Главная » Политика » Горсовет в Новосибирске: быть или не быть?

Горсовет в Новосибирске: быть или не быть?

Горсовет в Новосибирске: быть или не быть?

После принятия Госдумой РФ закона о реформе местного самоуправления в окончательной редакции регионам предстоит самостоятельно выбрать приемлемый для себя способ формирования местной власти. Первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков не исключает, что система самоуправления в НСО может значительно поменять свой облик.

Напомним, что до принятия законопроекта Государственной думой РФ в третьем чтении парламент Новосибирской области обратился к федеральному центру с пожеланием отсрочить вступление реформы в силу до 1 января 2016 года и провести её предварительную апробацию на нескольких субъектах федерации, а также рекомендовал предоставить регионам возможность самим определять форму организации местного самоуправления. В итоге Госдума вняла голосу региональных законодательных собраний, в том числе Новосибирской области, и разрешила субъектам федерации принять самостоятельное решение в части проведения реформы, однако предложение по ее отсрочке не нашло поддержки в Москве.

В случае полномасштабного осуществления реформы Новосибирск перестанет быть муниципальным образованием, а станет городским округом с внутренним делением, статус муниципалитета спустится при этом на районы, должность мэра города будет расщеплена на две — главу администрации и управляющего хозяйством сити-менеджера, нанимаемого по контракту. У каждого района будет свой Совет депутатов, избираемый населением. Районный Совет депутатов по квоте будет делегировать из своего состава депутатов в общегородской Совет. Напомним, что полномочия как депутатов городского совета депутатов, так и законодательного собрания региона истекают осенью 2015 года.

Однако регионы вольны отказаться от прописанных реформой изменений и сохранить существующую ныне систему власти. Стоит также отметить, что закон позволяет выбрать несколько моделей: один из вариантов предполагает, что депутаты в городских округах и депутаты в общегородской Совет будут избираться по-отдельности, без делегирования снизу-вверх.

Депутат новосибирского горсовета Андрей Андрейченко делится подозрениями, что областные законодатели склоняются к решению радикально изменить существующую систему муниципальной власти и фактически лишить Новосибирск самостоятельного Совета депутатов. Намерение осуществить реформу может быть продиктовано желанием определенных сил нивелировать значение горсовета, рассуждает Андрейченко. Влиятельные фигуры в областной власти может подталкивать к данному решению опасение будущей конфронтации между мэром Новосибирска и будущим губернатором, полагает депутат: «Отголоски тех войн, которые происходили в период мэрской кампании, не утихли до сих пор».

Впрочем, Андрейченко не считает, что инициатива переформатирования муниципальной власти обязательно исходит от ближнего круга Владимира Городецкого. К тому же на прошлой неделе врио губернатора в очередной раз высказался за сохранение выборности мэров и против дробления Новосибирска. Равно как и председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз выразил «неоднозначное отношение к предлагаемым изменениям». Многократное увеличение количества депутатов не приведет к улучшению системы управления и повышению эффективности работы, уверен Андрейченко. Народный избранник также считает, что поскольку объективной необходимости проведения реформы в Новосибирске нет, при любом раскладе вся система вернется в прежней схеме. «Дело может быть всего лишь в желании сместить каких-то неугодных представителей власти», — подозревает Андрейченко.

Руководитель депутатского объединения «Единой России» в Совете депутатов Вячеслав Илюхин не разделяет опасения коллеги: «Депутаты сходятся на том, чтобы все оставить как есть. Сейчас должны быть консультации, но по сути все приходят к одному мнению».

Вице-спикер горсовета Дмитрий Асанцев не рискует однозначно комментировать настрой региональных властей, однако как и Вячеслав Илюхин полагает, что большинство областных парламентариев проголосуют за сохранение существующей системы. Городские депутаты в своем большинстве против реформы, уверяет Асанцев. Вице-спикер среди негативных сторон нововведений видит рост количества чиновников и раздробление городского бюджета на районные. Бюджет формируется из налоговой и неналоговой составляющей, налоговая часть представляет собой налог на землю и НДФЛ, неналоговая — аренда муниципальной площади и продажа муниципальной собственности, напоминает Асанцев. Исходя из обозначенной схемы выходит, что часть районов в городе будет бедной, а часть — богатой, указывает депутат, отмечая при этом, что тип бюджетной системы ещё до конца не выкристаллизован — часть денежных средств также будет перечисляться и в общегородской бюджет. Асанцев надеется, что региональный парламент все-таки не прибегнет к перестройке муниципальной власти и сохранит статус-кво. При этом депутат говорит о необходимости изменения 131 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Разработка реформы, возможно, была мотивирована неустроенностью некоторых городов, однако в отношении Новосибирска реформа совершенно нецелесообразна, поскольку город представляет собой образец для других в части организации власти, убежден вице-спикер. Ярким примером может служить система наказов избирателей, реально действующая в Новосибирске в отличие от множества других городов, где подобная практика является лишь декларативной, утверждает депутат. «Ломать или менять систему в Новосибирске — это шаг назад. Закон был принят, но была дана возможность выбора, что правильно, поскольку в противном случае, закон противоречил бы конституции нашей страны», — высказывается Асанцев.

Однако не все представители новосибирской власти ожидают сохранения существующего способа организации муниципального пространства. Система самоуправления в Новосибирской области может значительно поменять свой облик, говорит первый заместитель председателя ЗС Сергей Титков. Над проектом реформы начали работу группы экспертов и депутатов, у которых будет время до ноября принять консолидированное решение, сообщает парламентарий. Как и Дмитрий Асанцев, Сергей Титков отмечает потребность изменения «устаревшего» 131 ФЗ, по словам депутата, пригодного лишь для города Обь или Бердска, но никак не для Новосибирска.

Глава фракции «Единая Россия» в ЗС Новосибирской области Андрей Панферов констатирует, что единого мнения насчет адаптации реформы к специфике региона у депутатов нет. Сам Панферов отмечает ряд плюсов и минусов в реформе, также обращая внимание на насущность корректировки 131 ФЗ. Беспокоит главу фракции в первую очередь финансовый аспект — ключевым в данном случае является вопрос распределения и делегирования федеральных полномочий региону. Во-первых, необходимо определить, какие полномочия закрепляются за субъектом, а во-вторых, хватит ли у региона финансовых ресурсов на исполнение данных полномочий: например, в региональной системе здравоохранения возникли трудности в принятии оперативных управленческих решений после того, как ряд федеральных полномочий были спущены на уровень региона, рассказывает депутат.

Система должна быть понятной и прозрачной как для представительных органов местных властей, так и для избирателей, в конечном же итоге все изменения должны способствовать реальному воплощению понятия «самоуправление», говорит Панферов. Депутат также выступает за сохранение сегодняшней роли мэра города, поскольку, по мнению парламентария, нельзя перечеркивать социальный наказ, данный избирателями в ходе мэрской избирательной кампании. По отношению к институту сити-менеджеров Панферов выражает скепсис. Возможность проконтролировать деятельность сити-менеджера и своевременно дать оценку его профессиональной компетенции зачастую ограничена, что демонстрируют наглядные примеры чехарды сменяющих друг друга на данной позиции лиц в других городах России, напоминает он.

«Я за сохранение понятной вертикали и за сохранение тех должностей, с которых в полной мере можно будет спросить за состояние дел, — заявляет Панферов, подчеркивая, что парламентарии при разработке областного законопроекта реформы будут предельно щепетильны, — Все подходят к обсуждению осторожно, потому что если мы сейчас скажем одно, а сделаем другое, то это будет несерьезно».



Comments are closed.

Так же в номере