Главная » ИТ » Консолидация как вызов рынка

Консолидация как вызов рынка

По итогам 2011 года «расстановка сил» на рынке интернет-провайдеров в Новосибирске претерпела существенные изменения. Стремительное насыщение рынка подвигло его участников расширяться за пределами региона, осваивая все менее населенные города. При этом выжить провайдерам в одиночку оказалось достаточно сложно, и как следствие, сразу четверо из семи крупных операторов в этом году прибегли к интеграционным сделкам. Продолжение этого процесса может привести к дальнейшему изменению «расклада сил» на рынке. Пока же по итогам 2011 года наиболее заметно нарастить присутствие на рынке удалось «Сибирским сетям», «ЭР-Телекому» и ТТК-ЗС. В свою очередь ослабили позиции «Первая Миля» и МТС.

По данным независимого агентства iKS-Consulting, уровень проникновения услуги широкополосного доступа в интернет (ШПД) в Новосибирске за 2011 года достиг отметки в 75%, увеличившись за год примерно на 13%. Такое стремительное насыщение рынка привело к снижению темпов строительства сетей у ключевых телекоммуникационных операторов в городе. В распоряжении «КС» оказались оценки долей, занимаемых крупнейшими интернет-провайдерами в Новосибирске по сегменту B2C (физлица) на основании 3-месячной активной абонентской базы.

По итогам года первое место с большим отрывом от конкурентов занял «Новотелеком» (бренд — «Электронный Город»), однако за прошедший год, по оценкам iKS-Consulting, его доля на B2C-рынке упала на 1 процентный пункт и достигла 26%. В самой компании категорически не согласны с такими оценками. «iKS-Consulting уже второй год констатирует нам снижение доли. 26% — это совсем странная цифра. Уменьшение доли «Ростелекома» тоже очень и очень странно, так как в сумме с этим оператором мы обеспечили более 75% прироста всех новых абонентов на рынке в 2011 году. Таким образом, создается такое ощущение, что рейтинг под что-то «подстраивается», — сетует «КС» гендиректор «Новотелекома» Олег Игнатенко.

В самой компании свою долю в сегменте B2C оценивают на уровне 32,6% и констатируют, что она выросла на 2,4 процентных пункта. Если говорить об абсолютных цифрах, то в «Новотелекоме» поясняют, что их абонентская база в сегменте B2C выросла на 33 000 клиентов и составила 133 000 человек. Соответственно, по В2В-рынку активная база провайдера увеличилась на 45% за год и составила 2 950 клиентов.

Участники рынка допускают замедление темпов роста «Новотелекома» вследствие высокого проникновения интернета, перенасыщенности рынка и соответственно ограниченных возможностей роста. Кроме того, по словам провайдеров, последние годы на показателях «Новотелекома» не могла не отразиться неопределенность, связанная с возможной продажей компании. Так, изначально рассматривался вариант покупки «Новотелекома» «Билайном», однако потом выбор был сделан в пользу слияния с провайдерами соседних городов Сибири — «Е-Лайт-Телеком» (Кемерово) и «Томтел» (Томск). Тем самым, по мнению конкурентов, пока не решился ключевой для компании стратегический вопрос, активность «Новотелекома» на рынке была ниже, чем обычно. Вместе с тем, контраргументом к такой версии может служить активная рекламная политика оператора, запомнившаяся многим клиентам.

Учитывая стратегический выбор в пользу слияния с «Е-Лайт-Телекомом» и «Томтелом» у «Новотелекома» есть все шансы еще усилить свои позиции на рынке. Так, благодаря интеграционной сделке совокупная абонентская база объединенного оператора, по данным «Новотелекома», составит 250 тыс. абонентов высокоскоростного Интернета и 80 тыс. абонентов кабельного телевидения в 11 городах трех областей. В планах объединенной компании — выйти на рубеж 500 тыс. абонентов. При этом выручка объединенного оператора за 2011 год планируется в размере 1,8 млрд. рублей.

Второе место по Новосибирску по оценкам iKS-Consulting занимают «Сибирские сети» с 17% рынка. За год оператору под руководством Олега Куся удалось нарастить свою долю на 2 процентных пункта, тем самым существенно продвинувшись в рейтинге провайдеров. В самой компании считают свою долю на B2C-рынке равной 20%, отмечая, что абонентская база составила более 85000 пользователей, увеличившись более, чем на 25%. В «Новотелекоме», напротив, оценивают долю конкурента всего лишь в размере 11,5%. Что касается B2B-рынка, то «Сибирские сети» обслуживают более 3000 корпоративных клиентов в Новосибирске и подключает от 100 новых компаний в месяц.

Прошедший год был ознаменован для «Сибирских сетей» масштабными рекламными кампаниями, а также запуском тарифа, в рамках которого была реализована идея ежемесячно уменьшающихся платежей за интернет при увеличении скорости. И хотя конкуренты посчитали этот тариф прежде всего хитрым маркетинговым ходом, свой след на рынке он бесспорно оставил. В самих «Сибирских Сетях» при этом произошли не менее важные изменения. Так, в сентябре этого года 20% акций провайдера были проданы стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan. По словам участников рынка, «Сибирские Сети» уже давно искали себе партнера среди инвесторов для финансирования своих планов, однако при этом собирались развивать свой бренд и оставаться независимыми от крупных федеральных игроков. Полученные средства «Сибирские Сети» в том числе вложили в активную географическую экспансию. Так, в 2011 году оператор уже купил барнаульского провайдера Altline и кемеровского «Русского медведя». Кроме того, оператор планирует выйти в ряд других небольших городов Сибири, а инвестиционный директор CapMan Russia Максим Попов при этом не исключил и выход «Сибирских Сетей» даже за границы Сибирского федерального округа. Как и объединенный оператор «Новотелеком-GoodLine-Томтел», к 2015 году «Сибирские Сети» планируют иметь 500 тысяч абонентов, а размер выручки к этому времени должен составить 2 млрд. рублей в год.

Третье место по доле в сегменте B2C, по оценкам iKS-Consulting, поделили между собой «Ростелеком» и «ЭР-Телеком» с 16% рынка. Если для последнего такой показатель является важным достижением, то для «Ростелекома», лидирующего во многих сегментах рынка, третье место в регионе нельзя назвать успехом. В самом «Ростелекоме» называют свою долю по Новосибирску в размере 16,6%, что не сильно отличается от оценок iKS-Consulting. А вот в «Новотелекоме» оценивают долю конкурента в размере 26,1%, и по их оценкам она выросла на 1,8 процентных пункта.

С другой стороны, учитывая, что значительная доля абонентов «Ростелекома» приходится на область, то в целом по региону оператор может претендовать на первое или на крайний случай второе место. По данным самого «Ростелекома», в целом доля оператора по Сибири в сегментах B2C и B2B составляет 36%. При этом, по словам коммерческого директора макрорегионального филиала «Сибирь» компании «Ростелеком» Валерия Беленького, абонентская база по сегменту B2C выросла на 21% и составила 920000 клиентов, а база по сегменту B2B — на 17% и достигла 82000 абонентов.

Участники рынка не верят в падение доли «Ростелекома», однако замедление темпов роста связывают с прошедшей реструктуризацией «Ростелекома», связанной с присоединением к нему структур «Связьинвеста», включая «Сибирьтелеком». В 2012 году у оператора есть все шансы нарастить свою долю в Новосибирске, особенно с учетом недавнего запуска федерального тарифного плана «Домашний интернет». За минувший год абонентская база «Ростелекома» по GPON в Новосибирске под руководством Юрия Куприянова по собственным данным компании увеличилась более, чем в 3 раза.

Активный способ продвижения услуг и большие инвестиции позволили амбициозному пермскому «ЭР-Телекому» сравняться с «Ростелекомом», заняв третье место с 16% рынка. Другие провайдеры дают более скромные оценки, — так, в «Новотелекоме» оценивают долю конкурента в размере 10,6%. По мнению участников рынка, в дальнейшем «ЭР-Телеком» может еще больше нарастить свою долю на рынке. На это нацелено и назначение в 2012 году на пост главы новосибирского подразделения «ЭР-Телекома» Станислава Дариенко, который ранее руководил омским филиалом провайдера. На сегодняшний день по оценкам участников рынка, именно «ЭР-Телеком» является одним из лидеров Омска по величине абонентской базы B2C. В то же время большинство опрошенных «КС» провайдеров, признавая успехи «ЭР-Телекома» в завоевании рынка и стремительное наращивание абонентской базы, отмечают, что многие сибирские регионы пока являются финансово убыточными для оператора. Согласно отчетности самой компании, ее чистый убыток по России по итогам 2011 г. составил 2,08 млрд. руб.

Замыкает ТОП-5 компания МТС, завершившая в этом году интеграцию с CityHomeNet и «Мультинекс». Эти события привели к тому, что доля оператора, по оценкам iKS-Consulting, упала на один процентный пункт, — с 11% до 10%. В самой МТС отмечают, что их доля на рынке составила 14%. А по оценкам «Новотелекома», МТС занимает лишь 8,3% рынка B2C Новосибирска. При этом, в самой МТС отмечают, что им удалось не только сохранить базу клиентов фиксированных услуг, но и увеличить абонентскую базу в этом сегменте. Ее прирост по Новосибирской области составил 6%, а по Сибири почти 60%. «Такая цифра обусловлена как органическим ростом, так и приобретением оператора «Интелека» в Барнауле. Без учета «Интелеки» прирост составил 4%», — поясняет директор по развитию фиксированного бизнеса филиала «МТС-Сибирь» Дмитрий Левин. В свою очередь по сибирскому региону прирост абонентской базы сегмента В2В в 2011 году составил 97% с учетом приобретения оператора «Интелека», и 15% — за счет органического роста, то есть без учета корпоративных клиентов «Интелеки». По Новосибирску за год количество корпоративных клиентов фиксированных услуг МТС увеличилось на 15%. Кроме того, МТС в Сибири рапортует о модернизации более 20% сети фиксированной связи, что позволило повысить скорости доступа в Интернет.

На шестом месте с большим отрывом от других участников с 5% рынка располагаются «ТТК-ЗС» и «Первая миля» (Academ.org), одним из акционером которых является РЖД. Что касается «Первой мили», то за год доля компании на рынке уменьшилась на один процентный пункт. На этом фоне «Новотелеком» оценивает долю компании лишь в размере 3,3%. Стоит отметить, что в конце минувшего года — начале этого года «Первая миля» пережила реорганизацию, в ходе которой она стала новосибирским филиалом красноярского оператора «Оптикстел». По мнению участников рынка, в будущем структуры «Оптикстела» могут заинтересовать крупных федеральных операторов и инвестиционные фонды на предмет покупки. Кроме того, не исключается и вариант слияния «Оптикстела» и ТТК, поскольку крупнейшим акционером обеих компаний является РЖД. Такой сценарий позволил бы оператору автоматически занять место в ТОП-5.

Впрочем, даже без сделки с «Оптикстелом» путем органического развития у ТТК-ЗС есть шансы войти в ТОП-5 операторов, учитывая то, что оператор провозгласил свой курс на усиление в сегменте B2C. Так, за 2011 год, по собственным данным, ТТК-ЗС на 62% увеличил свою абонентскую базу в Новосибирске и на 69% — в целом по Западной Сибири. Таким образом, количество клиентов компании на конец 2011 года превысило 135 тыс. пользователей. Свою долю на рынке B2C в Новосибирске в ТТК-ЗС оценивают на уровне 8%, а в целом по Сибири — выше 12%. Что касается сегмента B2B, то за счет подключения новых бизнес-центров в 2011 году количество корпоративных клиентов ТТК-ЗС, по собственным данным компании, увеличилось в 1,5 раза и на конец года составило порядка 3,3 тыс. организаций.

Вызовы рынка

В отношении ключевых изменений на рынке по итогам 2011 года провайдеры называют несколько факторов. «Знаковым изменением может являться то, что у части операторов к концу года началось снижение количества абонентов — в предыдущие годы такого не было. Эта тенденция хорошо заметна и по январю-февралю 2012 года», — поясняет Олег Игнатенко.

В свою очередь директор Новосибирского филиала «Сибирских Сетей» Александр Шиляев обращает внимание на стабилизацию и укрупнение телекоммуникационного рынка. «Сегодня в каждом доме присутствуют около 5–7 провайдеров в крупных городах и 3–4 в малых. Новым компаниям крайне трудно и почти нереально войти без осуществления сделки M&A. Ведь для входа на рынок необходимо строить собственную сеть связи, собирать для этого необходимые согласования, инвестировать в строительство. Поэтому «естественное» развитие в такой ситуации может быть только у существующих игроков рынка», — отмечает Александр Шиляев.

В отношении особенностей развития именно B2C-рынка, операторы констатируют стабилизацию цен и акцент на пакетирование услуг. «Гонка скоростей подходит к концу. Провайдеры делают ставку на всевозможные дополнительные сервисы и услуги, разрабатывают программы лояльности», — констатирует генеральный директор «ТТК-ЗС» Александр Соловьев. Тем самым интегрированные услуги, выгодные как оператору, так и абоненту, будут занимать все большую долю в выручке операторов. Также продолжает расти интерес пользователей к услуге цифрового телевидения. «За последний год очень много семей обновили домашнее оборудование для просмотра телевидения, и мы наблюдаем потребность пользователей в качественном контенте для современной техники», — поясняют в «Сибирских сетях».



Comments are closed.

Так же в номере