Главная » Стиль жизни » Итальянское кино на подъеме

Итальянское кино на подъеме

Итальянское кино на подъеме

Кинотеатр «Победа» закрывает фестивальный сезон итальянским N.I.C.E., который проходит в Новосибирске уже в шестой раз. Самые упорные зрители за эти годы смогли посмотреть около 50 лучших современных фильмов Италии — пожалуй, не каждый среднестатистический итальянец видел столько. Именно этот фестиваль, призванный продвигать молодое итальянское кино, дал путевку в жизнь таким признанным сегодня режиссерам, как Джузеппе Торнаторе, Марко Белоккио и Паоло Соррентино.

С 16 по 22 июня зрители могут посмотреть девять новых фильмов в самых разных жанрах. Особым событием стал показ оскароносной «Великой красоты» и, конечно, приезд итальянских кинематографистов. Продюсер ДАРИО ФОРМИЗАНО, известный также как журналист, дистрибьютор, менеджер и консультант в сфере индустрии развлечений, рассказал «КС» о своей новой картине «Снег» и общем состоянии дел в итальянском кинематографе.

— Дарио, расскажите о фильме с таким неитальянским названием «Снег».

— Этот фильм позволяет вспомнить о том, что в Италии не только много солнца. На севере у нас есть прекрасные горы и много снега. Кроме снега, в фильме есть интересные молодые актеры и хороший сюжет. Мы с режиссером Стефано Инчерти ставили перед собой задачу сделать кино в скандинавском стиле, но это получился скорее такой душевный нуар.

— Сюжет фильма, рассказывающий о случайной встрече двух совершенно разных людей, держит зрителя в напряжении, но при этом неожиданно завершается открытым финалом.

— Мы много дискутировали по этому поводу. Фильм затрагивает такие важные, серьезные проблемы, как болезнь и уход близкого человека, доверие и предательство, цена жизни. Поэтому мне казалось, что стоит точно расставить все акценты, но режиссер решил оставить финал открытым, чтобы дать героям свободу выбора, а зрителям — свободу понимания. Каждый трактует так, как чувствует и считает нужным. Кстати, сначала в этой истории между героем и героиней возникали романтические отношения, но потом мы решили отказаться от этой линии.

— Зачем понадобился жанр нуар, несвойственный итальянскому кинематографу?

— Этот жанр действительно не имеет большой традиции в итальянском кино, но в современной итальянской литературе романы в стиле нуар все более и более популярны. Молодые авторы используют этот жанр для того, чтобы рассказать о проблемах современной Италии. Кстати, один из соавторов сценария фильма «Снег» Патрик Фольи как раз пишет книги в этой стилистике. Впрочем, не стоит ограничивать себя жесткими определениями — при желании в фильме можно увидеть и криминальную драму, и роуд-муви.

— Говорит ли желание освоить все стили и жанры о зрелости национального кинематографа?

— Жанровое многообразие — действительно показатель процветания киноиндустрии. В эпоху послевоенного индустриального роста, когда мы были богаты, в Италии производилось множество фильмов в самых разных жанрах. Но сейчас, когда экономическая ситуация не очень благоприятна, снимается все меньше и меньше фильмов. Зрителей тоже все меньше и меньше. Поэтому сегодня для всех жанров практически не хватает пространства. Наиболее популярны комедии и драмы, исторические костюмные или более интимные, связанные с проблемами сегодняшнего дня. Добиться такого разнообразия, как в 60–70-е годы, когда мы делали вестерны и хоррор даже для международного рынка, уже не удается.

— Насколько успешен «Снег» в итальянском прокате?

— В декабре прошлого года мы презентовали его на фестивале фильмов нуар в Курмайоре, но в широкий итальянский прокат кино еще не вышло. На фестивале был представлен первоначальный вариант фильма, который мы потом несколько изменили. К тому же мы решили, что выпускать в прокат фильм, наполненный снегом и страхом, лучше осенью. Надеемся, что он встретит успех, хотя и не возлагаем на него слишком больших надежд с точки зрения сборов. Но этот фильм не был крупным проектом и с точки зрения бюджетов: он потребовал не слишком больших затрат. При производстве фильма мы были экономически самостоятельны: не считая совсем небольшого европейского гранта, фильм был сделан на деньги частных инвесторов. Режиссер Стефано Инчерти также стал одним из инвесторов и сопродюсеров картины.

— Как вы выбираете проекты, которые продюсируете?

— У меня совсем небольшая компания, которая не является частью мощной индустрии кинопроизводства и кинопроката, поэтому я могу быть относительно свободным в выборе. Каждый раз это похоже на пари — неизвестно, каков будет результат. Например, в случае «Снега» мне понравилась история, и режиссер тоже очень сильный. Я хорошо знаю его много лет, и совместная работа над фильмом стала хорошим поводом для общения. В Италии сейчас очень трудно делать кино, это общие сложности. И раз уж все равно приходится претерпевать трудности, лучше делать это ради того, что нравится и интересно.

— Продюсирование фильмов остается выгодным в Италии?

— Это очень трудная, тяжелая работа. Мы скорее выживаем. Бюджеты совсем низкие, приходится считать буквально каждую копейку, поэтому трудно достигать нужного качества продукции. В таких условиях создавать кино непросто, но это не значит, что не надо даже пытаться. Кроме того, у меня есть другие источники дохода.

— Кто ваши любимые современные итальянские режиссеры?

— Итальянские режиссеры в последние годы проявляют себя ярко. Наверняка вам известны такие имена, как, например, Паоло Соррентино и Маттео Гарроне. Есть множество других интересных авторов и хороших фильмов. Но если сравнивать с великой эпохой расцвета итальянского кинематографа, придется признать, что того уровня мы не достигаем.

— Между тем «Великую красоту» Паоло Соррентино сегодня принято сравнивать со «Сладкой жизнью» Феллини. Вы разделяете это мнение?

— В Италии фильм понравился, но не всем и не до степени восторга. Римляне, например, говорят о том, что это не настоящий Рим, а что-то вроде открыток для туристов. Конечно, много говорят о связи с фильмами Феллини, и сам Соррентино не раз говорил о том, что работы Феллини и Скоросезе — источники его вдохновения. Но, может быть, для фильма «Великая красота» эти навязчивые сравнения с великими режиссерами были не слишком полезны. С другой стороны, в мире фильм очень популярен, особенно после получения «Оскара». Значит, он говорит о современности понятным языком, отражает типичные стороны жизни. Такой успех не может быть случайным. Лично мне фильм понравился, хотя я и вижу в нем некоторые недостатки.

— Насколько важны такие фестивали, как N.I.C.E., для укрепления культурных связей?

Это действительно прекрасная возможность для новых встреч и знакомств. Приятно, что в «Победе» так много зрителей, увлеченных итальянским кино. Кстати, мне нравится многое в современном российском кино, и недавно я организовывал в Италии прокат последнего фильма Александра Сокурова и «Овсянок» Алексей Федорченко.



Comments are closed.

Так же в номере