Главная » Бизнес » Пощечина общественному вкусу

Пощечина общественному вкусу

Управление федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС) вынесло постановление о наложении на стрип-бар Kama-sutra (ООО «Артель») административного штрафа в размере 100 тыс. рублей за ненадлежащую наружную рекламу. В самой компании решение надзорного органа обжаловать не намерены, однако указывают, что причина сложившейся ситуации кроется в несовершенстве законодательства о рекламе и его применения.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушения Закона «О рекламе» караются штрафом в размере от 4 тыс. до 20 тыс. рублей для должностных лиц, от 100 тыс. до 500 тыс. рублей — для юридических лиц.

Разгневанные граждане

Административное дело в отношении заведения было возбуждено по заявлению жительницы Барнаула, а также по результатам мониторинга, в результате которого специалисты УФАС зафиксировали рекламу с признаками нарушения законодательства. Также во внимание были приняты публикации в СМИ и многочисленные звонки в УФАС от разгневанных граждан. Общественный резонанс вызвали рекламные конструкции с содержанием: «KAMA SUTRA 1–2 июня День защиты т (д) итей». Текст дополняло изображение женщины, туловище которой закрывала надпись «День защиты титей», в которой буква «Т» перечеркнута и исправлена буквой «Д».

Для объективного и всестороннего разбирательства специалисты УФАС направили эту рекламу на рассмотрение экспертной комиссии в сфере норм общественной нравственности при администрации г. Барнаула. Согласно ее заключению фраза «День защиты т (д) итей» является непристойной и оскорбительной, нарушающей все общепринятые нормы морали и нравственности. Кроме того, в рекламе используются слова, не содержащиеся в современном русском языке, такие как «дитей» и «титей». Представленные материалы рекламной конструкции с наружной рекламой стрип-бара «Кама-Сутра», по мнению комиссии, являются продукцией эротического характера, с элементами обесценивания традиций праздника, призванного напоминать взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.

Негативное восприятие рекламы было подтверждено и результатами голосования на официальном сайте управления altk.fas.gov.ru, 67% посетителей которого посчитали рекламу ненадлежащей.

Непростой закон

Таким образом, специалисты антимонопольного органа пришли к выводу, что употребление словосочетания «1–2 июня День защиты т (д) итей» является неуместным, непристойным, оскорбляющим женщин и родительские чувства граждан. Сравнение образов ребенка (дитя) и женской груди в данном контексте, а также сравнение Международного детского праздника — 1 июня (День защиты детей), ассоциация с которым возникает в момент прочтения рекламы, с эротической вечеринкой в стрип-баре «Кама-Сутра» является непристойным и оскорбительным, что нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Кроме того, использование в рекламе слов «дитей» и «титей» было признано нарушением ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ ООО «Артель» было оштрафовано на 100 тысяч рублей. Как пояснил «КС» представитель самой компании «Артель», со штрафом они согласны и обжаловать решение не собираются. Однако при этом он обратил внимание на ряд проблем в сфере наружной рекламы Барнаула, которые привели к такой ситуации.

Во-первых, по мнению собеседника «КС», в законе нет четких понятий ненадлежащей рекламы. Перед размещением указанного выше модуля компания советовалась с представителями нескольких рекламных агентств, и те заявили, что рекламу можно размещать спокойно, так как никаких нарушений там нет. А вот экспертная комиссия и УФАС пришли к противоположным выводам. «Мы были бы рады, если кто-то в городе предоставлял бы услуги предварительной проверки рекламы, и готовы были бы за это заплатить. Но тогда нам нужна была бы четкая гарантия, что эта реклама полностью соответствует закону и мы не будем оштрафованы», — отметил представитель «Артели».

Кроме того, по его мнению, достаточно странной является позиция людей, которые, увидев ненадлежащую, на их взгляд, рекламу, сразу же спешат жаловаться в надзорные органы. «Мы всегда открыты для диалога. На каждом рекламном макете есть наш телефон. В случае претензий можно позвонить напрямую нам, и мы решим этот вопрос. Такие примеры были. Например, позвонили несколько человек и сказали, что им не нравится, когда наша реклама размещена в центре города неподалеку от Никольского собора, и что это оскорбляет чувства верующих. Мы сразу же убрали эту рекламу. Потому что наша задача — заниматься бизнесом, а не оскорблять кого-либо», — отметил представитель компании.

Представители местного рекламного сообщества, с которыми удалось пообщаться «КС», отмечают, что наказание было ожидаемым. «Бар Kama-sutra изначально выбрал для себя стратегию провокационной рекламы. Это достаточно модное направление в России. Но Барнаул все же провинциальный город, где подобные вещи воспринимаются в штыки. Поэтому неудивительно, что рано или поздно бар все-таки оштрафовали. При этом антимонопольщики поступили еще по-божески — по закону штраф мог достигнуть 500 тыс. рублей», — сказал один из собеседников «КС».

Отметим, что подобные споры для Барнаула не редкость. И были случаи, когда УФАС вставало на сторону рекламодателей. Так, в начале 2012 года по фактам размещения наружной рекламы торгово-развлекательного комплекса «Весна» с изображением девушек в распахнутых плащиках УФАС было возбуждено дело. В процессе разбирательства рекламные материалы были направлены в Экспертную комиссию в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации Барнаула. По мнению экспертов, «полуобнаженные образы девушек в подобном оформлении имеют явно непристойный вид. Такую подачу в рекламном тексте следует считать оскорбительной».

Ответчик — рекламодатель ООО «СИБИРЬСТРОЙИНВЕСТ» — в свою очередь представил противоположное по смыслу заключение столичного эксперта. Как следует из этого документа, в рекламе «в незначительной степени» присутствует «эротический намек», и «если исходить из современных представлений о сексуальности и эротизме и их месте в современном обществе, то небольшая степень эротизма допускается в изображениях, предназначенных для общественного просмотра».

Для проведения дополнительного исследования комиссия УФАС направила спорную рекламу на кафедру истории отечественного и зарубежного искусства Факультета искусств Алтайского государственного университета. По мнению искусствоведов, призыв «ОТКРОЕМСЯ», на который сделан акцент в рекламе, приобретает двусмысленность в сочетании с жестами изображенных девушек, что в совокупности с фактически обнаженными формами женского тела позволяет говорить о присутствии образов, оскорбляющих нравственные чувства и чувства целомудрия определенной части населения. Подобные образы в сочетании с двусмысленными текстами нецелесообразно размещать на улицах города, особенно в исторической его части.

Вместе с тем макеты наружной рекламы также были рассмотрены Экспертным Советом по применению законодательства о рекламе, действующим при ФАС России: по заключению Совета, изображения девушек нельзя считать непристойными и оскорбительными, т. к. демонстрации обнаженного тела нет, а слово «ОТКРОЕМСЯ» находится непосредственно под названием и адресом магазина и составляет с ним единый смысловой блок, следовательно, реклама не нарушает Закон «О рекламе». Результаты голосования на сайте Алтайского краевого УФАС России также оказались в пользу спорной рекламы.



Comments are closed.

Так же в номере