Главная » Компании » Амбициозные планы железнодорожников

Амбициозные планы железнодорожников

На этой неделе в Новосибирске уже в 16-й раз состоялась конференция работников Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) — филиала ОАО «Российские железные дороги». Результатом конференции стало подписание коллективного договора на 2008–2010 годы.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин (справа) вручает начяальнику ЗСЖД Александру Целько свидетельство о присуждении коллективу дороги 1 места в отраслевом соревновании за 4 квартал 2007 г. Фото Игоря УМНОВА

Западно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» осуществляет хозяйственную деятельность на территории пяти субъектов Российской Федерации — Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской, Омской и Томской областей. В 2007 году ЗСЖД было погружено 259,6 млн тонн грузов, что на 1,6% больше уровня 2006 года (погрузка каменного угля увеличилась на 1,6%, нефтяных грузов — на 4,7%, кокса — на 17,1%, цемента — на 22,3%, зерна — на 63,1%). В 2008 году ЗСЖД планирует увеличить погрузку до 265,0 млн тонн и обеспечить рост грузооборота на 4,7%. На протяжении 16 лет в филиале заключается коллективный договор, регламентирующий взаимоотношения работодателя и работников железнодорожной отрасли.

По мнению железнодорожников, коллективный договор сегодня является важнейшим документом, обеспечивающим регулирование социально-трудовых отношений на железнодорожном транспорте, а следовательно, повышение экономического развития компании.

«Подведение итогов выполнения коллективного договора — это всегда подведение общих итогов работы дороги, — отметил в своей речи перед работниками ЗСЖД президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. — Все планы, которые приняты, реализуются только в том случае, если люди, работающие в ОАО «РЖД«, с этими планами согласны и стремятся их выполнять. Только благодаря продуманной кадровой политике можно добиться нужных результатов и стабильности в коллективах, а основой социальной защищенности является эффективная производственно-финансовая деятельность».

По словам Якунина, на Западно-Сибирской железной дороге в 2007 году выполнены все основные обязательства договора. Так, средняя стоимость социального пакета на каждого работника дороги составила более 41 тыс. рублей, а социальный пакет неработающего пенсионера — 11 тыс. рублей. «По сути эти финансовые затраты являются инвестициями в развитие кадрового потенциала компании, и, как любые инвестиции, они должны давать адекватную отдачу», — сказал господин Якунин.

В большом зале ДКЖ — делегаты профсоюзной конференции. Фото Игоря УМНОВА

Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский также отметил большое значение вложений, направленных на подготовку кадров и обеспечение перспектив профессионального и квалификационного роста рабочих, поскольку они являются залогом развития не только отрасли, но и региона в целом. «Сибирский регион и Новосибирская область не могли бы иметь таких социальных и экономических результатов, если бы не весомый вклад предприятий и организаций железнодорожного транспорта, — сказал Виктор Толоконский. — Но нам предстоит не только сохранить высокую динамику роста, но придать этому росту иное качество. И здесь определяющая роль отводится именно транспортной системе, прежде всего — железной дороге. Но какие бы у нас ни были техника и технологии, успех дела зависит от людей. И на ЗСЖД, в компании «РЖД« это хорошо понимают».

Как рассказал начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько, на выполнение основных обязательств коллективного договора на ЗСЖД в 2007 году было израсходовано 5 млрд 440 млн рублей. Средняя стоимость индивидуального социального пакета на одного работника в год составила 28,2 тыс. рублей.

В результате внедрения новой системы оплаты труда в ОАО «РЖД» (на ее реализацию потребовалось 14 млрд рублей) среднемесячная заработная плата работников ЗСЖД за год на перевозках составила 17 440 рублей. Это на 17% выше уровня 2006 года (в среднем по сети рост заработной платы составил примерно 10%). Кроме того, темп роста реальной заработной платы составил 7,4%, а рост реальной заработной платы обеспечен всеми отделениями и дирекциями дороги. По договору 2008–2010 годов минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума в регионах.

Помимо индексации заработной платы, на железной дороге постоянно ведется работа по поиску форм и методов вознаграждения сотрудников за преданность компании в зависимости от непрерывного стажа работы (которая заменит надбавку за выслугу лет), по поощрению отдельных работников за творческий труд, прямо влияющий на финансовый результат компании, ее филиалов и структурных подразделений.

По словам Александра Целько, по итогам III квартала 2007 года на ЗСЖД поощрены 3420 работников, а сумма вознаграждения превысила 18,6 млн рублей, а в 2008 году на эти цели выделено более 300 млн рублей.

Особое внимание на дороге уделяется молодежи. На реализацию молодежной программы на дороге израсходовано 359 млн рублей. Мероприятиями программы были охвачены около 107 тыс. человек. В частности, сформирована комплексная система подготовки кадров, которая способствует ее профессиональному росту и закреплению на производстве. «Сегодня на дороге трудятся более 800 молодых специалистов с высшим образованием и столько же со средним профессиональным — выпускники 2005–2007 годов, — сказал Александр Целько. — В прошедшем году распределено на дорогу 462 выпускника вузов и 857 выпускников техникумов». При этом начальник дороги отметил, что количество молодых руководителей за последние пять лет увеличилось в семь раз, и в целом прослеживается омоложение коллектива дороги. Этому способствуют заключенные договоры на подготовку рабочих кадров с девятью учреждениями начального профессионального образования. (В прошлом году при годовом плане подготовки рабочих кадров 4500 человек обучено 5400. Повысили квалификацию 13 200 рабочих, 1700 руководителей, 36 100 специалистов и служащих).

Не один год на ЗСЖД реализуется ипотечная программа. Только в 2007 году ТрансКредитБанк предоставил работникам дороги субсидируемые ипотечные кредиты на сумму 535,3 млн рублей. Это позволило улучшить жилищные условия 489 семьям работников дороги. Кроме того, в прошлом году введено в эксплуатацию 38,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (592 квартиры), а также выплачено 5,4 млн рублей безвозмездных субсидий на погашение части задолженности по приобретению жилых помещений 30 молодым семьям в связи с рождением детей.

Расходы на содержание и развитие объектов социальной сферы (культуры, спорта, детских оздоровительных центров, санаториев, профилакториев) превысили 375 млн рублей.

Приоритетом в оздоровлении пользуются работники, связанные с обеспечением безопасности движения поездов. В феврале прошедшего года открыт после капитального ремонта санаторий-профилакторий на станции Карасук. В марте нынешнего после проведенного капитального ремонта будет открыт санаторий-профилакторий «Железнодорожник» на станции Тайга.

Неукоснительно выполняются обязательства коллективного договора по обеспечению социальных гарантий неработающим пенсионерам, отдавшим отрасли многие годы. В ветеранских организациях дороги сегодня числится 49 880 пенсионеров-железнодорожников.

В минувшем году независимо от трудовой пенсии свыше 12,7 тыс. неработающих пенсионеров магистрали получали через пенсионный фонд «Благосостояние» корпоративную пенсию, средний размер которой составляет 1530 рублей. В 2007 году такую пенсию оформили еще 1445 человек, ее средний размер составляет 2462 рубля.

Особое внимание уделяется железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В мае прошлого года ко Дню Победы более 11,5 тыс. ветеранов дороги дополнительно получили материальную помощь.

Кроме того, из благотворительного фонда «РЖД» (превышает 250 млн рублей) компания постоянно направляет средства на помощь детским учреждениям и нуждающимся работникам (выплаты по рождению ребенка, по болезни и так далее).

Железнодорожники отмечают, что подписанный на этой неделе коллективный договор имеет ряд особенностей, несмотря на то что в нем сохранены основные меры, касающиеся социально-экономической защиты, хорошо себя зарекомендовавшие в предшествующие периоды. Срок действия нового коллективного договора увеличен до трех лет. «Если до сих пор железнодорожники ежегодно подписывали документ, регламентирующий взаимоотношения между работодателем и работником железной дороги, то нынешний будет действовать три года (2008–2010 гг.), — сказал Владимир Якунин. — Это создаст атмосферу стабильности и уверенности в завтрашнем дне».

Другой особенностью документа, по мнению железнодорожников, являются четко прописанные критерии определения размера оплаты труда в компании. Теперь заработная плата работников железнодорожной отрасли не может быть ниже установленной в РФ минимального размера оплаты труда в РФ и напрямую зависит от установленного в субъектах Федерации размера минимальной заработной платы.

Кроме того, в документе впервые предусмотрено развитие форм страхования на случай утраты работником профессиональной трудоспособности с участием средств компании, профсоюза и работника. (В настоящее время «пилотный» проект внедряется на Московской железной дороге.)

Еще одной особенностью является тот факт, что отныне работники «РЖД», проживающие в районах Крайнего Севера или приравненных к ним областях, имеют право один раз в два года бесплатно воспользоваться воздушным транспортом (до этого была возможность поездок только поездом) по личным надобностям.

Таким образом, руководство компании отметило, что основная ориентированность этих изменений направлена на формулирование четких обязательств работодателя и одновременное повышение ответственности трудового коллектива за результаты деятельности, предусмотренные нормативными документами и теми планами, которые утверждаются на местах.

«Закон не обязывает ни работодателя, ни работников заключать коллективный договор, — говорит аналитик компании «ФИНАМ» Константин Романов. — Статья 36 Трудового кодекса говорит о возможности заключения коллективного договора только в том случае, если работники или работодатель заинтересованы в нем и выступают с такой инициативой, адресованной другой стороне. Как правило, коллективные договоры наиболее распространены в крупных компаниях со значительной долей госсобственности, генетически произошедших от крупных производственных структур советского периода, например, в «Российских железных дорогах» или «Газпроме».

Коллективный договор, с одной стороны, определяет основные аспекты социальной политики в компании, с другой — делает взаимоотношения работодателя и работника прозрачными. «Одна из функций коллективного договора — защитить интересы работников, ведь в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной, — говорит Константин Романов. — Кроме того, договоры способствуют оптимизации расчетов затрат на оплату труда». Кроме того, собеседник «КС» уверен, что немаловажное значение имеет и регулирующая функция колдоговора, поскольку он позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и администрацией, регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон в связи с его положениями.



Comments are closed.

Так же в номере