Главная » Спецвыпуск » Железная дорога поддержала рост угледобычи

Железная дорога поддержала рост угледобычи

Специфика железнодорожного транспорта Кузбасса заключается в том, что магистральный транспорт работает в едином технологическом ритме с промышленными предприятиями. В этом году в Кузбассе по железной дороге запланировано перевезти 171 млн тонн топлива, а в целом объем погрузки составит более 200 млн тонн. Предприятия угольной отрасли являются и крупнейшими деловыми партнерами кузбасских железнодорожников.

Аман Тулеев и Александр Целько открывают движение по удлиненным путям станции Белово

Эта тесная взаимосвязь требует координации действий железнодорожников и промышленников, объединения усилий по развитию транспортной инфраструктуры.

Особую актуальность это приобрело после заседания Президиума Госсовета, которое прошло в августе 2002 года под председательством президента России Владимира Путина в Междуреченске, где были определены стратегические задачи развития угольной отрасли, предусматривающие увеличение объемов добычи угля в Кузбассе.

Для обеспечения вывоза возрастающих объемов добычи топлива из региона, чтобы железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 98% перевозок продукции предприятий Кузбасса, не стал помехой на пути развития промышленности региона, была разработана «Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002-2005 годов».

Совместными усилиями железнодорожников и специалистов промышленных предприятий, администрации области создан документ, предусматривающий гармоничное развитие магистрального транспорта и подъездных путей. Он был утвержден в октябре 2002 года губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым и начальником Западно-Сибирской магистрали Александром Целько. Причем программа предусматривает вложение инвестиций в развитие железнодорожного транспорта как ОАО «Российские железные дороги», так и частными компаниями.

В ходе ее реализации в 2002-2003 годах был выполнен большой объем работ. Транспортные проблемы решались совместно с угольными компаниями. Так, на средства угольной компании «КеНоТЭК» построена железнодорожная развязка в двух уровнях на станции Мереть, осуществлено развитие станции Уба.

Для обеспечения вывоза угля из наиболее перспективного Соколовско-Ерунаковского угольного района компанией «Кузбассразрезуголь» построен и электрифицирован соединительный путь от углесборочной станции Ускатской до магистральной Красулино протяженностью шесть километров. Осуществлено развитие станции Ускатской, где удлинены до 1500 метров четыре существовавших пути и построены три дополнительных протяженностью 1050 метров, пост электрической централизации. Инвестиции угольной компании составили 505 млн рублей.

В свою очередь железнодорожниками Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги построен и электрифицирован второй путь на перегонах Ускат-Терентьевская-Красулино общей протяженностью более 20 километров, во что вложено 507 миллионов рублей. Это позволило значительно повысить пропускную способность магистрального участка Ускат-Ерунаково. При этом кардинально изменилась технология работы по обслуживанию Соколовско-Ерунаковского угольного района. Перераспределение вагонопотоков дало возможность увеличить объемы погрузки на станции Ерунаково вдвое — до 1200 вагонов в сутки.

Помимо этого, получили дальнейшее развитие магистральные станции Красулино, Ерунаково, Терентьевская, Ускат. В Красулино построен и электрифицирован дополнительный приемоотправочный путь протяженностью 1050 метров. Осуществлено усиление путевого хозяйства на станции Ерунаково, где часть путей переложены на железобетонные шпалы, уложены новые стрелочные переводы, отремонтированы станционные здания.

Для обеспечения безопасного пропуска поездов повышенного веса осуществлено удлинение путей на ряде станций дороги, в том числе на станциях Судженка и Берикульская Кузбасского отделения дороги. Повышению пропускных возможностей способствовало восстановление в зимний период 2002-2003 годов вторых путей на Среднесибирском ходу. На станции Входной построен механизированный пункт подготовки вагонов под погрузку мощностью 720 вагонов в сутки, что позволяет улучшить обеспечение Кузбасса порожними полувагонами.

На реализацию мероприятий Программы в 2002-2003 годах МПС России, а с октября прошлого года — ОАО «Российские железные дороги» инвестировано свыше двух миллиардов рублей и 855 млн рублей — промышленными предприятиями Кузбасса. Усиление пропускных способностей железнодорожного транспорта позволило Кузбасскому отделению дороги уже в прошлом году увеличить по сравнению с предыдущим годом объемы перевозок на 14 млн тонн, или 8%.

В этом году угольные предприятия Кузбасса планируют добыть 150 млн тонн топлива. Заявленные к перевозке объемы угля превышают прошлогодние на 13 млн тонн. Значительный прирост объемов добычи и погрузки угля потребовал внесения корректив в Программу развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе. Поэтому к ней были разработаны дополнительные мероприятия. Они предусматривают инвестиционные вложения в размере 2 млрд 481 млн рублей. В техническое развитие железнодорожного транспорта региона компанией «РЖД» будет инвестировано в этом году более 1,7 млрд рублей. В свою очередь угольные компании, в числе которых УК «Кузбассразрезуголь», «Южкузбассуголь», «Восточный Кузбасс», «КеНоТЭК», «Беловопогрузтранс» и промышленные предприятия, должны инвестировать в развитие объектов, оказывающих значительное влияние на перерабатывающую способность подъездных путей, 748 млн рублей.

Помимо транспортного развития, намечены меры по ускорению оборота вагонов на станциях Кузбасского отделения дороги, подъездных путях ПТУ и промышленных предприятий. Они предусматривают повышение скорости движения на участках магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, подъездных путях предприятий, сокращение времени и повышение качества подготовки вагонов под погрузку, усиление технической оснащенности погрузочно-разгрузочных фронтов, внедрение прогрессивных технологий выполнения погрузочно-разгрузочных операций и так далее. Реализация этих мероприятий позволит увеличить погрузочные ресурсы железной дороги.

Новый железнодорожный перегон Красулино-Ерунаково

Основной смысл дополнительных мероприятий к Программе, как подчеркнул президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев, — опережающее развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, что создаст условия для дальнейшего экономического развития региона.

Намеченная программа успешно выполняется. В этом году Западно-Сибирской железной дорогой завершено строительство волоконно-оптической линии связи протяженностью 110 километров на участке Мундыбаш-Таштагол. В конце июля открыто рабочее движение поездов по новому второму главному пути перегона Красулино-Ерунаково.

Ко Дню железнодорожника завершена реконструкция одной из крупнейших погрузочных станций — Белово. Благодаря удлинению трех приемоотправочных путей в парке «Е» теперь станция, на которой грузится каждая шестая тонна кузбасского угля, может беспрепятственно принимать 100-вагонные составы. Удлинение путей решило проблемы станции, которые сдерживали на протяжении десятилетий продвижение грузопотоков по кузбасскому полигону, — теперь ускорится оборот вагона, высвободится дополнительный парк порожних вагонов.

Помимо этого, в рамках выполнения программы железнодорожники ведут работы по удлинению приемоотправочных путей на станциях Юрга-1, по реконструкции контактной сети на участке Яшкино-Хопкино-Тайга и станциях Яшкино, Прокопьевск, Артышта.

В целом за семь месяцев этого года инвестиции «Российских железных дорог» в развитие железнодорожного транспорта региона составили свыше 900 млн рублей.

В свою очередь промышленными предприятиями инвестировано в развитие железнодорожной инфраструктуры более 350 млн рублей. Так, компанией «Кузбассразрезуголь» построены углепогрузочные станции Знаменская, Жарки, соединительный путь Сагарлык-Семенушкино, электрифицирован соединительный путь Семенушкино-Угольный склад, на что выделено около 100 млн рублей.

Компанией СУЭК введена в эксплуатацию электрическая централизация стрелок и сигналов на станции Соколовской. Оборудован электротолкателем погрузочный комплекс обогатительной фабрики «Антоновская». Компаниями СУЭК, «Беловопогрузтранс», «Распадская» приобретены новые тепловозы для работы на подъездных путях. На средства компании «Гидроуголь» ведутся работы по восстановлению раздельного пункта Кайгур на перегоне Барзас-Челы. Компании «Распадская» и «Южкузбассуголь» финансируют строительство путей на станции Междуреченск, ОАО «Кокс» — реконструкцию станции Кемерово-Заводской. Ведутся капитальный ремонт путей и смена стрелочных переводов на подъездном пути ОАО «Беловопогрузтранс».

Усиление пропускных способностей железнодорожного транспорта позволило коллективу Кузбасского отделения дороги за семь месяцев отправить угля на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А накануне профессионального праздника железнодорожники отправили потребителям 100-миллионную с начала года тонну топлива. К слову, в прошлом году этот рубеж погрузки был достигнут лишь 22 августа. «Это хороший старт, — считает начальник дороги Александр Целько, — для выполнения задач Стратегической программы компании ОАО «РЖД».

Развитие железнодорожного транспорта Кузбасса, намеченное программой и дополнительными мероприятиями и выполняемое за счет инвестиций «Российских железных дорог» и частных компаний, дает возможность стабильно увеличивать добычу угля, развивать другие отрасли промышленности. За полгода, к примеру, угольщики добыли топлива на 8% больше, чем за этот же период прошлого года. Совместная работа железнодорожников, промышленников, администрации области дает положительные результаты и способствует динамичному развитию промышленного комплекса Кузбасса.

Татьяна АЛЕКСЕЕВА, Кемерово


Comments are closed.

Так же в номере