Главная » Спецвыпуск » Василий Волковский: "Налоги и социальная безопасность - две стороны одной медали"

Василий Волковский: «Налоги и социальная безопасность — две стороны одной медали»

Налоговая политика и развитие экономики региона неразрывно связаны между собой. Сегодня на вопросы, касающиеся этой темы, корреспонденту «КС» ИВАНУ ПЕТРОВУ отвечает ВАСИЛИЙ ВОЛКОВСКИЙ, в прошлом первый заместитель директора налоговой полиции России, первый заместитель министра по налогам и сборам.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Вы не отрицаете, что сегодня к налогам и налоговикам отношение у многих россиян отрицательное?

— Налоговая политика для России еще нова и необычна. Безусловно, сегодня на налоговиков наши предприниматели смотрят настороженным взглядом.

— Каковы причины такого отношения?

— В России не привыкли к налогам и почему-то всегда олицетворяли налоги с грабежами. Видимо, сыграли роль исторические прецеденты, когда сбор налогов сопровождался бедствиями для простых крестьян, резней и пожарами. Изучая внимательно налоговую политику ряда процветающих европейских государств, я искал механизмы превращения налога из средства давления в инструмент стабилизации нашего общества. Переломить устоявшийся менталитет россиянина с его врожденной неприязнью платить налоги — непростая задача.

— Каковы пути ее решения? Что можно предпринять?

— Вместе с коллегами-единомышленниками я разрабатывал теоретические концепции по развитию налоговой политики страны. Мы использовали два подхода к проблеме распределения налогового бремени. Первый основан на применении налогообложения с полученных благ. Например, налог на бензин обычно предназначается для финансирования строительства и ремонта дорог. Второй ориентирован на идею Адама Смита о том, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Это означает, что к отдельным лицам или предприятиям с более высокими доходами должны применяться более высокие ставки налогов по сравнению с получателями более низких доходов. Очевидно, выбор пути в построении налоговой системы имеет существенное значение для обеспечения социальной стабильности. И от того, как нам удастся построить налоговую систему, зависит будущее страны.

— И что конкретно удалось воплотить в жизнь?

— В последнее время принят ряд конструктивных мер по совершенствованию налоговой политики. В частности, сокращено налоговое бремя для предпринимателей. Им предоставлен ряд льгот, чтобы стимулировать их деятельность. Ведется работа по поддержанию статуса работника бюджетной сферы. Приняты пакеты соответствующих законодательных актов, которые должны изменить к лучшему социально-экономическое положение страны, стабилизировать социальную безопасность.

— Понятие «социальная безопасность», судя по всему, плотно вошло в вашу жизнь. А что под ним имеется в виду?

— Обобщая все, что по этому поводу сказано, могу предложить такой вариант трактовки: социальная безопасность — это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей. Социальная безопасность России в современных условиях является составным элементом национальной безопасности и представляет основу для функционирования всех социальных элементов.

— И какова роль налоговых органов в решении проблем социальной безопасности?

— Налоговые органы как социальный институт, взаимодействуя с обществом, способствуют удовлетворению конкретных общественных потребностей, формируя материальную базу социальных гарантий и правопорядка в обществе.

— Известно, что есть структуры, где финансовые операции осуществляются «вчерную». А какие сферы бизнеса можно считать наиболее благополучными с точки зрения налоговых органов?

— Думаю, что банки в России сегодня наиболее прозрачны для налоговых органов. С актуализацией международных стандартов отчетности транспарентность банковского бизнеса стала, если можно так сказать, весьма заметной.

— Чем вызваны эти процессы?

— Стремление банков установить контакты с авторитетными международными финансовыми организациями, иностранными банками и инвестиционными компаниями и прийти к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству подтолкнуло российские банки к необходимости пройти международный аудит. Сами банкиры говорят о том, что зачастую предлагаемые международными финансовыми организациями требования являются более жесткими, чем ограничения ЦБ РФ.

— Значит, можно верить: российский бизнес и открытость, готовность платить налоги — понятия вполне совместимые?

— Российский бизнес по историческим меркам еще очень юн, но он и взрослеет очень быстро. То же самое касается и налоговой системы государства. При этом расширяется пространство согласия между ними, поскольку одна сторона осознанно признает необходимость нести налоговое бремя, а вторая старается сделать это бремя справедливым, подъемным и понятным.

— Вас с налоговой службой связывают годы работы в этих органах. Сразу хочется спросить: ваша докторская диссертация тоже касается финансовых вопросов?

— Да. Тема моей докторской диссертации — «Налоги и социальная безопасность». Я в определенном смысле попытался переосмыслить саму методологию налоговой политики страны и доказать, что грамотная налоговая политика в стране укрепит социальную, а значит, и национальную безопасность. Налоговые органы способны конструктивно влиять на экономический рост и стимулировать производительность труда во всех сферах.



Comments are closed.

Так же в номере