Главная » Финансы » Юрий Новожилов: «Нам помогает консерватизм»

Юрий Новожилов: «Нам помогает консерватизм»

Этим летом ТрансКредитБанк ввел систему оценки заемщика, которая может считаться аналогом бюро кредитных историй по физлицам. Придерживаясь тренда на диверсификацию клиентской базы, но при этом оставаясь в рамках консервативной политики, банк достаточно безболезненно преодолел кризис. Во время своего визита в Красноярск президент ТрансКредитБанка ЮРИЙ НОВОЖИЛОВ встретился с корреспондентом «Континента Сибирь» СТАНИСЛАВОМ КАЗАЧЕНКО и поделился собственным мнением о развитии финансового рынка в СФО.

— Юрий Викторович, как удалось пройти период экономического кризиса? В чем была специфика работы, приходилось ли сталкиваться с просроченными кредитами?

— ТрансКредитБанк не испытал влияния кризиса в полной мере. Конечно, у нас были проблемы с рядом заемщиков: это альянс «Русский текстиль», который так и не вернул долг; компания «Эстар», долг которой мы все-таки смогли реструктурировать; один из автодилеров Новосибирска, от которого нам в результате досталось много легковых автомобилей. Однако в среднем уровень просрочки не превышал 5%, в то время как по другим банкам — до 12%.

Причина нашей успешной деятельности в кризисный период заключается в определенной консервативности, которая до кризиса воспринималась как наш минус, однако именно она сыграла нам на руку. Дело в том, что в 2007–2008 годах конкуренция заставила некоторые банки чрезмерно увлечься необеспеченным кредитованием, они давали предприятиям 2–3-го эшелонов займы без залогов и поручительства. В результате на рынке появилось множество заемщиков, которые не хотят отдавать долги. У нас же таких был минимум. При этом мы в кризис вели себя корректно, не стремились забрать чей-то бизнес, пользуясь тяжелым положением.

— С лета текущего года вы начали использовать модель RiskCalc(tm) v3.1 Russia для оценки дефолта заемщиков. Можете уже оценить, насколько она эффективна?

— Решение использовать эту модель было связано с диверсификацией нашего бизнеса. При вхождении в новые отрасли можно, конечно, оценивать заемщиков по формальным основаниям, но лучше иметь базу, на которую можно опереться. В этом смысле хорошим помощником выступает RiskCalc, который ведет статистику по огромному количеству предприятий. Эта информация влияет на решения по созданию норм резервирования, может повлиять на решение по выдаче кредита. Это своего рода аналог бюро кредитных историй по физлицам.

— Какие проблемы банковского рынка в СФО вы могли бы выделить?

— Нет таких проблем, которые были бы характерны исключительно для Сибири. Ситуация на этой территории в чем-то даже лучше среднероссийской. Но общая проблема рынка — сейчас мы находимся в той стадии, когда недостатка денег уже нет, но направляются они в основном в проекты вроде нефтяных, а малому и среднему бизнесу в этом смысле сложнее.

Существует и проблема проектов, под которые просят финансирование: редко можно встретить правильное сочетание команды, которая обладает всеми сильными свойствами и при этом способна правильно просчитать проект, реализовать его в рамках заранее установленных смет. Имеет место и некачественная проработка проектов, их реальная стоимость нередко превышает заявленную процентов на 30. В то же время есть основания для оптимизма. Я встречался с руководителями различных регионов и вижу, что местные администрации делают правильные шаги: поддержка малого бизнеса, компенсации процентных ставок, поручительство. Думаю, пройдет немного времени, и проблемы финансирования МСБ постепенно начнут уходить в прошлое.

— В настоящее время планируется сделка по продаже 10% акций ОАО «ТрансКредитБанк». Покупателем выступает ОАО «Банк ВТБ» Окажет ли этот факт какое-то влияние на специфику работы вашего банка?

— Мы ожидаем, что влияние будет положительным. У ТрансКредитБанка будет два акционера — стратегических партнера — «РЖД» и ВТБ. Предполагается, что первому будет вскоре принадлежать 45% акций, второму — 55%. В настоящее время имеется соглашение акционеров, по которому ВТБ будет наращивать капитал ТрансКредитБанка. Также мы получим доступ к более дешевому и более «длинному» фондированию. Это позволит выдавать больше кредитов и на более выгодных для клиента условиях. Для удобства клиентов предполагается и объединение банкоматных сетей с ВТБ.

— ОАО «ТрансКредитБанк» — дочернее общество ОАО «Российские железные дороги». Каков портфель банка на свободном рынке в регионах СФО?

— Мы в основном занимаемся работой с дочерними компаниями «РЖД», такими как «Ремпутьмаш», «Росжилдорстрой» и другими. Кредитный портфель по «дочкам» «РЖД» в СФО у нас составляет 0,1 млрд рублей. Кредитный портфель по сотрудникам «РЖД» в Сибири составляет сейчас 15 млрд рублей, по прочим физлицам — более 3 млрд рублей. В целом по банку по физическим лицам около 80% кредитов приходится на работников железной дороги. Из 2,5 млн зарплатных клиентов у нас более 1,5 млн — сами железнодорожники, а также их жены и другие члены семей.

— Удается ли использовать опыт, наработанный в процессе взаимодействия с компаниями «РЖД», на свободном рынке?

— Нужно учитывать, что условия, предлагаемые банками, — с некоторыми вариациями, но все же схожие. И при выборе кредитной организации компании учитывают не только процентные ставки, но и лояльность к их проектам. Клиента очень отталкивают чрезмерные залоги и дотошные проверки, длящиеся по полтора месяца. И в этом плане для нас была очень полезна школа сотрудничества с «РЖД». Когда имеется такой сверхтребовательный клиент, которому нужно уделять много внимания, начинаешь понимать, как в целом надо относиться к клиентам. В результате мы имеем преимущество — максимально быстрая работа внутри собственных инстанций.

— В каких регионах Сибири ваш бизнес развивается наиболее успешно, за счет чего?

— Иркутск, Новосибирск, Красноярск — это те центры, где мы развиваемся хорошо, что обусловлено особенностями каждого из регионов. Это настолько богатейшие ресурсами, возможностями, грамотными людьми субъекты, что в них не может быть по-другому. С точки зрения работы с частными клиентами лидером и по объемным показателям, и по результативности является Иркутск, это стало возможным благодаря активной позиции нашего филиала. В Красноярском крае мы также успешны благодаря розничному портфелю и работе с корпоративными клиентами. Успех в Новосибирской области основан на принципах диверсификации продаж и комплексном обслуживании клиентов (в основном юридических лиц, не связанных с ОАО «РЖД»).

— Каковы ваши планы на 2011 год? Какие сегменты вы рассматриваете как перспективные?

— Если говорить о нашей деятельности на территории СФО, то мы продолжим участие в таких крупных проектах, как «Чек-Су», будем принимать участие как одни из множества кредиторов в строительстве железнодорожной ветви Курагино-Кызыл, будем участвовать в проекте по кредитованию производства полимерно-пластиковых труб, которые в пять раз прочнее ныне существующих. В целом планы на 2011 год у нас сформированы, имеется много заявок и одобренных кредитов, но мы всегда готовы участвовать и в новых проектах, если возникнет такая возможность.

Перспективными же, по нашему мнению, являются проекты развития логистически-терминальных комплексов, хабов, грузов терминалов. На будущий год мы закладываем умеренный прогноз, что рост по кредитному портфелю составит 20%, однако у нас есть все шансы вырасти и больше. Но многое зависит от итогов года и положения в экономике в целом. Что касается развития филиальной сети, то мы решили минимизировать открытие новых отделений, сосредоточившись на повышении их эффективности.



Comments are closed.

Так же в номере