Главная » ИТ » Повод отметить

Повод отметить

Первое полугодие 2012 года показало, что говорить о сформировавшейся «расстановке сил» на рынке сотовой связи Сибири не приходится. Так, Tele2 продолжает активно наращивать абонентскую базу и впервые заняла третью строчку по Сибири, даже не будучи представленной в трех областях округа. В свою очередь «МегаФон» укрепляет позиции за счет запуска 4G, а МТС вопреки усилению конкурентов стабильно удерживает первое место на рынке. С учетом слухов о возможном альянсе «Ростелекома» и Tele2 «расстановка сил» на рынке может еще больше измениться. Вместе с тем сотовые операторы констатируют, что гонки за абонентскую базу любой ценой начали изматывать участников рынка, и конкуренция переходит на другой уровень.

По данным J’Son&Partners Consulting, уровень проникновения услуг сотовой связи по итогам 1-го полугодия 2012 года составил 156% против 146% годом ранее и 141% в 2010 году. В Новосибирске этот показатель традиционно еще выше — если в 2010 году он составил 161%, а в 1-ом полугодии 2011 года 166%, то по итогам 1-го полугодия 2012 года — 173%. Также в распоряжении «КС» оказались оценки J’Son & Partners Consulting по долям сотовых операторов на рынке по показателю абонентской базы в сегменте B2C за 1-е полугодие 2012 года в целом по Сибири и конкретно по Новосибирску.

Согласно этим данным, первое место как по Сибири в целом, так и по Новосибирску под руководством Александра Соловенчука продолжает удерживать МТС. Доля оператора по показателю абонентской базы физических лиц по-прежнему составила 27%, оставшись неизменной в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и результатами полугодовой давности. В Новосибирске МТС также остается первой, при этом компании даже удалось улучшить свои результаты: за первое полугодие ее доля в сегменте B2C выросла на один процентный пункт.

«В целом доля МТС на рынке сотовой связи Сибири стабильна, в Новосибирске нам удается даже наращивать абонентскую базу и удерживать по этому показателю первое место. Это связано с активной маркетинговой политикой и развитием сети МТС в Новосибирской области. Кроме того, работы по строительству и модернизации сети способствуют росту спроса на мобильный Интернет. Так, объем переданных в сети МТС данных в первом полугодии 2012 года в Новосибирске увеличился в два раза по сравнению с первым полугодием 2011 года», — поясняет директор филиала «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук. Тем самым МТС позитивно оценивает итоги первого полугодия, отмечая, что темпы роста бизнеса компании в Сибири превышают общероссийские. По словам господина Соловенчука, активное строительство сети в конце 2011 года и в первом полугодии 2012 года позволило сибирскому филиалу МТС занять ведущие позиции по росту трафика и доходов от мобильной передачи данных среди других регионов МТС в России.

Второе место по Сибири, как и год назад, занимает «Вымпелком» с 24% рынка. Однако оператор стал единственным членом «большой тройки», чьи позиции ослабились за рассматриваемый период. Так, за год доля компании в сегменте B2C упала сразу на два процентных пункта, что значительно увеличи+ло отставание «Билайна» от МТС. Ровно на столько же упала доля «желто-черных» в Новосибирске. Тем самым пока оператор разделяет третье место по доле рынка в сегменте B2C с «МегаФоном», но снова рискует остаться аутсайдером по числу абонентов в столице Сибири, как это и было в кризис. Впрочем, в самой компании не видят в этом проблемы.

«Мы считаем, что у нас более сбалансированная стратегия, которая фокусируется на сохранении устойчивого роста денежного потока при сохранении стабильной рыночной доли, в то время как конкуренты стремятся сделать особый упор на лидерстве на рынке, — поясняет региональный директор Сибирского региона компании «Вымпелком» Роман Шульгинов. — Российский телеком-рынок входит в стадию зрелости, и каких-то драматических колебаний в плане роста абонентской базы, цены или качества продукта не предвидится. С другой стороны, конкуренция в качестве сервиса, умных продуктах и сервисах для ключевых аудиторий, инновационные сервисы становятся все более важными факторами. Мы верим, что лидерство по этим аспектам — залог успеха в рыночной борьбе», — поясняет свою позицию Роман Шульгинов.

По его словам, сегодня «Билайн» уделяет особое внимание качеству продаж и сосредоточивает усилия на привлечении наиболее качественных абонентов, которым и адресованы пакетные предложения. «Как результат, какого-то взрывного роста абонентской базы в первом полугодии мы не наблюдаем, поскольку сфокусировались не на количестве проданных сим-карт, а на появлении в нашей базе абонентов с более долгим «сроком жизни». Рост абонентской базы для нас не является главной целью, важнее устойчивый и сбалансированный рост денежного потока. При этом, безусловно, мы предпринимаем меры для устойчивого роста абонентской базы в тех объемах, что требует от нас бизнес-логика нашей стратегии», — рассказывает Роман Шульгинов. Он также подчеркивает, что переход на новую систему вознаграждения дилерам позволяет получать более качественные продажи, что в свою очередь несколько снижает общий объем прироста. Тем самым Роман Шульгинов считает, что в целом в прошедшем полугодии его компания показала довольно хорошие результаты и укрепила позитивные тренды развития.

До конца 2012 года в «Билайне» планируют удержать долю по абонентской базе и нарастить долю по выручке за счет развития среднего дохода с абонента (ARPU). Достижению таких результатов должны способствовать более качественные продажи и развитие существующей абонентской базы, преимущественно такого сервиса, как безлимитный Интернет.

Третье место впервые в истории сибирского рейтинга «КС» разделили сразу двое операторов — Tele2 и «МегаФон». Для шведской компании этот результат можно назвать победным, впервые оператор стал претендовать на статус члена реальной «большой тройки». Доля компании в сегменте B2C по Сибири выросла с 14% до 17%. При этом Tele2 по-прежнему нет ни в Алтайском крае, ни в Иркутской области, ни в Красноярском крае. Однако высокие результаты по Омской, Новосибирской и Кемеровской областям позволили шведам компенсировать неполную географию присутствия. Непосредственно в Новосибирске Tele2 удерживает вторую строчку с 32% рынка, при этом медленно, но верно приближается к МТС.

В самой Tele2 отмечают, что данные J’Son&Partners Consulting достаточно близки к собственным оценкам оператора. «Результаты деятельности Tele2 в Сибири в первом полугодии я оцениваю положительно, небольшими, но верными шагами мы увеличиваем свою рыночную долю как в каждом из регионов присутствия, так и в Сибири в целом. Помимо набора абонентской базы мы активно занимались строительством сети, увеличивали емкость и расширяли зону покрытия», — пояснил «КС» генеральный директор макрорегиона «Сибирь «Tele2 Россия» Алексей Ноздрин. Позитивные результаты оператора в плане наращивания абонентской базы, по его мнению, связаны с тем, что чем дольше Tele2 работает в регионе, тем сильнее эффект «сарафанного радио» и тем больше людей, воспользовавшись услугами оператора и получив при этом экономию, рекомендуют своим близким подключиться именно к Tele2. «Однако стоит отметить, что рынок повзрослел, и поведение потребителей на нем стало более консервативным. Поэтому сейчас доля растет в основном за счет гостей и новых жителей региона, а также тех абонентов, которые настороженно относятся к мысли о смене номера и очень долго принимают решение о переходе к другому оператору», — объясняет Алексей Ноздрин.

Также стоит отметить, что уже сейчас Tele2 уделяет большое внимание и более восточным регионам. Так, в апреле 2011 года оператор выиграл конкурс на частоты для строительства сети GSM в шести регионах Дальнего Востока.

Разделяющую с Tele2 третью строчку компанию «МегаФон» сложно обвинить в ослаблении позиций, напротив, за первое полугодие они усилились, но в меньшей степени, чем у Tele2. Так, доля «МегаФона» по Сибири в сегменте B2C под руководством Алексея Тютина выросла с 16% до 17%, а в Новосибирске осталась на уровне 15%. По собственным данным сибирского филиала «МегаФона», прирост абонентской базы по Сибири составил 550 тысяч абонентов и составил 4 млн абонентов. В свою очередь абонентская база в Новосибирской области выросла на 9%.

«МегаФон» активно растет на, казалось бы, насыщенном рынке, причем не только в секторе передачи данных (данный сегмент рынка находится на подъеме), но и в голосовом трафике. Рост является органическим, потому что мы не преследуем своей целью увеличение абонентской базы любым путем, не раздаем SIM-карты и не вводим краткосрочные коммерческие предложения ниже рынка», — уверяет директор службы по связям с общественностью Сибирского филиала «МегаФона» Михаил Ивонин. Залогом возможного усиления позиций «МегаФона» на рынке стало то, что он стал первым среди сотовых операторов, внедривших в Новосибирске стандарт 4G (LTE). Пока что ни один из конкурентов «МегаФона» не предлагает в регионе услуг в этом стандарте связи.

Замыкает первую «пятерку» «Ростелеком» с 15% рынка, что на два процентных пункта меньше, чем годом ранее. Такой результат компании складывается из красноярского («Енисейтелеком») и иркутского («Байкалвестком») подразделений, которые в первом полугодии начали процедуру ребрендинга. В самом «Ростелекоме» отметили, что активно работают в направлении развития мобильного бизнеса, но пока воздерживаются от комментариев. Тем самым в отношении оператора и его дальнейших планов сохраняется интрига.

Напомним, что в июле «Ростелеком» на федеральном уровне упразднил управление по развитию беспроводных сетей связи, а Владислав Швайбович, занимавший пост директора этого управления, покинул компанию. В свою очередь специалисты блока по управлению и развитию беспроводных сетей связи перешли в соответствующие функциональные блоки корпоративного центра. На этом фоне в федеральных СМИ появилась информация о возможном альянсе между «Ростелекомом» и Tele2. По мнению аналитиков, такая форма интеграции позволила бы Tele2 значительно укрепить свои позиции на российском рынке, выйти в стратегически важные регионы, где оператора пока нет, например, Москву, а также предлагать клиентам услуги стандарта 4G. В свою очередь «Ростелеком» с учетом альянса с Tele2 мог бы в кратчайшие сроки заполучить готовую инфраструктуру, абонентскую базу и лидирующие позиции в отдельных регионах. В случае, если Tele2 останется независимой, у ее бизнеса в России по мнению аналитиков есть все шансы стать нерентабельной уже в течение ближайших трех лет. В случае, если альянс столь непохожих друг на друга Tele2 и «Ростелеком» состоится, объединенный оператор станет лидером рынка сотовой связи СФО по показателю абонентской базы. Это связано с тем, что Tele2 среди регионов Сибири не оказывает услуги как раз в Красноярском крае и Иркутской области, регионах, где представлен и силен именно «Ростелеком».

Цели и ориентиры

Участники рынка и аналитики по-разному интерпретируют итоги первого полугодия на рынке сотовой связи региона. По мнению директора аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, падение темпов подключения «Вымпелкома» и «Ростелекома» на рынке Сибири связано как со снижением их маркетинговых активностей, так и с большим вниманием к рынку со стороны прежде всего Tele2.

«Ростелеком» и «Вымпелком» в последнее время стали уделять большое внимание технической стороне работы, но, видимо, снизили коммерческое направление», — предполагает Денис Кусков.

Что касается общероссийской ситуации на рынке сотовой связи, то она отличается от региона к региону. По данным TelecomDaily в отдельных регионах России доли «Вымпелкома» в отличие от Сибири даже выросли. «Но пока все-таки нестабильная работа за последние два года не позволяла оператору сильно расти. Из подключений за последние полгода положительную динамику в общероссийских размерах имеет только Tele2, все операторы «большой тройки» прирастают очень незначительно или даже теряют свои базы», — констатирует Денис Кусков.

Вместе с тем важно отметить, что численность абонентской базы перестает быть главным критерием успешности на рынке. «Сотовые операторы стали более трезво оценивать рынок сотовой связи. Гонка за лидерство по числу абонентов любой ценой, которая продолжалась более трех лет, начинает изматывать всех участников рынка. И отрадно, что в стратегии большинства операторов вслед за МТС возобладал здравый смысл — в условиях проникновения мобильной связи на уровне 150% прирост новых абонентов минимален, и целесообразно работать над качеством и развитием уже набранной базы», — отмечал в недавнем интервью «КС» вице-президент по операционным вопросам ОАО «МТС» Александр Поповский. По его словам, сложившуюся ситуацию на рынке голосовых услуг даже сложно было назвать конкуренцией, поскольку обычно конкуренция — позитивный процесс, который прежде всего идет на пользу абонентам. «А гонка за подключениями имела вид позиционной войны, которая главным образом шла через дилерские сети, каналы сбыта и сжигала без какой-либо пользы деньги клиентов, акционеров, да и самого рынка», — уверен Александр Поповский.

Другие операторы «большой тройки» также соглашаются с тем, что лидерство по численности абонентской базы уже не является главной самоцелью. Более важным фактором является качество оказываемых услуг, а также устойчивый и сбалансированный рост денежного потока. Так, в «Билайне» в этом году одной из приоритетных задач поставили достижение лидерства по удовлетворенности клиентов. В компании утверждают, что по одному из таких показателей (TRIM-индексу) «Билайн» в Сибири сегодня демонстрирует наибольшую положительную динамику по сравнению с другими операторами «большой четверки».

Дилеммы 4G

Главным событием в сегменте передачи данных на сибирском рынке стал запуск сети 4G стандарта LTE. Примечательно, что Новосибирск даже вошел в историю, став первым городом России, где была внедрена связь четвертого поколения. Лавры первопроходца в этом процессе получил «МегаФон», развернувший сеть на инфраструктуре Yota. 15 вгуста «МегаФон» представил в Новосибирске линейку тарифов на связь 4G. Другие операторы «большой тройки» пока лишь готовятся к запуску 4G LTE. Так, «Билайн», МТС и «Ростелеком» получили лицензию на развитие сетей 4G LTE в России только 13 июля. При этом, несмотря на этот факт, МТС продолжает вести переговоры с Yota о возможностях использования ее инфраструктуры для оказания услуг связи 4G по аналогии с «МегаФоном».

«Вопрос сроков коммерческого запуска сетей 4G скорее лежит в русле маркетинга. То есть нам нужно будет просто выбрать подходящий момент для этого», — отмечали ранее «КС» представители МТС. «Мы постепенно готовим нашу сеть к запуску услуг на базе технологии LTE (4G). Получение лицензии на 4G стало одним из ключевых событий этого года, и в настоящий момент мы финализируем нашу стратегию и планы в отношении развертывания сети четвертого поколения», — отметили «КС» в «Билайне».

«За бортом» этого процесса осталась компания Tele2. Несмотря на то, что именно шведы первыми в России заговорили о внедрении 4G LTE и имели успешный опыт эксплуатации таких сетей, оператору не удалось получить лицензии на оказание таких услуг. В итоге Tele2 была вынуждена пойти по другому пути и в первом полугодии совместно с НИИ Радио завершила в Омске исследование возможности строительства сети 4G LTE в диапазоне 2G (GSM). Тем самым Tele2 доказала возможность качественной одновременной работы двух сетей: LTE (4G) и GSM (2G). В компании считают, что успех этого эксперимента стал важным шагом на пути к технологической нейтральности. Однако удастся ли Tele2 довести этот процесс до конца, остается неочевидным для участников рынка.

Компании, уже внедрившие 4G, очень позитивно оценивают его перспективы и возможности. Основным потребительским преимуществом сетей 4G по сравнению с сетями предыдущих поколений является более высокая скорость доступа к мобильному Интернету. Технология LTE, заложенная в основу сети, поддерживает передачу данных на скорости до 50 Мбит в секунду. Как ранее отмечал директор сибирского филиала «МегаФона» Алексей Тютин, сети 4G обеспечивают скорость передачи данных примерно в пять раз выше, чем в стандарте 3G. Владельцы мобильных устройств с поддержкой 4G должны оценить более высокое качество и быстродействие привычных услуг — общения в социальных сетях, обмена фотографиями, просмотра видео, работы с электронной почтой и ряда других. По словам представителей «МегаФона», технология LTE обеспечивает пользователям максимальное удобство за счет рекордной «скорости отклика»: при запросе страниц в Интернете результат появляется на экране устройства практически мгновенно. По словам Михаила Ивонина, на конец июня 2012 года уже 10% общего трафика передачи данных в Новосибирске формировалось за счет абонентов сети 4G, которая была запущена «МегаФоном» совместно с Yota. При этом прирост трафика 3G в Сибири у «МегаФона» составил за период 215% по отношению к аналогичному периоду 2011 года.

Вместе с тем другие сотовые операторы в неофициальной беседе с «КС» не столь уверены, насколько вообще целесообразно с экономической точки зрения внедрение стандарта 4G, если не брать во внимание то, что выход в этот сегмент требует конкурентная ситуация на рынке. «Я бы не сказал, что 4G LTE открывает новые ниши на рынке B2B и тем самым совершит революцию. Скорее, внедрение 4G LTE — это хороший и адекватный ответ на растущие потребности клиентов, которые уже сложно удовлетворить за счет стандарта UMTS. С другой стороны, технологическое доминирование 4G LTE неочевидно, так как эффективная зона покрытия у 4G LTE гораздо меньше, чем у того же UMTS», — отмечает топ-менеджер одного из операторов. Кроме того, по его словам, устройства, поддерживающие 4G LTE, имеют лишь единицы, их пока нет на рынке, а вот телефонами и модемами 3G пользуется каждый третий, и в этой ситуации правильно продолжать развивать 3G.

Ситуация в B2B

Ситуация в сегменте B2B традиционно отличается от «расклада сил» в сегменте B2C, однако данных по этому сегменту «КС» не удалось получить. По мнению аналитиков, как и в случае с сегментом B2C, первое место по показателю абонентской базы в этом сегменте занимает МТС. По данным самой МТС, более 50% всех корпоративных клиентов в Сибири являются ее абонентами.

В свою очередь наиболее динамичным оператором в сегменте B2B в Сибири является Tele2. «В большинстве регионов Сибири мы все еще не являемся существенным игроком в этом сегменте, так как позже других операторов начали разрабатывать специальные тарифы для бизнеса. Если оценивать не долю рынка, а уровень прироста абонентской базы, то я бы назвал его существенным. Так, за последний год количество бизнес-абонентов в Новосибирской области выросло в шесть раз», — поясняет Алексей Ноздрин.

Участники рынка отмечают, что в целом развитие В2В-семента в первом полугодии 2012 года характеризуется положительной динамикой, причем как по проникновению услуг, так и по доходам. В «Билайне» констатируют, что главными драйверами роста выручки в корпоративном, как и в массовом сегменте, является передача данных, а также комплексные решения. Роман Шульгинов отмечает, что комплексный подход к организации телекоммуникаций становится все более востребованным среди бизнеса Сибири. По его словам, руководители компаний осознают, что пользоваться услугами одного оператора не только выгоднее, но и удобнее с точки зрения оптимизации организационных процессов.

Ключевым отличием сегмента B2B от B2C является и то, что во взаимодействии с клиентом операторы все более придерживаются дифференцированного отраслевого похода, то есть комплекс телеком-услуг предлагается исходя из потребностей конкретной отрасли. Возможно, именно поэтому одними из основных «драйверов» роста сегмента B2B являются М2М-решения (Mashine-To-Mashine). В частности, по данным оператора, самые большие темпы роста внедрения навигационных решений за первое полугодие 2012 года продемонстрировали транспортные и логистические компании — 65%, а также торговые компании — 30%. Воспользоваться решениями М2М могут не только транспортные, но и производственные компании. В частности, отдельные технологии, предлагаемые операторами, позволяют мониторить склады или цеха заводов. Благодаря работе датчиков движения, открывания двери, дыма клиент может всегда быть в курсе, что происходит на производстве. И это только один пример возможностей M2M.

Для самих операторов M2M — очень интересный сегмент потому, что предлагаемые решения отвечают потребностям бизнеса и при этом никак не завязаны на высокоскоростной передаче данных (технологиях 3G/4G). Тем самым конкуренция в сегменте M2M будет только усиливаться. Непосредственно в первом полугодии активно заявил о себе в этом сегменте «Билайн», запустив два новых решения: по транспорту и видеомониторингу.



Comments are closed.

Так же в номере