Главная » Спецвыпуск » Гонка за лидерами предстоит новичкам автомобильного рынка

Гонка за лидерами предстоит новичкам автомобильного рынка

Сибирские автомобильные дилеры подводят итоги 2003 года. Объем продаж среднестатистического сибирского автодилера в прошлом году составил порядка $2,5-3 млн, а общий объем рынка, по самым скромным подсчетам, — $40 млн. Динамика развития «новичков» автомобильного рынка, по мнению экспертов, позволяет говорить о возможной смене лидеров продаж в 2004 году.

Евро против «европейцев»

Отечественный автопром не смог удовлетворить желания региональных чиновников. На фото — глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский садится в новый служебный Audi A8. Фото Михаила ПЕРИКОВА

По данным компании «Автоленд-Сибирь» (официальный дилер компаний Ford, Volvo, Land Rover, Mitsubishi и Mazda), общий объем рынка новых иностранных автомобилей в Сибири составляет порядка 1500-2000 автомобилей. Данные о его объеме в денежном выражении различны. Так, по оценке директора компании «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot в Новосибирске) Виталия Сливы, оборот только его компании в 2003 году составил не менее $2,5 млн, а общий объем рынка, по самым скромным подсчетам, — более $20 млн. По информации же председателя совета директоров компании «Автоленд-Сибирь» Виктора Борицкого, объем сибирского рынка в прошлом году можно оценивать в сумму $45-50 млн. При этом, по оценкам специалистов самой компании, «Автоленд» является одним из лидеров сибирского рынка — за 2003 год она продала более 700 автомобилей всех марок.

Наиболее серьезные позиции на сибирском рынке новых иномарок, по словам экспертов и сибирских автодилеров, в настоящий момент занимают иностранные автомобили, производимые в России. В частности, одним из лидеров продаж в 2003 году стал собираемый во Всеволожске (Ленинградская область) Ford Focus.

Как сообщил корреспонденту «КС» брэнд-менеджер марки Ford компании «Автоленд-Сибирь» Дмитрий Кривошеев, в прошлом году компания реализовала более 400 этих автомобилей только в Новосибирске. Подобные цифры приводят и другие дилеры Ford. По словам менеджера по продажам ЗАО «Нью-Йорк Моторс Сибирь» (официальный дилер Ford в Кемерове) Андрея Допельштейна, в 2003 году компания продала около 250 автомобилей, 80% из которых составили иномарки Ford Focus. Данные сибирских дилеров подтверждаются и итогами общероссийских продаж, по результатам которых Ford Focus стал самой популярной моделью 2003 года: их было продано 15 876 штук.

Традиционно популярными на сибирском рынке остаются «японцы». По словам брэнд-менеджера Mitsubishi компании «Автоленд-Сибирь» Вадима Латкина, за 2003 год было продано порядка 120-130 автомобилей этой марки. По его информации, по сравнению с 2002 годом продажи увеличились более чем на 50%: «Цена в долларах сделала модели Mitsubishi довольно привлекательным предложением для покупателей».

Эту же тенденцию отмечает и заместитель руководителя отдела продаж «Toyota-Центр Обь» Павел Турецкий: «Увеличение спроса на автомобили Toyota в Сибирском регионе зависело от разницы курсов евро и доллара. Рост евро сделал автомобили Toyota, продающиеся за доллары, очень выгодным предложением».

О том, что рост курса евро негативно сказывался в 2003 году на продажах автомобилей европейского производства, говорят многие сибирские дилеры. В частности, это подтвердил корреспонденту «КС» Виталий Слива из «Патриот Авто». Выход из этой ситуации он видит в применении таких мер привлечения покупателей, как гарантия и выгодные условия кредитования.

Однако, несмотря на рост курса евро, многие европейские марки, совсем недавно появившиеся на сибирском рынке, показывают положительную динамику продаж. Например, по оценке брэнд-менеджера марки Volvo компании «Автоленд-Сибирь» (активные продажи этой марки в Новосибирске начались в середине 2003 года) Леонида Кропочкина, в 2003 году было продано порядка 85-100 автомобилей Volvo.

По словам Андрея Соловьева, генерального директора компании «Транзит Сервис Плюс» (ее дочернее подразделение — «Престиж-Авто» — в конце 2003 года стало новосибирским дилером марки Audi), «полноценно работать автосалон Audi начал только в конце декабря 2003 года. Тем не менее за период с конца декабря 2003 года по январь 2004 года было продано семь автомобилей Audi. Причем четыре из них — флагманские модели, Audi А8».

По информации «КС», среди клиентов «Престиж-Авто» фигурируют Сибирское отделение Сбербанка России (Audi — корпоративный автомобиль Сбербанка) и глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский, который в этом году пересел со служебного автомобиля марки «ГАЗ» на Audi А8.

По словам директора по продажам компании «Сибтрансавто-Новосибирск» (официальный дилер General Motors и General Motors-АвтоВАЗ) Ольги Гончаровой, одной из самых популярных моделей, проданных компанией в этом году, стал внедорожник Chevrolet-Niva производства совместного предприятия General Motors-АвтоВАЗ (Тольятти). Как сообщил корреспонденту «КС» директор по продажам компании GM-АвтоВАЗ Максим Серегин, за период с осени и до конца 2003 года сибирскими дилерами предприятия было реализовано несколько сотен Chevrolet-Niva.

Время покажет

Сибирские автодилеры смотрят в будущее с оптимизмом. Прогнозируемый рост продаж в 2004 году, по их мнению, составит не менее 30-40%. Например, по словам руководителя отдела продаж компании «ЭлитАвто» (официальный дилер Mitsubishi, BMW и Hyundai в Красноярске) Дмитрия Никитенко, планируемое увеличение продаж автомобилей всех марок составит не менее 30%. С этим мнением согласен и маркетолог кемеровского дилера BMW — компании ЗАО «БАЙЕРН-КАР» Виктор Костромин. По мнению Виктора Борицкого из «Автоленд-Сибирь», общее количество проданных новых иномарок в 2004 году увеличится на 50%, и сама компания собирается добиться такого же роста собственных продаж. В планах «Патриот Авто» — увеличение продаж Peugeot на 50% и достижение результата в 150 автомобилей за 2004 год. Рывок в продажах собирается сделать «Сибтрансавто-Новосибирск» — по словам Ольги Гончаровой, план продаж в 2004 году составляет порядка 1000 автомобилей всех марок.

Оптимистические прогнозы увеличения количества продаж дают возможность появления на рынке новых игроков, а также новых автомобильных марок. Тем более что перспективы для роста еще есть. По мнению Виктора Борицкого, даже рынок самого развитого в плане представленности дилеров зарубежных автоконцернов сибирского города — Новосибирска — отличается от рынков городов европейской части России. «Например, в Екатеринбурге представлено несколько дилеров Ford, Mitsubishi и многих других марок, — говорит Борицкий. — Новосибирску пока до этого далеко».

Впрочем, такое положение вещей может измениться уже в этом году: на автомобильном рынке Сибири планируется появление новых игроков и брэндов. В отличие от регионального рынка розничной торговли, на который пытаются активно продвигаться крупные московские компании, сибирский авторынок пока остается вотчиной местных игроков. Московские автодилеры пока не рискуют идти в регионы.

Местные же автодилеры имеют на 2004 год достаточно конкретные планы. Например, «Сибтрансавто-Новосибирск» собирается в 2004 году открыть отдельный автосалон для марки Hyundai; ведут переговоры с представителями известных автомобильных брэндов, пока не представленных в регионе, компании «Автоленд-Сибирь» и «Патриот Авто». Дилеры Volkswagen и Toyota собираются открыть в этом году новые автосалоны.

Пока сибирские автодилеры не комментируют, насколько скажется на их положении на рынке все увеличивающаяся конкуренция. Наиболее откровенен был Виктор Борицкий: «2003 год стал годом успешного развития нашей компании, но что будет в 2004 году, сказать сложно. В Новосибирске планируется открытие нескольких новых автосалонов. Возможно, что конкуренты вполне смогут до-гнать, а может быть, и перегнать нашу компанию по объемам продаж. Время покажет».

Вадим ВОРОНЦОВ


Comments are closed.

Так же в номере