета «АЛПИ», а затем при безналичном расчете за товары «АЛПИ« по карте получить скидку до 20%».

В тройку лидеров «Золотая Корона» входит в Алтайском крае — 13,9% (95,8 тыс. штук) и Томской области — 11,9% (72,5 тыс.). В основном за счет работы УРСА Банка и банка «Региональный кредит», которые активно развивают в регионе инфраструктуру обслуживания карт системы, продвигают доступные по ней сервисы, а также используют карту для выдачи потребительских займов. Кроме того, в ноябре 2007 года «Золотая Корона» запустила масштабный проект «Социальная карта жителя Республики Алтай». На текущий момент Социальную карту получили уже более 900 льготников Горно-Алтайска. В ближайшее время в системе ожидают значительного роста позиций в регионе. Около 6% рынка «Золотая Корона» занимает в Иркутской области, и за год система укрепилась на этом рынке за счет активизации работы УРСА Банка.

По структуре обналичивания денежных средств через банковские карты «Золотая Корона» потеряла позиции лидера в Новосибирской области за счет более быстрого роста карт и инфраструктуры VISA. В Омской области «Золотая Корона» делит второе место со «Сберкарт» — по 23,7%. При этом обе системы поступились частью своей доли в пользу VISA. «Считаю, не совсем правильно говорить о росте инфраструктуры и количестве карт конкретных систем, скорее можно говорить об усилении позиций крупнейших федеральных банков в нашей области. Соответственно, при переходе на обслуживание крупнейших предприятий в эти банки выплата заработной платы также производится на карты, которые выпускают эти банки, — говорит Вадим Грицаненко. — Сейчас мы ощущаем огромный интерес со стороны этих федеральных банков к обслуживанию карт по системе «Золотая Корона«, а с некоторыми банками ведем переговоры об эмиссии карт в отдельных регионах».

В число лидеров по данному сегменту система входит в Кемеровской области, где занимает 3-е место — 25,8%, в Красноярске — 10%. В последнем регионе «Золотая Корона» увеличила свою долю рынка (+3%), потеснив одного из прежних фаворитов — Union Card. Эксперты также связывают этот факт с активизацией деятельности в регионах банков, работающих с «Золотой Короной».

Не входит в тройку лидеров «Золотая Корона» в трех регионах — Алтайском крае (7,4%), а также Томской (9%) и Иркутской (2,6%) областях.

В сегменте расчетов за товары и услуги с использованием банковских карт система по традиции лидирует в Кемеровской области, где занимает 34% рынка. Однако и в этом регионе «Золотая Корона» сдает свои позиции. Для сравнения: еще на 1.01.07 у нее было 49,5% рынка. Аналогичная ситуация в Омской области, где «Золотая Корона» в настоящее время занимает около 40% рынка (на 1.01.07 — 53,3%). Как отмечают эксперты, у системы в регионе более 1500 тыс. терминалов в торгово-сервисной сети, которые установлены в социальных супермаркетах, и по ним начинают активно рассчитываться картхолдеры, участвующие в зарплатных проектах. Однако совместная сеть VISA и MasterCard в регионе уже превышает 1800 терминалов и продолжает расти. В Красноярске «Золотая Корона» усилила свои позиции — 18% (+4,4%).

В числе ведущих игроков система находится в Новосибирской области. Но в этом регионе за год она сильно сдала позиции — 7,8% за счет роста инфраструктуры международных систем. Ощутимое падение доли рынка у системы произошло в Алтайском крае 4,2% (-12,2%), в итоге «Золотая Корона» опустилась с 3-го на 5-е место. Эксперты отмечают, что основную роль в этом падении сыграли кредитные карты, так как некоторые банки, работающие с «пластиком» системы, практически свернули программы кредитования в IV квартале минувшего года в связи с кризисом ликвидности.

Иных почти не осталось

Из прочих систем наиболее заметна в округе Ассоrd. В Кемеровской области она занимает по эмиссии 12,5% рынка (-3%). «Пластик» этой системы эмитируют «УРАЛСИБ», Углеметбанк и «Бизнес сервис траст». Union-Card сохраняет достаточно сильные позиции в Красноярском крае — 14,2% (-2%), где его эмитировали ТКБ, ВТБ, местные банки «Кедр» и «Енисей», а также в Томской области — 7% (-14,8%), где большая часть эмиссии этого вида «пластика» приходилась на Газпромбанк.

«Пластик» STB-Card, который в основном эмитировал Росбанк, сохраняет небольшие доли рынка в Красноярске — 7,7%, Томске — 5,8% (-5,2%), Омске — 4%. В Новосибирской и Иркутской областях, а также в Алтайском крае эти системы занимают не более 2% рынка.

В целом локальные системы уходят с пластикового рынка округа, так как банки предпочитают работать с лидерами рынка, ограничивая свой спектр работы двумя-тремя партнерами: VISA, Master Card или «Золотая Корона».

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере