Главная » Спецвыпуск » Заправщики открывают карты

Заправщики открывают карты

Выиграть борьбу за корпоративных клиентов — один из немногих шансов региональных заправщиков увеличить свою долю на уже поделенном розничном рынке ГСМ. Для достижения этой цели крупнейшие операторы развивают систему магнитных и чиповых карт, упрощающих работу бухгалтерии своих клиентов. Однако далеко не все компании готовы перейти на новые формы работы с продавцами горючего.

Большую часть своего топлива Александр Бойко продает уже по дисконтным и смарт-картам. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Для расширения клиентской базы операторы рынка ГСМ готовы на любые формы расчета: вексельное кредитование, бартер, безналичный расчет. Гендиректор ОАО «Омскнефтепродукт-Сибнефть» Александр Покоев видит резервы для дальнейшего роста предприятия в увеличении числа корпоративных клиентов: «Существуют автопредприятия, имеющие свои АЗС, затратная часть которых оказывается слишком большой для этих предприятий. Мы договариваемся с ними о том, что они ликвидируют свою АЗС и перейдут на наше обслуживание. Взамен мы предоставляем этим клиентам скидки или отсрочки платежей».

При этом «Сибнефть» предлагает систему «Мобильная карта», которая работает на всей территории присутствия компании. «Эта пластиковая карта фактически дает возможность бессрочной реализации оплаченных ранее литров, что по сути может стать страховкой от скачков цен на нефтепродукты, — говорит Александр Покоев. — К тому же безналичная система оплаты позволяет оптимизировать за-тратную часть. «Мобильная карта» выпускается на основе микропроцессорной карты французской компанией GEMPLUS».

Другой крупный региональный оператор — ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» (ННП) — развивает свою карточную программу по двум направлениям: магнитные карты для частных лиц и чиповые безналичные карты «Новосибирскнефтекарт» для корпоративных клиентов. Эти карты могут обслуживаться на 40 АЗС ННП, а также на заправках сетей «Красный Яр», «Стандарт», «Хорос» и «Рост» и на некоторых АЗС в Томске, Кемерове, Новокузнецке и Красноярске. По утверждению Андрея Мишукова, руководящего карточным направлением в ННП, корпоративных клиентов у компании больше тысячи: «Мы предоставляем нашим корпоративным клиентам скидку в 5%, однако не позиционируем себя как продавцы дешевого топлива. Принципиально то, что наши корпоративные клиенты получают приоритет при обслуживании. Они не стоят в очереди в кассу, а сами активируют свои карты на специальных терминалах — в этом наше принципиальное отличие от конкурентов».

Крупные новосибирские независимые розничные сети «Трансервис», «Беркут», «Синтез» также вводят свои дисконтные карты и смарт-карты, на основе чипов французской компании Shlumberge.

Сеть АЗС «Трансервис» уже эмитировала около 16 тыс. карт. «Это карты двух видов — дисконтные карты для частных лиц за наличные, предоставляющие систему скидок, а также наличные и безналичные топливные смарт-карты. Смарт-карты фиксируют на себе количество «залитых» литров, — рассказывает владелец «Трансервиса» Александр Бойко. — В настоящий момент по топливным картам мы работаем с 600 компаниями, от мелких (3-5 автомобилей) до крупных, с парком в сотни авто-транспортных средств. Сегодня по нашим картам мы продаем уже от 50% до 60% всего бензина на заправках».

Сама карта является собственностью топливной компании. Клиент оплачивает ее залоговую стоимость, которая различается в зависимости от степени технической сложности карты и ее функциональных возможностей. Так, дисконтная карта «Трансервиса» для физических лиц стоит от 60 рублей, топливная смарт-карта — около 300 рублей.

«Механизм работы с корпоративными клиентами достаточно прост, — рассказывает Геннадий Панкеев, один из владельцев сети АЗС «Синтез», недавно нача-вшей развивать свой проект смарт-карт. — Заключается договор, в котором указываются номера машин и номера обслуживающих их карт. В договоре можно указать вид топлива и ежедневный лимит. Клиентам выдается распечатка по всем операциям с их картами, что позволяет руководителям усилить степень контроля за своим автопарком. Скидки обсуждаются в каждом конкретном случае и могут достигать 50 коп. на один литр ГСМ. Все зависит от объемов и сроков оплаты, ведь в принципе есть и кредитные условия». Пока что лишь 4% клиентов «Синтеза» пользуются смарт-картами, однако владельцы компании считают, что достичь 15% в будущем вполне реально.

Компании, пользующиеся смарт-картами, в первую очередь отмечают удобство бухгалтерского учета. «До смарт-карт мы работали по наличному расчету, — рассказывает главный бухгалтер «Новосибирскжилстрой 2» Тамара Сухинина. — Автопарк нашей компании — 45 автомобилей, и это было очень неудобно: каждому водителю приходилось выдавать наличку согласно путевому листу. Проверить, как, где и когда они за-правлялись, было очень сложно. Теперь у них есть суточная норма, а в конце месяца я получаю полный отчет от обслуживающей нас компании».

«У нас десятки автомобилей, и мы пользуемся корпоративными услугами одного из новосибирских операторов прежде всего, потому что расчеты идут в безналичной форме», — сообщил «КС» пресс-секретарь «МТС в Новосибирске» Антон Калтыгин.

Директор дочернего автотранс-портного предприятия ОАО «Новосибирскэнерго» — ЗАО «АТП» Михаил Давыдов определяет удобство работы по магнитным картам тремя пунктами: учет, контроль и безопасность. Размеры скидок, предоставляемые его компании «Новосибирскнефте-продуктом» как корпоративному клиенту, директор АТП «КС» не сообщил.

«Мы работаем с нашим оператором по безналичному расчету, что всегда приветствуется всеми юридическими лицами, и имеем возможность вернуть себе НДС, — говорит региональный бухгалтер ЗАО «ДХЛ Интернешнл» (больше известного как почтовая экспресс-служба DHL) по Сибирскому региону Жанна Русман. — В нашем бизнесе очень важна оперативность, и расчет по смарт-карте дает такую возможность. Во всех шести городах нашей ответственности (Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Томск и Иркутск) мы работаем по подобным корпоративным программам с различными операторами».

Несмотря на видимые преимущества, по мнению экспертов, рынок дисконтных программ находится еще в начале своего развития. На условиях анонимности один из новосибирских бизнесменов поделился с «КС» минусами корпоративных программ: «Во-первых, приходится авансировать топливного оператора, а это может позволить себе только компания со свободными ресурсами. Во-вторых, компания оказывается привязана к конкретному оператору. Если его заправки расположены неудобно или он продает свой бизнес, это может стать проблемой для клиентов».

Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере