Главная » Спецвыпуск » Угольную отрасль спасает экспорт

Угольную отрасль спасает экспорт

Приход в угольную промышленность Кузбасса ряда крупных собственников существенно изменил в последние годы не только ход развития самой отрасли, но и социальный статус тех территорий, деятельность которых годами определяла угледобыча.

Программа перспективного развития Ерунаковской угольной компании предполагает увеличение мощности с 2,5 млн тонн угля до 6 млн тонн

После реструктуризации угольной промышленности кузбасский Прокопьевск надолго вошел в «черный список» депрессивных территорий: шахты закрывались одна за другой, тысячи прокопчан теряли работу, из-за острого бюджетного дефицита практически прекратилось финансирование городского хозяйства. С 2000 года, когда в угольной отрасли Прокопьевска определился серьезный собственник — финансово-промышленная группа «Прокопьевскуголь», в городе наметилась явная тенденция к стабилизации в экономике и социальной жизни. Опасение, что эта тенденция так и не приведет к ожидаемой стабильности, появилось лишь однажды, когда собственники единственной в городе угольной компании НПО «Прокопьевскуголь» решили разделить ее на две: вывести предприятия, специализирующиеся на добыче энергетических углей, в новую компанию — ЕрУК (Ерунаковская угольная компания). Но, как показало время, эти опасения оказались беспочвенными.

ЕрУК была образована 1 октября 2002 года. 75% акций компании принадлежат частным акционерам, 25% — собственность Кемеровской области. Председатель совета директоров — Александр Бобовников. В ЕрУК входят шахта «Кыргайская», разрезоуправление «Прокопьевское», Центральная обогатительная фабрика «Зиминка», Тракторно-бульдозерная база и Прокопьевская автобаза. Численность персонала компании — 3800 человек.

Энергетический уголь (марок СС, Г, Т) составляет около 90% угледобычи ЕрУК. Из них 75-80% компания поставляет на экспорт. Остатки угля отгружаются для региональной энергосистемы и на жилищно-коммунальные нужды регионов Сибирского федерального округа. «За год работы мы убедились в преимуществе экспортно ориентированной экономики, которая является определяющей для Ерунаковской угольной компании, — сказал в интервью «КС» генеральный директор ЕрУК Владимир Дмитриев. — К таким преимуществам можно отнести предсказуемость внешнего рынка и его большую стабильность по сравнению с внутренним». Сегодня Ерунаковская угольная компания работает по долгосрочным контрактам на поставку угля в страны Западной Европы (Финляндию, Великобританию, Германию, Турцию, Чехословакию, Польшу) и страны ближнего зарубежья. «Оплата этого угля стабильная, — говорит Владимир Дмитриев. — Взамен от нас требуется соблюдать ритмичность поставок, оговоренное в контракте качество и количество угля. Все эти параметры мы стараемся выдерживать».

Генеральный директор ЕрУК Владимир Дмитриев уверен в экспортном потенциале ЕрУКа

Стабильность оплаты поставляемого потребителям угля, в свою очередь, позволяет руководству компании прогнозировать свои доходы, дает уверенность в текущей деятельности и в работе на перспективу. Логика руководства ЕрУК довольно проста: «Чем лучше мы развиваем собственные предприятия, тем больше у нас угля, тем выше доходы компании и тем лучше ее экономика». В рамках программы развития предприятий в этом году компания приобрела 8 новых «МАЗов» для Прокопьевской автобазы (в планах — до конца года увеличить автопарк еще на 15 таких машин); на ЦОФ «Зиминка» запущены две отсадочные машины для обогащения угля мелкой и крупной фракций (стоимость проекта — 98 млн руб.); на шахте «Кыргайская» сдан в эксплуатацию новый административно-бытовой комбинат и запущена вторая лава, благодаря чему в этом году шахта добудет 1,7 млн тонн угля, а в 2004-м — уже 2,5 млн.

Уже в начале деятельности ЕрУК ее собственники разработали программу перспективного развития компании на долгосрочный период, главной задачей которой является увеличение производственной мощности предприятий с сегодняшних 2,5 млн тонн угля до 6 млн к 2007 году. Для решения этой задачи планируется построить две новые шахты на перспективном в области Ерунаковском угольном месторождении — «Талдинская-Южная» и «Кыргайская-Южная», каждая мощностью до 3 млн тонн угля в год; дополнительно будут созданы 400 рабочих мест. Шахту «Талдинская-Южная» (стоимость этого проекта составит 1 млрд руб.) планируется начать строить уже в начале 2004 года. Через год-полтора, по словам Владимира Дмитриева, начнется строительство второй шахты. Новые предприятия будут строиться по типу «шахта-лава». «Это одно очистное поле, одна лава и один механизированный комплекс, — говорит Владимир Дмитриев. — Все оборудование будет импортного производства, высокопроизводительным. Перемонтаж лав пройдет в кратчайшие сроки — месяц-полтора, в то время как на большинстве действующих шахт перемонтаж занимает два и более месяцев». Очевидное преимущество при строительстве обеих шахт — уже имеющаяся хорошо развитая инфраструктура: базой для новых предприятий станет запущенный недавно на шахте «Кыргайская» новый современный АБК вместе с ремонтными, транспортными и обслуживающими цехами.

Единственной и немалой проблемой при осуществлении этих планов, по мнению руководства ЕрУК, может стать дефицит вагонов. «Угольщики в своем развитии сегодня опередили железнодорожников и уже финансируют развитие железной дороги, — говорит Владимир Дмитриев. — В августе этого года состоялась сдача перегона Ускатская-Красулино и станции Ускатская. Более 400 млн рублей в этом проекте — деньги инвесторов. Доля Ерунаковской угольной компании — 58 млн руб.». Но проблему вагонооборота это решило лишь отчасти, считает Дмитриев: «Поэтому ряд угольных компаний сегодня думает о создании собственного вагонного парка. Конечно, для нас это тяжело — потому что данный проект очень затратный и трудоемкий. К тому же это не наша специфика, каждый должен заниматься своим делом: угольщики — добывать уголь, металлурги — плавить металл и т. д.». Определенные надежды на решение проблемы перевозки угля руководство ЕрУК связывает с началом реструктуризации на железной дороге: «Решение по сути своей верное, потому что МПС, находясь в государственной собственности, была инерционной структурой и при этом транспортной монополией. Реформа своевременная, но мы должны понимать, что перемены в этой отрасли наступят не завтра и не через полгода. А хорошо работать нам нужно уже сегодня. Если компания твердо стоит на ногах, она вовремя платит заработную плату и занимается социальными проблемами. В итоге выигрывает город, региональная экономика, да и вся страна».

Лариса БЕРЕСНЕВА, Кемерово


Comments are closed.

Так же в номере