Главная » Спецвыпуск » Целлюлоза и не только

Целлюлоза и не только

В конце октября в Вашингтоне прошел Первый глобальный Лесной инвестиционный форум, организованный Всемирным банком. Россию представляла крупнейшая компания отрасли — «Илим Палп Энтерпрайз». Она не только является ведущим игроком на российском лесном и целлюлозно-бумажном рынке, но и продвигает ряд инициатив по построению в России цивилизованного лесного бизнеса. Например, в прошлом году компания публично выступила с инициативой комплексной программы перестройки отрасли. Кроме того, «Илим Палп» первой в отрасли пытается провести консолидацию активов.

На предприятиях, входящих в «Илим Палп Энтерпрайз», производится 61% российской целлюлозы
и 77% коробочного картона

ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» (Санкт-Петербург) зарегистрировано 30 апреля 1992 года. Корпорация входит в десятку мировых компаний по уровню производства товарной целлюлозы, собственных запасов и заготовке леса. «Илим Палп» управляет крупнейшими предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности: корпорации принадлежат контрольные пакеты Котласского ЦБК, Братского ЛПК и Усть-Илимского ЛПК. В группу входит 42 лесозаготовительных предприятия, а также фабрика «Илим Гофропак», логистическая компания «Финтранс», фирма «Коммунарвторресурсы», заготавливающая макулатуру, и фабрика «Плзеньска Папирна» в Чехии. Через аффилированные структуры «Илим Палп» владеет пакетами акций ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат», ОАО «Бумажная фабрика «Коммунар», ЗАО «ПетроБорд Трейдинг». Всего в корпорации работает более 49 тысяч человек. На предприятиях, входящих в «Илим Палп Энтерпрайз», производится 61% российской целлюлозы и 77% коробочного картона. Плановая лесосека компании — до 10 млн кубических метров в год. Оборот предприятий «Илим Палп», по данным группы, в 2002 году составил $970 млн.

Провести консолидацию активов «Илим Палп» собирался давно. Заявленные цели консолидации — капитализация компании и публичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Переход предприятий на единую акцию — естественный этап в развитии корпорации. Одиннадцать лет назад «Илим Палп» начинался как торговая фирма, которая продавала целлюлозно-бумажную продукцию. Однако уже с 1993 года компания стала участвовать в конкурсах по приватизации промышленных предприятий целлюлозно-бумажной отрасли, скупать акции целлюлозных предприятий на вторичном рынке и в 1995 году получила в управление Котласский ЦБК (КЦБК). В середине 1997 года у предыдущих владельцев был приобретен Братский ЛПК (БЛПК).

Надо отметить, что все акционеры вновь создаваемой компании были «целлюлозниками», знали предприятия еще в советский период и лучше других понимали, в каком состоянии оказались прежние лидеры отрасли за годы реформ. По словам генерального директора «Илим Палп» Сергея Костылева, и КЦБК, и БЛПК в тот период были фактически в предбанкротном состоянии: минимальная, близкая к остановке загрузка производства, потеря сырьевой базы, долги, превышающие годовой объем продаж, 9-месячная задолженность по заработной плате. На БЛПК за три месяца до прихода нового собственника было объявлено о сокращении половины работников, то есть почти пяти тысяч человек.

Для полной стабилизации ситуации на предприятиях потребовалось несколько лет. К 2003 году этот этап был практически завершен. 2002 год стал одним из лучших в деятельности всех предприятий корпорации. Котласский ЦБК сварил 900 тыс. т целлюлозы (рекордный результат за последние 11 лет), Братский ЛПК — 718 тыс. т, Усть-Илимский ЛПК — 583 тыс. т, что превысило заложенную проектную мощность предприятия. На обоих сибирских комбинатах практически полностью были выполнены планы производства других видов продукции, по некоторым позициям удалось достигнуть феноменального роста производства: Усть-Илимский ЛПК произвел в два раза больше пиломатериалов, чем в 2001 году. Вся выпущенная в прошлом году целлюлоза успешно реализована, причем 68% — на зарубежных рынках. Несмотря на общий прошлогодний спад показателей в лесозаготовительной отрасли, леспромхозы Котласского ЦБК увеличили заготовку древесины на 23 тыс. кубометров.

Рост средней заработной платы в прошлом году на Братском ЛПК составил более 40%, на Усть-Илимском ЛПК — 20%

По оценкам экспертов, для нормального развития российского лесного хозяйства только в ближайшее десятилетие в него нужно будет вложить порядка $25 млрд. Отечественные предприятия вряд ли смогут осуществить такие инвестиции за счет собственных средств. Значит, возникнет необходимость в активном привлечении капитала, в том числе иностранного. Но сегодня к внедрению новых стандартов взаимоотношений с инвесторами готовы далеко не все российские предприятия. Для того чтобы соответствовать требованиям инвесторов, «Илим Палп», помимо перехода на единую акцию, активно внедряет современные принципы корпоративного управления и стремится сделать бизнес более эффективным.

Поэтому почти три года назад корпорация объявила о намерении начать процесс превращения в открытую и публичную компанию и о стремлении создать долгосрочную стратегию развития. Работа началась с подбора команды, способной решать новые задачи, затем был этап выбора и разработки стратегии. Этим занимался обновленный коллектив менеджеров, консультанты фирмы McKinsey, затем к процессу подключились банк «ДИБ» и компания «Юникон». И в начале 2002 года компания была готова начать реализацию разработанной стратегии. Были предприняты реальные шаги, достигнуты договоренности с потенциальными инвесторами. А вливание в 2002 году Усть-Илимского ЛПК в состав «Илим Палп Энтерпрайз» позволило корпорации стать крупнейшей в лесопромышленной отрасли России и укрепить позиции на мировом рынке.

Однако планы компании были нарушены. Внезапно появились «претенденты» на управление предприятиями, началась юридическая тяжба. В такой ситуации проводить консолидацию было невозможно с юридической точки зрения. По судебным определениям, вынесенным по искам миноритарных акционеров, 61% Котласского ЦБК и 83% Братского ЛПК были списаны из реестра и реализованы через РФФИ. «Альтернативным» акционером комбинатов стала компания «Континенталь Менеджмент», совладельцами которой выступают глава «Базового элемента» Олег Дерипаска и председатель наблюдательного совета Банкирского дома «Санкт-Петербург» Владимир Коган.

Противостояние «Илим Палп Энтерпрайз» с компаниями, желающими перехватить управление структурами, входящими в корпорацию, продолжалось весь 2002 год. Однако это не остановило производственную деятельность предприятий. Не прекращалось и решение социальных вопросов.

Рост средней заработной платы в прошлом году на Братском ЛПК составил более 40%, на Усть-Илимском ЛПК — 20%. Таким образом, средняя зарплата на обоих предприятиях превысила 8000 руб. Сотрудникам и их детям бесплатно предоставляются путевки в санатории и профилактории, специалисты имеют возможность получать беспроцентные ссуды и ссуды коммерческих банков под гарантию предприятия, и это лишь часть обширного списка социальных льгот, регламентированного коллективным договором каждого комбината.

Решались социальные вопросы и в Архангельской области: на Котласском ЦБК заработная плата коллектива выросла на 20% по сравнению с предыдущим годом. Почти полтысячи ветеранов, ушедших в последнее время с производства на заслуженный отдых, стали получать солидные корпоративные пенсии. Котласский комбинат по-прежнему содержит целый ряд социальных объектов, где работники комбината и их семьи могут заниматься спортом и творчеством. За счет собственных средств КЦБК в Коряжме строится современная больница, которая по оснащению станет одной из лучших в области.

В структуре корпорации создан негосударственный пенсионный фонд «Санкт-Петербург». Негосударственное пенсионное обеспечение вводится в рамках социальной программы корпорации, направленной на улучшение условий жизни работников. Это позволит увеличить пенсии, выплачиваемые государством бывшим сотрудникам предприятий. Специализированные программы уже работают на Котласском ЦБК, сейчас система организуется на Братском ЛПК. В дальнейшем дополнительное пенсионное обеспечение будет осуществляться негосударственным пенсионным фондом на всех предприятиях корпорации «Илим Палп».

Добившись побед в судах и юридически защитив свои активы, «Илим Палп» счел возможным вернуться к прежним планам. Процесс консолидации и перехода на единую акцию был продолжен. Коэффициенты конвертации рассчитаны так, что за одну акцию Котласского ЦБК акционеры получат 0,391 акции единой компании, за акцию Усть-Илимского ЛПК — 0,304. Одну акцию «Братсккомплексхолдинга» можно обменять на 0,012 акции «Илима» (так будет называться новая структура), а одну акцию Братского ЦКК — на 0,293 акции новой компании. Уставный капитал объединенной компании составит 3,7 млрд руб. и будет разбит на акции номиналом 1 руб. Доля миноритарных акционеров в создаваемой структуре не превысит 3,5%. Сейчас компания оценивается инвесторами с 30-процентным дисконтом. В конце 2004-го — начале 2005 года намечено размещение части акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, капитализация должна сравниться с объемом продаж, который сегодня приближается к $1 млрд.

Однако переход на единую акцию — не единственная задача, стоящая перед компаний. Параллельно идет процесс реструктуризации промышленных активов компании, классификация всех подразделений по признаку «центр прибыли» или «центр затрат». После регистрации новой компании внутри нее планируется создать три бизнес-единицы, в каждую из которых войдут однопрофильные активы всех предприятий корпорации (например, производство целлюлозы), а также линии непрофильных бизнесов (например, машиностроение на базе всех механических и ремонтных цехов) и сервисные линии. Все эти бизнес-единицы, сервисные компании и управляющая компания составят внутреннюю конструкцию единого ОАО «Илим».

Основной задачей ЦБК всегда была химическая переработка древесины, они строились ради целлюлозы. Однако вокруг «варочного котла» создавались вспомогательные производства — непосредственно обслуживающие «котел» и сопутствующие. В условиях социалистической экономики от этих предприятий не требовалось быть рентабельными. Сегодня, когда все построено на рыночных принципах, приносить прибыль должны все производства, в том числе и сопутствующие. Поэтому в новом ОАО центрами затрат должны будут остаться только сервисные подразделения, услуги которых станут покупать все бизнес-линии.

Создание трех бизнес-линий продиктовано необходимостью сфокусировать внимание на приоритетных направлениях, выбор которых определяется логикой развития внутреннего и внешнего рынка. В этих условиях оправдано появление бизнес-линии «целлюлоза-картон» (поскольку уже сегодня «Илим Палп» выпускает 60% российской целлюлозы и 70% картона), «лесозаготовка и механическая переработка древесины» (создается на базе 42 входящих в корпорацию леспромхозов, ЛДЗ и фанерных заводов) и «упаковочные решения» — гофроупаковка на базе только что построенного «Илим Гофропак».

Корпорация ведет переговоры с рядом стратегических инвесторов, участие которых позволило бы реализовать масштабные программы развития, в том числе по строительству новых заводов в Сибири. Вместе с тем «Илим Палп» уже реализует инвестпрограммы меньших масштабов. На Котласском ЦБК основной упор был сделан на проекты, связанные с уменьшением вредного воздействия производства на окружающую среду. В 2003 году объем инвестиций на КЦБК составил $15 млн в модернизацию производств и $1 млн — в лесозаготовительные предприятия. На Братском ЛПК завершен очередной этап модернизации картонно-делательной машины, позволивший резко улучшить качество продукции. Стоимость проекта — $15 млн.

В ближайшее время корпорация намерена инвестировать более $74,5 млн в развитие Усть-Илимского ЛПК, что позволит максимально реализовать потенциал предприятия. Усть-Илимский комбинат — одно из лучших предприятий лесной отрасли, он обладает огромным потенциалом и считается самым перспективным в «Илим Палп». В целом до 2007 года в развитие Братского ЦБК и Усть-Илимского ЛПК запланировано инвестировать более $430 млн, что позволит корпорации «Илим Палп Энтерпрайз» стать крупнейшим инвестором в экономику целого региона — Иркутской области.

Ольга ЕРЕНКОВА


Comments are closed.

Так же в номере