Главная » Бизнес » После 15 въезд запрещен!

После 15 въезд запрещен!

Сибирские авторанспортники о запрете эксплуатации грузовых автомобилей старше 15 лет

Продолжая тему региональных автомобильных перевозок и выбора сибирскими компаниями марок грузовиков, которую мы начали в статье «Грузовики в Новосибирске: выбор транспортных компаний» («газета «Континент Сибирь» № 12, 2012), корреспондент «Континент Сибирь» ИГОРЬ БОЧАРОВ выяснил у новосибирских автоперевозчиков, как они относятся к инициативе федерального правительства о запрете эксплуатации грузовых авто старше 15 лет, а также их оценку возможных последствий подобного запрета для региональных участников рынков.

В апреле 2012 года, еще находясь в должности председателя правительства РФ, Владимир Путин поддержал идею замминистра внутренних дел Виктора Кирьянова о введении экономических методов стимулирования автотранспортных компаний. Стимулировать владельцев грузовиков решено самым распространенным в среде российского чиновничества методом — запретом. В данном случае власти планируют ограничить срок эксплуатации грузовых авто 15 годами. Официальная причина подобного шага — угроза безопасности на дорогах и экологический урон от старых машин. Кроме того, правительственные чиновники уверены, что таким образом они дадут толчок к развитию отечественного автопрома.

Машина ли «Калина»?

В настоящее время возможность введения запрета прорабатывается профильными министерствами, но вероятность того, что какая-либо ограничительная мера заставит перевозчиков покупать отечественные грузовики, равна нулю, считают участники рынка.

Как рассказал «КС» директор новосибирского представительства транспортно-логистической компании «ВЛ Лоджистик» Андрей Радиулов, сегодня компания эксплуатирует исключительно иностранные грузовики марок Mercedes, MAN и Volvo. «Отечественные производители в виде КамАЗа предлагают неконкурентную технику с высоким потреблением горючего, — говорит Радиулов, — а что до совместных предприятий — в качестве примера можно вспомнить «Рено-Восток». Эти машины только для работы по области, ну максимум — доехать от Новосибирска до Читы. Далее возникают большие проблемы с сервисом, а так как машины на гарантии, самостоятельный ремонт запрещен!» — поясняет господин Радиулов.

«Иностранцами» комплектует свой автопарк и крупный региональный игрок рынка автоперевозок — группа компаний «Байт-Транзит». По словам директора «Байт-Транзит-Региона» Сергея Пронюшкина, по соотношению цена и качество компания отдает предпочтение грузовикам MAN, сервисное обслуживание которых «Байт-Транзит» осуществляет собственными силами.

Исходя из текущего спроса автотранспортных компаний на грузовики иностранного производства, из запрета на эксплуатацию авто старше 15 лет торчат «лоббистские уши» местных производителей. Отечественная техника, по словам экспертов, перевозить грузы на дальние расстояния в течение 15 лет попросту не способна физически.

«Логично предположить, что принятие «запретительного» нормативного акта может быть выгодно «КамАЗу» и его акционерам или другим компаниям, производящим крупнотоннажные грузовики в России. Но нельзя забывать, что это лишь узкая группа людей, а владельцев грузовиков — бизнесменов различных уровней в стране гораздо больше», — отмечает генеральный директор ООО «СТЦ МАН» Олег Григурко.

О проблематичности возможного перехода транспортников с импортных комфортабельных грузовиков на отечественные большегрузы говорит и президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев. Проблема заключается в неконкурентоспособности «КамАЗа» по сравнению с европейскими грузовиками. «Мы начнем покупать «КамАЗы» в том случае, если они начнут отвечать европейским стандартам качества, но, к сожалению, пока что и думать об этом не приходится», — резюмирует Трунаев.

Две стороны запрета

Участники сибирского рынка автоперевозок неоднозначно воспринимают правительственную инициативу. Первый заместитель директора «Байт-Транзит-Континента» Александр Шустин говорит о том, что ограничительные меры будут способствовать заметному снижению количества ДТП по России, т. к. новый транспорт лучше, легче, безопаснее. Кроме того, господин Шустин считает, что из-за этого снизится дефицит трудового рынка водителей автомобилей, которые придут на средние и крупные предприятия в результате банкротства мелких компаний, не выдержавших ограничений. Это в свою очередь улучшит «климат работы средних и крупных автопредприятий, т. к. установятся более справедливые тарифы на перевозки грузов, которые сейчас срезаются за счет индивидуальных частных перевозчиков. Появятся дополнительные плюсы и для сибирских перевозчиков — улучшатся финансовые условия работы транспортников Сибири, которые испытывают серьезнейшее давление не только со стороны частников, но и транспортников Запада: Центральной России и Белоруссии», — считает Александр Шустин.

Олег Григурко, напротив, считает идею запрета эксплуатации старых грузовиков пустой, поскольку принятия дополнительного нормативного документа, чтобы запретить эксплуатацию грузовиков свыше 15 лет, не требуется. В настоящее время существует процедура прохождения технического осмотра крупнотоннажными грузовиками дважды в год. «Соответственно, если автомобиль находится в неудовлетворительном техническом состоянии, органы ГИБДД имеют возможность приостановить его эксплуатацию до устранения недостатков. Если хозяин автомобиля своевременно проводит его ремонт и техническое обслуживание, то никаких претензий к нему быть не может, так как автомобиль полностью пригоден для безопасной эксплуатации», — утверждает господин Григурко.

Введение запрета — шаг оправданный, утверждает Вячеслав Трунаев, объясняя это высокими издержками компаний на ремонт старых грузовых авто. «Практика показывает, что на сегодняшний день иметь в распоряжении вот такой хлам выйдет себе дороже. Почти всю прибыль, которая и так невелика в нашем бизнесе, придется в таком случае тратить на постоянный ремонт таких автомобилей», — делится опытом собеседник «КС».

Поддерживает коллегу и директор компании «АвтоГрузКом» Алексей Холкин, рассказавший «КС», что даже имеющийся в автопарке фирмы восьмилетний грузовик отвлекает много сил и средств на ремонт и обслуживание. «Намного выгоднее взять новый грузовик, он быстро себя окупает. Машина меньше простаивает в сервисе, следовательно, больше приносит денег, меньше затрат на обслуживание и устранение непредвиденных поломок», — сообщил «КС» Алексей Холкин.

В одном транспортники сходятся: в первую очередь запретительная мера ударит по мелким перевозчикам. Определенные издержки понесут и средние компании, считает Андрей Радиулов. «Инициатива об ограничении срока эксплуатации грузовиков ударит, безусловно, по малому бизнесу, но если рассуждать с точки зрения безопасности, новые грузовики, конечно, предпочтительнее. Средние компании будут вынуждены искать рынки сбыта подержанных грузовых авто за пределами РФ, получая небольшую прибыль от продажи», — прогнозирует собеседник «КС».

Обратная реакция

Запретительная мера, скорее всего, вызовет мощный общественный резонанс, считает Олег Григурко. «Если такое решение все же будет принято, оно грозит обернуться массовыми акциями протеста, аналогичными тем, с которыми столкнулось федеральное правительство при попытке запретить эксплуатацию уже ввезенных в Россию легковых авто с левым рулем», — предполагает Григурко.

Помимо реакции общественности, могут появиться и неблагоприятные экономические последствия. Так, Андрей Радиулов заявляет, что при необходимости срочной замены 15-летних автомобилей нет уверенности и в том, что автоконцерны справятся с потоком заказов на новые машины. «Партия в несколько десятков машин сейчас приходит заказчику в течение года, и срок обновления автопарка с резким ростом спроса на грузовики будет весьма значительным», — предполагает Радиулов.

К росту тарифов, тем не менее, данное ограничение не приведет, считают эксперты. При формировании стоимости грузоперевозок путем прямой калькуляции затрат, в которой применяются нормы амортизации, утвержденные правительством, учитывается срок полезного использования грузового автомобиля от 7 до 10 лет. То есть при эксплуатации автомобиля за пределами этого срока амортизация нулевая. Рост тарифов не предполагается и при формировании цены на услуги грузоперевозки на основе спроса и предложения в условиях свободного рынка, считает Олег Григурко. «Даже при текущих тарифах при рациональном ведении бизнеса срок окупаемости начальных вложений в бизнес автомобильных грузоперевозок составляет 3–3,5 года. А это достаточно быстрый возврат средств по сравнению со многими другими сферами экономики. На рост тарифов на грузоперевозки гораздо большее влияние оказывает рост цен на ГСМ», — отмечает господин Григурко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

На правах рекламы

Грузовики MAN лидируют* по продажам в России

Олег Григурко, генеральный директор ООО «СТЦ МАН»:

— ООО «Сибирский технический центр МАН» (ООО «СТЦ МАН») работает на рынке сервиса и продаж коммерческого транспорта с 2003 года, являясь официальным дилером в Новосибирске и Новосибирской области нескольких производителей зарубежных марок грузовой техники и комплектующих к ней: немецкого концерна MAN Truck & Bus (грузовики и автобусы MAN, автобусы Neoplan), ЗАО «Соллерс-Исузу» (японские грузовики ISUZU), ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» (японские грузовики Mitsubishi Fuso CANTER), а также мирового лидера в производстве элементов трансмиссии компании ZF. Мы можем предложить клиенту полный модельный ряд автомобилей, выпускаемых указанными производителями. Грузоподъемность предлагаемых нами грузовиков колеблется от 1,5 тонны (ISUZU) до 41 тонны (MAN).

Следуя высоким корпоративным стандартам производителей представляемых марок автомобилей (MAN/Neoplan, ISUZU, Mitsubishi Fuso CANTER), наша компания оказывает своим клиентам полный комплекс услуг по гарантийному и послегарантийному техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей и автобусов. Для повышения качества услуг, а также в связи с изменениями модельных рядов автомобилей и внесением технических усовершенствований в существующие модели автомобилей их производителями наша компания обеспечивает постоянное повышение квалификации своих технических специалистов в соответствии с программами обучений, предлагаемыми производителями представляемых марок техники, а также имеет в наличии необходимое оборудование для диагностики и ремонта грузовых автомобилей.

Вся техника представляемых нами марок автомобилейзарекомендовала себя и в России, и во всем мире как очень надежная. Но поскольку тематика обзора посвящена тяжелым грузовикам, мне особо хочется отметить грузовую технику MAN. На мой взгляд, автомобили MAN в сравнении со своими основными зарубежными конкурентами VOLVO и SCANIA (КамАЗ хотя и занимает лидирующие позиции по объему рынка в сегменте тяжелых грузовиков, в качестве конкурента нами не рассматривается) имеют лучший показатель «цена–качество», а также имеют более широкий модельный ряд.

Кроме того, у MAN’а отлаженная логистика по запчастям (как при гарантийных, так и при коммерческих ремонтах). При отсутствии необходимых деталей для ремонта автомобиля на нашем складе срок поставки детали (при наличии ее на складе дистрибьютора в Москве) — рабочие сутки, а при необходимости доставки из Германии возможно доставить деталь за 10 дней (с учетом всех таможенных процедур).

О том, что автомобили MAN зарекомендовали себя в России с положительной стороны, свидетельствуют и данные статистики: начиная с 2010 года и по настоящее время MAN — лидер среди зарубежных марок грузовых автомобилей по продажам, в сегменте как новых автомобилей, так и подержанных.

Дилерский центр ООО «СТЦ МАН» работает на одной площадке в концепции «3S» — Showroom (автосалон), Service shop (сервисная станция), Spare parts (отдел по продаже запасных частей) — и находится по адресу: 630520, Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Красный Восток, ул. Советская, 62а.

Дополнительную информацию можно получить на сайтах компании fuso-novosibirsk.ru и avtosib54.ru/.

* — по данным Ассоциации Европейского Бизнеса



Comments are closed.

Так же в номере