Главная » Авто » «Автолэнд-Сибирь» ушел с рынка сам, а не разорялся»

«Автолэнд-Сибирь» ушел с рынка сам, а не разорялся»

Виктора Борицкого можно считать одним из основателей официального автодилерского бизнеса в Новосибирске. В 1993 году его компания Tenex-Н открыла первый дилерский центр Ford на улице Депутатской. Позже компания трансформировалась в «Автолэнд-Сибирь». Почему крупнейший дилер Новосибирска покинул рынок и чем живет сегодняшний автодилерский бизнес Новосибирска, в интервью «КС» рассказал бывший соучредитель ООО «Автолэнд-Сибирь» и нынешний генеральный директор компании «Автолизинг-Сибирь» ВИКТОР БОРИЦКИЙ.

— Компания «Автолэнд-Сибирь» долгое время являлась лидером автомобильного рынка Новосибирска, в том числе по количеству представляемых брендов. Не говоря уже о том, что исторически «Автолэнд-Сибирь» был одним из первых автодилеров Новосибирска. Однако грянул кризис, компания оказалась в сложном финансовом положении и полностью ушла с рынка в сентябре 2009 года. В чем, на ваш взгляд, заключались основные причины сложившейся ситуации?

— В течение первых пяти лет я был директором этой организации. В дальнейшем — членом совета директоров. Могу сказать, что в финансовом плане компания была прибыльной. Первое время мы продавали порядка 40 автомобилей в год, а уже спустя некоторое время — 200, 400, 600 машин и т. д. На тот момент у «Автолэнда-Сибирь» не было на рынке значимых конкурентов. Новые участники стали появляться уже в 2003-м, 2004 годах, а значимая конкуренция стала возникать только к 2005 году.

Основным собственником «Автолэнда-Сибирь» являлся головной екатеринбургский «Автоленд» в лице его учредителя — господина Петухова. Когда ситуация на рынке изменилась и грянул кризис 2008 года, Сергей Петухов решил воспользоваться шансом и выставил бизнес на продажу. Собственно, поэтому екатеринбургский «Автоленд» был продан крупному московскому игроку — группе компаний «Независимость». Если же говорить о Новосибирске, то здесь «Автоленд» достаточно выгодно продал свой бизнес структурам МДМ Банка. Стоимость сделки я озвучить не могу, но поверьте, бизнес был продан очень хорошо. Всем членам совета директоров эта сделка была выгодна. Таким образом, «Автолэнд-Сибирь» ушел с рынка сам, а не разорялся, как говорят некоторые СМИ. Просто основной владелец компании решил продать бизнес и вложить деньги в другие проекты. В Екатеринбурге процесс прошел более удачно и плавно, чем в Новосибирске, там просто вошел более мощный игрок в лице ГК «Независимость».

— Как вы считаете, насколько велика угроза прихода в Сибирь федеральных дилерских структур для местных автодилеров?

— Думаю, крупных федеральных дилеров в регион придет немного. Такие структуры всегда очень мощно ориентировались на Москву, где сосредоточен их основной бизнес. Сибирь для них — специфический регион. Они почувствовали, что на мест-ном рынке появилось движение, и обратили на него внимание. Но я бы не сказал, что они проявляют особую активность. Даже до кризиса их в регионе было всего три-четыре.

Если говорить о ГК «Независимость», то переговоры ведутся, но, по моим данным, пока решение советом директоров о выходе в Новосибирск еще не принято. Однако считаю, что ГК «Независимость» в состоянии представлять в Новосибирске большое число брендов.

— Существует такая точка зрения, что многие федеральные компании уже участвуют в капитале местных дилеров, но не говорят об этом публично…

— Владельцы тех или иных бизнесов часто меняются без смены вывески, и никто это, как правило, не афиширует. Было, например, у одного дилера четверо акционеров, затем стало трое, а потом и двое. Внешне такие изменения не заметны, хотя и отражаются на функционировании компании.

— Как вы в целом оцениваете текущую ситуацию на автомобильном рынке Сибири и конкретно Новосибирска?

— Сейчас автомобильный рынок вновь набирает обороты. Доказательством роста инвестиционной привлекательности автобизнеса является появление на рынке вторых и третьих дилеров по популярным массовым брендам. Эта тенденция наметилась еще до кризиса и продолжается по сей день. Тем не менее пока многие бренды все еще представлены одним дилером, что дает определенные возможности другим участникам рынка. Тому есть масса примеров. Так, совсем недавно «Макс Моторс» подписал протокол о намерениях с Ford, а «Автостар-Сибирь» — с KIA. Думаю, в течение этого года почти все крупные массовые бренды получат вторых дилеров.

— Собираетесь ли вы возвращаться в автобизнес?

— Рассматриваю возможность возвращения в автобизнес и подал пару заявок. Но на рынке наблюдается нездоровый ажиотаж. На второе дилерство по некоторым брендам подается 8–10 заявок. Конечно, когда мы работали в рамках «Автолэнда-Сибирь» с двумя другими соучредителями, у нас была в финансовом плане очень мощная команда. В связи с этим жалко, что с «Автолэндом» все так вышло, так как компания все же успешно работала в течение 10 лет. Вести бизнес в одиночку в этом смысле тяжеловато, поэтому не исключено, что создам с кем-нибудь альянс.

— Вы по-прежнему считаете автобизнес инвестиционно привлекательной отраслью?

— Автобизнес — это рекламно привлекательный и красивый бизнес. Да, в плане инвестиционной привлекательности лизинговый бизнес гораздо интереснее. Но какой мужчина не хочет заниматься автомобилями? Возможно, поэтому у нас на барахолке много людей торгуют вообще в убыток…

Если говорить о ситуации на авторынке, то она сейчас достаточно привлекательна. Сами производители заинтересованы в развитии, они всегда присутствуют на рынке и в отличие от дилеров никогда не уходят, разве что только в случае гражданской войны, как в Ливии. Кроме того, если год–два назад банки не давали кредиты под проекты в сфере автобизнеса, то сейчас они их снова дают.



Comments are closed.

Так же в номере