Главная » Политика » «Тренд на повышение сохраняется»

«Тренд на повышение сохраняется»

Лизинговый рынок Сибири постепенно возвращается к докризисному состоянию. Каковы будут его основные точки роста и наиболее важные векторы развития в 2011 году? Экспертную оценку ситуации дает корреспонденту «КС» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ заместитель генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» по Западно-Сибирскому региону ЕЛЕНА ДЕРГАЧ.

ЗАО «ДельтаЛизинг» — универсальная лизинговая компания со 100% иностранным капиталом, созданная в 1999 году с целью поддержки и развития предприятий малого и среднего бизнеса. До недавнего времени акционером компании выступал Инвестиционный фонд США–Россия. В декабре 2010 года о намерении приобрести «ДельтаЛизинг» заявил концерн Siemens AG — поставщик экологически безопасных технологий, мировой лидер в области электроники и электротехники, действующий в таких областях, как индустрия, энергетика, сфера здравоохранения. 22 февраля 2011 года, после получения всех необходимых разрешений, сделка была завершена, и в настоящее время «ДельтаЛизинг» начинает свое развитие как часть концерна Siemens. В 2011 году региональная сеть компании включает 16 офисов в крупных российских городах, в том числе в Барнауле, Иркутске, Кемерове, Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске. Портфель компании на 01.01.2011 г. — 8 млрд рублей. Объем нового бизнеса «ДельтаЛизинг» в 2010 году превысил 7,2 млрд рублей. Объем нового бизнеса компании в Сибири по итогам 2010 года — более 3 млрд рублей.

— Елена Владимировна, каковы ваши прогнозы по росту рынка лизинга в Сибири в текущем году?

— По нашим оценкам, в текущем году рост рынка в округе составит по меньшей мере 30% по сравнению с 2010 годом. Возможно, динамика будет даже лучше. В конце 2010 года лизинг в Сибири набрал очень хорошие обороты, и уже сейчас I квартал показывает, что тренд на повышение сохраняется. Наиболее активно, по нашим наблюдениям, развивается лизинг в Кемерове и на Алтае. На Кузбассе восстановилась деятельность предприятий, работающих в регионообразующих сегментах экономики — угледобыче и металлургии. Основным спросом у лизингополучателей Кузбасса пользуются карьерная техника, оборудование для обслуживающей отрасли, пищевого производства, а также грузовой транспорт. Что касается Алтайского края, то рынок лизинга на этой территории долгое время находился в стагнации и только в последние два года начал бурно развиваться. В Барнауле начинают работу новые компании, а у клиентов повышенным спросом пользуется лизинг пищевого оборудования, грузовой и сельхозтехники.

— Какие программы, продукты будут востребованы у лизингополучателей в текущем году? Почему?

— Мы видим рост спроса на все виды лизинговых продуктов. При этом многое зависит от финансового состояния клиента и его потребностей. Например, большой интерес лизингополучатели проявляют к экспресс-продуктам, которые предусматривают быстрое принятие решений по сделке — в течение трех дней. Экспресс-продукты могут использоваться для приобретения в лизинг грузовиков, спецтехники, дорогостоящего оборудования. Данный вариант доступен компаниям, у которых достаточные официальные банковские обороты, т. к. это является основой для принятия положительного решения со стороны кредитного комитета «ДельтаЛизинг». Таким образом, прозрачная финансовая деятельность позволяет компании получить преимущество в виде скорости принятия решений и сокращения документооборота по лизинговой сделке.

Кстати, сейчас таких компаний в округе уже достаточно много. На мой взгляд, это связано с эволюционным развитием рынка. Все больше контрагентов отказывается работать «в черную», а по некоторым видам бизнеса такой вариант деловых отношений вообще невозможен. Поэтому лизингополучатели меняют внутреннюю политику своей работы и предпочитают легальный путь развития бизнеса. Это неизбежный и совершенно нормальный процесс.

— Каких изменений вы ожидаете в части условий лизинга?

— Сроки и суммы будут расти — это также устойчивый тренд. На рынке округа уже появились четырех–пятилетние контракты — можно сказать, что по этому параметру мы уже достигли докризисного уровня развития лизинга. Постепенно восстанавливается и средняя сумма сделки. К примеру, до 2008 года в течение нескольких лет стоимость средней сделки составляла 150 тыс. долларов. В кризис предприятия предпочитали покупать недорогое оборудование или сокращать объемы закупаемой техники, что серьезно повлияло на среднюю сумму сделки: она сократилась почти вдвое. Сегодня же мы наблюдаем поступательный рост этого показателя: по результатам первых месяцев 2011 года средняя стоимость лизинговой сделки в нашей компании превысила 100 тыс. долларов.

Также снижается стоимость лизинга. Среднерыночные ставки удорожания находятся на уровне 9–10% в год в зависимости от продукта и аванса. Впрочем, на рынке можно найти и более выгодные предложения. В частности, сегодня много продуктов, которые лизингодатели предлагают совместно с поставщиками в рамках различных акций. В такой ситуации удорожание может составлять от 2% до 7%. Важно отметить, что на стоимость лизинговой сделки влияет график платежей. Мы предлагаем семь различных графиков погашения, что дает клиенту возможность выбрать оптимальный по стоимости вариант.

Кроме того, в настоящее время либерализовались условия по авансам. Сегодня можно приобрести в лизинг транспорт и оборудование с авансовым платежом от 10%.

— Ожидаете ли вы появления новых компаний среди лизингополучателей?

— Да. Среди компаний, которые начинают интересоваться таким финансовым инструментом, как лизинг, все больше представителей малого бизнеса из сферы грузоперевозок и услуг. В первом случае часть клиентов начинает пересаживаться с китайских автомобилей на европейские, часть обновляет парк, часть только заходит на этот сегмент рынка, который, кстати, не просел даже в кризис. В сфере услуг наиболее востребован лизинг оборудования.

Абсолютно новый для нас клиент — медицинские компании. Этот сегмент рынка растет очень интенсивно, что приводит к усилению конкуренции на рынке медицинских услуг, и успешность развития его игроков определяют не только профессиональные кадры, но и качество и разнообразие услуг, которые они могут предложить. Между тем, медицинское оборудование, большей частью импортное и капиталоемкое, и развиваться только на собственные средства достаточно сложно. В данном случае именно лизинг является эффективным инструментом для роста конкурентоспособности компании.

Мы также ждем восстановления спроса на производственное оборудование со стороны перерабатывающей и пищевой отраслей, компаний по производству продукции из ПВХ, а следовательно, и появления новых клиентов из этих отраслей. Пока тенденция к росту спроса на лизинговые услуги в этих сегментах есть, но менее значительная, чем в сервисных компаниях и грузоперевозках.

— Чем еще объясняется рост интереса к лизингу у компаний МСБ?

— Для компаний малого бизнеса при кредитовании в банках необходим залог. Лизинговое финансирование залога не требует, поэтому лучше решает проблему покупки или обновления оборудования, техники и основных средств. У компаний МСБ больше востребованы продукты, основанные на скоринговой оценке бизнеса, так как лишь управленческая отчетность этих компаний отражает их финансовое положение.

— Как, по вашим оценкам, в текущем году меняется конкурентная среда в округе?

— В 2010 году на лизинговом рынке Сибири заметно активизировались госкомпании. Но у них четкая направленность развития бизнеса — выполнение государственных программ, так что пока к изменению конкурентной среды эта тенденция не привела. Мы видим, что с рынка уходят региональные игроки: более или менее стабильно работают около 10 компаний. Среди «регионалов» еще бывают точечные всплески оптимизма, когда появляется финансирование, но они все чаще сотрудничают только со старой клиентской базой, не привлекая новых лизингополучателей. Так что в Сибири все активнее лизинговым «балом» правят федеральные лизинговые операторы.

— Возможны ли еще на лизинговом рынке округа сделки M & A?

— Если проанализировать информацию, которая есть в открытом доступе, то можно отметить: многие федеральные компании открыто заявляют о том, что они готовы к приобретению региональных компаний. Пока активность по сделкам M & A наиболее заметна в центральной части России, но так как лизингодатели проявляют интерес и к Сибири, то очевидно, что покупки региональных компаний возможны и в нашем округе. Впрочем, это сделки не одного месяца и даже года, так как после кризиса покупатели явно будут проводить более жесткий аудит деятельности и бизнеса «регионалов».

Сделки M & A — это естественный и нормальный процесс для текущей стадии развития лизингового рынка России: региональная компания либо вырастает в федеральную, либо рано или поздно становится объектом поглощения. Для клиента, если сделка оформляется по правилам, нет никаких рисков, так как новый собственник заинтересован в сохранении действующей клиентской базы.

— Представители госкомпаний, вышедших на рынок СФО, заявляют, что намерены активизировать свою деятельность в Сибири. За счет чего рыночные компании смогут конкурировать со столь мощными игроками?

— Думаю, что прежде всего за счет свободы в принятии решений. Перед рыночными компаниями нет четкой ориентировки на финансирование какой-то отрасли или оборудования. Они могут сами определять приоритеты в своей работе и набирать объекты для финансирования. Их цель — получение прибыли, а не решение госзадач, поэтому рыночные компании более гибкие в принятии решений и могут оперативно подстраиваться под рынок и его потребности.

— А если учесть, что условия лизинговых программ у рыночных игроков постепенно унифицируются… За счет чего они смогут конкурировать между собой?

— Когда ставка уравнивается, на первый план выходят нематериальные отличия. В первую очередь это качество сервиса и предоставление дополнительных услуг — например, разнообразные программы с поставщиками, которые ведут к удешевлению конечного продукта для клиента. Если речь идет об авторынке, то это программы trade-in. Большие перспективы за развитием электронных сервисов: кабинет клиента на сайте компании, возможность подачи электронной заявки и т. д. Большую роль играет уровень известности компании. Клиент задается вопросом: стоят ли за именем успешный опыт работы на рынке, выполнение обязательств, конструктивная позиция в решении возникающих трудностей или же это компания-временщик и есть серьезные риски при заключении договора, который будет реализовываться в течение нескольких лет?

— Ожидаете ли вы сложностей с привлечением финансов в лизинговую отрасль?

— Если на рынке не произойдет никаких кардинальных изменений, то сложностей не будет. И банки, и собственники сейчас охотно вкладывают деньги в лизинг.

«Континент Сибирь» № 10 (703), 18 Марта 2011 года



Comments are closed.

Так же в номере