Главная » Стиль жизни » Обретение абсолютного музыкального Рождества

Обретение абсолютного музыкального Рождества

Музыкальная часть Рождественского фестиваля искусств собрала в Новосибирске 34 приглашенных музыкантов из России, Германии, Франции, Нидерландов, Словакии, Испании, Финляндии и Великобритании. В этом году музыкальная часть поставила рекорд: в программе присутствовали девять концертов совершенно разных направлений — от старинной музыки до джаза, от цыганских наигрышей — до сочинений живых классиков.

Время со 2 по 9 декабря стало необычайно музыкально и событийно насыщено. Ряд концертов войдет в историю Новосибирска не только в силу уровня мастерства исполнителей и их ярких имен, но и вследствие необычных сопутствующих обстоятельств. Например, на фестивале впервые в Новосибирске выступил выдающийся пианист Борис Березовский. Проект «Искренне ваш», подготовленный Борисом Андриановым (виолончель), известным актером Артуром Смольяниновым (художественное слово) и Яковом Кацнельсоном (фортепиано) на новосибирской сцене увидел свет впервые. Большой интерес к нему уже проявил ряд филармоний.

Ансамбль Марка Пекарского, выступивший в программе фестиваля с визуально-акустическим перформансом, поставил своеобразный рекорд: собрал на одной сцене более 50 различных ударных. Для реализации художественного замысла были собраны инструменты из фондов Новосибирской консерватории, Новосибирского академического симфонического оркестра, Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа), многие инструменты ансамбль привез с собой. Еще одной изюминкой музыкальной программы из области внешней событийности стало первое в городе выступление музыканта-цимбалиста, а соответственно, и первый визит в город цимбал — струнного ударного инструмента впечатляющих габаритов и весом 170 килограммов.

Концерты были сознательно ориентированы на совершенно разную публику, поэтому назвать объективно-кульминационные точки фестиваля довольно сложно: все зависит от личных пристрастий. Однако впечатляющая звездность некоторых гостей фестиваля — факт объективной реальности. Среди таких звезд первой величины, например, Ришар Гальяно, представивший с Камерным оркестром филармонии программу музыки Баха, Пьяццоллы и своей собственной. Популярная музыка в лучшем смысле этого слова звучала со сцены Камерного зала филармонии в тот вечер в совершенно невероятном качестве: все, даже любители радикальных заумных музыкальных направлений, остались впечатлены.

Еще одна звезда — Марк Пекарский, лидер ансамбля, за два дня до концерта в Новосибирске отметившего 35-летие. Все эти годы он и его коллеги — уникальное явление, музыканты, для которых писали и теперь пишут лучшие отечественные композиторы. Их выступление стало самой радикальной репликой фестивальной программы. В перформансе «Антифоны» наряду с ансамблем приняли участие икона отечественного андеграунда DJ Ганс Хольман и видеоинженер Александр Петтай. Действо, в основу которого легли сочинения одного из известнейших современных композиторов Владимира Мартынова, очертило траекторию движения от наслоения бессмысленных информационных шумов (видеоряд — нарезка телевизионного эфира) к «Обретению абсолютно прекрасного звука» — тишины и гармонии. Театральное действо, радикальный музыкальный язык, постмодернистские сочетания клубной музыки и авангардных звучностей, эпатажные тексты Велимира Хлебникова для кого-то стали непереносимой культурной ношей (из зала ушло человек 10), а для кого-то — источником катарсиса и ощущения прикосновения к искусству, актуальному для сегодняшнего дня.

Звездный финал фестиваля — сольный концерт Бориса Березовского. Пианист не заигрывает со СМИ, игнорирует пиар-технологии, увлечением которыми страдают многие персоны мира академической музыки, занимается чистым творчеством — и обладает профессиональной биографией, которой завидуют многие. Билеты на его концерт были распроданы в основном еще до начала фестиваля, причем, согласно наблюдению директора филармонии Александра Назимко, в первую очередь раскупали билеты «по диагонали, с той стороны, с которой открывается вид на мануал»: пианиста шли слушать профессионалы. Березовский подарил слушателям жемчужины романтического репертуара, исполненные полным благородства, сдержанным — даже в кульминациях — звуком: прелюдии Рахманинова, «Сказки» Метнера. Второе отделение концерта, составленное из разностилевых небольших пьес — Брамс, Шопен, Мортон Гульд, Альбенис, — стало, по словам музыканта, рождественским подарком аудитории.

Также в программе фестиваля выступил дуэт Jazz Prominents (Нидерланды), представивший авторский, рафинированный взгляд на джаз, который звучал в этот вечер в непривычном сочетании тембров трубы (Эрик Влойманс) и органа (Берт ван ден Бринк). Немецкий квинтет духовых «Ариранг» продемонстрировал поражающее воображение чувство ансамбля и мастерство владения инструментами — как в популярных сочинениях, так и в классике и в области авангарда. «Цыганские дьяволы» довели зал до неистовства виртуозностью в исполнении транскрипций классики и народных мелодий. Под занавес лидер ансамбля Эрнест Шаркози продемонстрировал, насколько далеко зашло его мастерство во владении цимбалами: исполнил виртуозные фрагменты сначала с завязанными глазами, а затем сквозь положенную на струны ткань, чем вызвал настоящие крики восторга и без того воодушевленной публики.

The Harp Consort, объединяющий музыкантов из Испании, Финляндии и Великобритании, представил программу музыки Золотого века испанского Возрождения. Открыло фестиваль выступление Новосибирского академического симфонического оркестра и солистов из Франции Елены Розановой (фортепиано), Рафаэля Олега (скрипка), Франсу Салька (виолончель).

Музыкальная часть обеспечила фестивалю международный статус, подарила праздник прикосновения к искусству мирового уровня более чем 4000 слушателям и обозначила невероятно высокую планку качества, которую следующий, юбилейный X Международный Рождественский фестиваль искусств, безусловно, должен преодолеть.



Comments are closed.

Так же в номере