Главная » Стиль жизни » Вечно молодой Шекспир

Вечно молодой Шекспир

В конце сезона театры радуют нас легкими, яркими, зрелищными премьерами. После восьмидесятилетнего перерыва «Красный факел» показал «Виндзорских насмешниц» Шекспира. Классическую комедию в современном стиле поставил московский режиссер Александр Хухлин. Премьера состоялась 14 и 15 апреля.

Молодой режиссер, уже успевший стать лауреатом «Золотой маски», увидел в шекспировских персонажах серьезных людей. Возможно, даже слишком серьезных — строя свою жизнь и карьеру по строгим правилам, они действуют наперекор и вопреки своим истинным чувствам. Однако с появлением в тихом Виндзоре сэра Джона Фальстафа жизнь в городке буквально становится с ног на голову. Или, напротив, обретает более нормальные очертания, наполняясь любовью, ревностью, юмором, интригами и коварством. Не щадя ничего вокруг в безумной гонке за уходящей молодостью, Фальстаф увлекает за собой всех остальных.

«Постановочная судьба у этой пьесы довольно неоднозначная. Она редко встречается в репертуарах театров, фактически нет знаковых спектаклей, с которыми можно было бы вести диалог. Многие шекспироведы не придают большого значения этой пьесе, к тому же существует легенда, что Шекспир написал ее по просьбе королевы Елизаветы в течение двух недель, приурочив премьеру к церемонии награждения Орденом Подвязки, проходившей непосредственно в Виндзорском замке, летней резиденции английских королей. Однако это Шекспир. Мне интересно, сохранив структуру пьесы, найти в ней живую человеческую историю, близкую каждому из нас. Это единственная пьеса Шекспира, написанная им про своих современников. Она полна живых непосредственных мыслей и наблюдений за людьми. Как строить взаимоотношения? Что в жизни приносит счастье, а что разрушает его? Чем дорожить? К чему стремиться?» — задает риторические вопросы режиссер спектакля Александр Хухлин.

И сам же дает на них ответы, заставляя героев к финалу спектакля забыть о возрасте, общественном статусе и элементарном здравом смысле, пускаясь в любовные авантюры. И в итоге мужья впервые за долгие годы по-настоящему влюбляются в собственных жен, а финальная сцена спектакля буквально тонет в карнавальной стихии, во все века одинаково убедительно утверждающей радость бытия. Очень свежо и вполне по-весеннему, что вполне закономерно, учитывая, что Александр Хухлин окончил режиссерский факультет ГИТИС (мастерская Сергея Женовача) буквально только что, в 2010 году. До «Красного факела» он ставил спектакли в Рыбинском драматическом театре и Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина, а также принял участие в проекте Творческой лаборатории Российского академического молодежного театра «Молодые режиссеры — детям», за что и был удостоен «Золотой маски». Но к классическому тексту Хухлин обратился впервые.

Шекспир заставил постановщиков позаботиться и о вечности — нельзя же сводить все к простому фарсу. Вертикаль житейской истории была задана, что называется, весомо, грубо, зримо — действие спектакля перенесено под своды протестантского собора с холодными строгими выбеленными стенами, свободными даже от фресок. Художник-постановщик спектакля Тимофей Рябушинский — тоже свежеиспеченная творческая единица, выпускник Школы-студии МХАТ 2010 года, но на его счету уже числятся работа в нескольких московских театрах, зарубежный опыт и премия «Твой Шанс»-2011 Союза театральных деятелей России за макет и эскизы к пьесе «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В финале он преображает пространство, заполняя его морем свежей зелени. Художник по костюмам Анастасия Бугаева принадлежит к тому же поколению молодых да ранних — тоже выпускница 2010 года, она уже успела «одеть» восемь спектаклей, включая учебные.

Идея контраста, сопоставления на первый взгляд несопоставимого прослеживается и в музыкальном решении «Виндзорских насмешниц». Раз уж мы оказались в соборе, то на протяжении всего спектакля действие сопровождается классическими грегорианскими хоральными песнопениями, которые парадоксальным, но удивительно приятным образом сливаются с вечнозелеными джазовыми стандартами. И никакой фонограммы — за это особое зрительское спасибо. Музыкальный руководитель постановки Игорь Тюваев позаботился о том, чтобы со сцены лилась только полноценная живая музыка. Кстати, это уже не первый случай, когда со сцены «Красного факела» звучит джаз — в «Поминальной молитве» мы наслаждаемся вокалом Натальи Соболевой.

Шекспир потребовал от театра лучших исполнительских сил, но труппе «Красного факела» такая задача, безусловно, по плечу. В роли Фальстафа на сцену вышел народный артист России Игорь Белозеров, в спектакле также заняты многие заслуженно любимые публикой артисты, в том числе Владимир Лемешонок, Григорий Шустер, Сергей Богомолов, Светлана Галкина, Александр и Юрий Дроздовы, Ирина Кривонос, Антонина Кузнецова, Константин Телегин и другие. Ходить на такие премьеры полезно и приятно.

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Леонид Кипнис, художественный руководитель — директор Новосибирского театра музыкальной комедии, заслуженный артист России:

— Обращение театра «Красный факел» к произведению Уильяма Шекспира соответствует общей репертуарной политике театра, так как он ставит перед собой высокие цели и достигает их. Спектакль «Виндзорские насмешницы» занял в репертуаре театра достойное место, тем более что подход к материалу здесь не совсем обычный. Благодаря совместным усилиям режиссера и актеров, в первую очередь актрис Ирины Кривонос, Антонины Кузнецовой, Светланы Галкиной, которые показали практически все, на что способны женщины по отношению к мужчинам, спектакль получился очень ярким, затейливым и зрелищным. Такой спектакль просто необходим в репертуаре театра, потому что мы видим не просто серьезную драматургию, а серьезную драматургию, на которую режиссер вместе с актерами смотрит с иронией, с юмором. Поэтому на премьере спектакля я получил настоящее удовольствие и от режиссерского решения спектакля, и от игры актеров.



Comments are closed.

Так же в номере