Главная » Спецвыпуск » "Сибнефть" рассчитывает на рост благосостояния

«Сибнефть» рассчитывает на рост благосостояния

Самым продаваемым бензином на сибирском рынке остается АИ-92, однако нефтяная компания (НК) «Сибнефть» собирается активно продвигать свой новый высокооктановый продукт «Супер-98». В настоящее время его основным покупателем являются владельцы дорогих иномарок. Но в «Сибнефти» предполагают, что с ростом благосостояния населения увеличится и число потребителей высокооктанового топлива. В ожидании этого на Омском НПЗ (ОНПЗ), входящем в структуру НК «Сибнефть», в 2004 году будет завершена реконструкция установки «миллионного риформинга».

В 2002 г. ОНПЗ произведено около 15 тыс. тонн топлива марки «Супер-98», в 2003 г. — 23,3 тыс. тонн. Рост производства составил 58,8%.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Первая партия высокооктанового неэтилированного бензина марки «Супер-98» была изготовлена на Омском НПЗ в феврале 2002 года. Качество «Супер-98» было признано соответствующим международным стандартам. Однако массовой популярности высокооктановый бензин пока не завоевал. Менеджер коммерческого отдела иркутской сети АЗС «ОМНИ» Константин Муравьев считает, что главная проблема — в высокой цене АИ-98: «Мотивы его использования владельцами дорогих европейских иномарок по большей части сводятся к показателю престижности их авто. Однако большинство иномарок у нас ездит все же на 95-м. Разница в цене между ними — 80 копеек. Вроде немного, но в общей сложности набегают приличные суммы. В нашем обороте 98-й занимает только 2%. Тем не менее имеющийся спрос остается стабильным».

Цена за литр АИ-98 на заправках в СФО: Иркутск — 15 руб., Кемерово — 12,5-14 руб., Красноярск — 15 руб., Новосибирск — 14 руб., Омск — 13 руб., Томск — 13 руб.

По мнению операторов новосибирского рынка ГСМ, сегодня объем реализации АИ-98 в городе не превышает 10 тонн в день. На многих АЗС им пока еще не торгуют, потому что это связано с дополнительными расходами — необходимы отдельные резервуары на хранилищах и отдельные танки на заправках. «Крупные сети работают с ним лишь для ассортимента — бизнес на 98-м сегодня не сделаешь», — считает владелец новосибирской сети АЗС «Трансервис» Александр Бойко.

В Омске «Супер-98» уже занял более устойчивые позиции на рынке. Генеральный директор ОАО «Омскнефтепродукт-Сибнефть» Александр Покоев объясняет высокую цену АИ-98 тем, что производство экологически чистого бензина очень сложное и дорогое даже по сравнению с высокооктановым 96-м: «Наш первый опыт по его продаже был не особо успешным — клиента отпугивала цена. Но мы начали проводить большую рекламную кампанию на своих АЗС и для оптовых покупателей. Преимущества этого бензина демонстрировали специалисты станций техобслуживания. Через некоторое время удалось доказать клиентам, что цена, которая превышает цену 96-го, при грамотной эксплуатации автомобиля окупается. Расход 98-го гораздо меньше, к тому же при использовании этого бензина увеличивается срок «жизни» двигателя. Реклама стоила нам больших денег, но сегодня в Омске владельцы импортных автомобилей, особенно новых, предпочитают заправляться только 98-м».

Начальник отдела региональных связей НК «Сибнефть» Андрей Комаров считает, что из опыта предыдущих лет продажи «Супер-98» уже можно сделать некоторые выводы: «Основными его потребителями пока остаются владельцы новых иномарок, которым он необходим хотя бы по техническим характеристикам. Потребность рынка нефтепродуктов в АИ-98 еще мала, но в будущем его доля будет увеличиваться».

По оценкам экспертов, увеличение потребления АИ-98 произойдет уже в ближайшее время. Тенденция обновления российского автопарка за счет новых импортных автомобилей сохраняется. Если доходы населения продолжат расти, то увеличится и число потенциальных покупателей высокооктанового топлива.

С учетом прогнозируемого роста спроса на АИ-98 компания решила подготовиться заранее, а быть может, и постараться переломить ситуацию в свою пользу. На Омском НПЗ была разработана концепция технического перевооружения завода до 2010 года. В рамках этой программы в 2001 году по проекту французской фирмы Technip был пущен в эксплуатацию крупнейший в России комплекс сернокислотного алкилирования (сметная стоимость проекта — $79 млн). Губернатор Омской области Леонид Полежаев назвал этот проект «знаковым». Производство алкилата — компонента высокооктанового неэтилированного бензина — позволило начать выпуск «Супер-98».

В 2002 году «Сибнефть» направила на техническое обновление завода $49 млн, в 2003 году — около $30 млн. В 2004 году инвестиции составят более $70 млн. «В основном средства будут освоены на завершении реконструкции установки «миллионного риформинга», — говорит генеральный директор ОАО «Сибнефть-ОНПЗ» Ильдус Сарваров. — По сути, она переживает второе рождение и отстраивается заново по проекту итальянской фирмы «Евротехника». Наши зарубежные партнеры поставили на предприятие и часть оборудования — более современного, чем ранее использовавшееся отечественное. Монтажные работы на установке выполнены уже на 90%. Сейчас на главной строительной площадке завода начинается самый ответственный этап — пусконаладка. С наступлением тепла будут проведены гидравлические испытания емкостного и теплообменного оборудования, трубопроводов и печей».

По объемам смонтированного оборудования установка «миллионного риформинга» превзойдет крупнейший в России комплекс сернокислотного алкилирования, построенный на заводе в 2001 году. «В ноябре, после опытного пуска, новая установка войдет в строй, — говорит Ильдус Сарваров, — и будет выпускать платформат — базовый компонент высокооктановых неэтилированных бензинов, что позволит увеличить объем их производства и повысить качество».

На правах рекламы

Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере