Главная » Спецвыпуск » Виктор Яшкин: "Совершенствовать бизнес можно бесконечно"

Виктор Яшкин: «Совершенствовать бизнес можно бесконечно»

Один из крупнейших в России производителей промышленной продукции и боеприпасов — ОАО «Барнаульский станкостроительный завод» — в связи с конверсией сделал диверсификацию бизнеса и экспортную программу приоритетными направлениями в стратегии развития. За последние несколько лет предприятие освоило целую гамму новых наименований спортивно-охотничьих патронов, уверенно закрепилось с ними на мировом рынке и теперь намерено сосредоточиться на повышении качественных характеристик своих фирменных изделий. Также в значительной мере заводу удалось обновить ассортиментный ряд продукции производственно-технического назначения. О слагаемых успеха компании и ее дальнейших перспективах корреспонденту «КС» ВЯЧЕСЛАВУ САЛАНИНУ рассказал генеральный директор Барнаульского станкостроительного завода ВИКТОР ЯШКИН.

— Виктор Алексеевич, как вы оцениваете результаты деятельности предприятия по своему основному профилю?

— Изначально компания специализировалась на производстве только боевых патронов. Но вследствие сокращения оборонного заказа мы решили перепрофилироваться на изготовление спортивно-охотничьих патронов как для нарезного, так и для гладкоствольного оружия основных калибров отечественного и иностранного производства. Если восемь лет назад завод выпускал всего два наименования таких изделий — «Изюбр» и «Краг», то сегодня в нашем ассортименте насчитывается 54 наименования. Причем, патроны каждого калибра мы выпускаем в нескольких модификациях. Они отличаются по типу пуль (оболочечные, полуоболочечные и экспансивного действия), массе и тактико-техническим характеристикам (обычные и улучшенные). Барнаульский станкостроительный завод специализируется на производстве стальной гильзы, но если раньше она выпускалась только с одним типом покрытия — лаковым, — то теперь мы предлагаем также гильзы в цинковом и латунном исполнении. Более того, в настоящее время решается задача по освоению четвертого типа покрытия — сульфатно-полимерного.

Мы стремимся адекватно реагировать на запросы рынка боеприпасов, спектр предпочтений на котором чрезвычайно широк. Хотя разные типы покрытий гильзы не имеют существенных отличий по уровню качества, для охотников очень важно, какого цвета изделие — желтого или, например, зеленого. Приходится учитывать каждую прихоть покупателя.

Не менее активно ведутся разработки и боевых патронов, которые мы производим ко всем видам стрелкового оружия, выпускаемого в России. Не останавливаясь на достигнутом, освоили даже нетрадиционную для нас продукцию — пистолетные патроны трех типов калибров 9×18 и 9×19. В этом году мы пошли еще дальше и одни из первых в стране запустили в серию боевые патроны для стрелкового оружия по стандарту НАТО двух калибров — Remington и Whinchester. Патрон калибра 5,56х45 предназначен для американской автоматической винтовки М16-А2, а также для специально созданного под этот калибр автоматов Калашникова АК-101, АК-102 и ручного пулемета Калашникова РПК-201. Это патроны RS-101 (с пулей повышенной пробиваемости) и RS-104 (пуля со свинцовым сердечником). В стадии освоения находится патрон RS-103Т (с трассирующей пулей).

Патрон 7,62х51 предназначен для винтовки SSV-308, полуавтоматической винтовки 7,62-GЗ, автоматической винтовки 7,62-FAL, пулеметов 7,62-МAG и РПК-204. Этот проект стал одним из крупнейших в истории нашего предприятия и лишний раз подтвердил его высокий научно-технический потенциал. Проведенные испытания показали, что наши «натовские» патроны значительно превосходят зарубежные аналоги по тактико-техническим характеристикам. Так, пуля RS-101 гарантированно пробивает стальную плиту толщиной 16 мм на дистанции 100 м, поражает живую силу противника, оснащенную индивидуальными средствами защиты, в том числе бронежилетами, на расстоянии 200 м, имеет убойную силу на расстоянии до 1,5 км. RS-101 при выстреле имеет скорость 930 м/сек, а отклонение пули от точки прицеливания при стрельбе на расстояние 100 м не превышает 3 см.

Уже сегодня очевидны перспективы нашей новой разработки — патрона калибра 5,45, имеющего бронебойную силу. Уже прошел государственные испытания новый холостой патрон 7×3М. А органы МВД по достоинству оценили другое изобретение наших конструкторов — патрон калибра 5,45 с пониженной рикошетирующей способностью, что весьма актуально для сохранения жизни граждан, оказавшихся, например, в зоне проведения захвата преступника.

— Продвигать на внешний рынок сложно, пожалуй, любую продукцию, тем более такую специфичную, как боеприпасы. Какие факторы обеспечили устойчивый рост экспорта продукции Барнаульского станкостроительного завода?

— В общем объеме нашего патронного производства на долю оборонного заказа приходится около 13%, остальное — спортивные и охотничьи патроны. По моим оценкам, среди шести патронных заводов России Барнаульский станкостроительный завод по объемам продаж на внутреннем рынке занимает прочное второе место, уступая только тульскому заводу. Но мы уже вплотную к нему приблизились, хотя и позже начали осваивать номенклатуру спортивно-охотничьих патронов. 80% этой продукции идет на экспорт, поставки ведутся практически во все страны мира. Основными покупателями выступают США, Япония, Германия, Голландия, Швеция, Канада, Франция. И, конечно, страны ближнего зарубежья.

Широкое присутствие нашей основной продукции на мировом рынке престижно и почетно для завода. Потому что конкуренция на внешнем рынке очень высока, тем более что рынок боеприпасов действительно весьма специфичен. Разумеется, мы не можем на равных конкурировать с такими мировыми брэндами, как Remington, Smith & Wesson или Valter. Первый контракт на экспортную поставку патронов мы не могли заключить три года — все это время к нам присматривались, изучали. Прорыв произошел только в 2000 году — и теперь нас знают во всем мире. С того момента наша компания участвует во всех крупных международных оружейных выставках.

Залогом успеха Барнаульского станкостроительного завода стала продуманная сбытовая политика, в основу которой поставлен учет запросов потребителей. Многие наши конкуренты не желают обременять себя выполнением любого каприза клиента. Мы же взяли это за правило, хотя на первых порах инерцию мышления преодолевать было нелегко. Например, большинство производителей предпочитают поставлять продукцию контейнерами, не размениваясь на «мелочь». Мы же стали браться за выполнение заказов на отгрузку небольших партий патронов, в том числе различных модификаций, и стараемся выполнять свои обязательства в строго оговоренные сроки. Научились оперативно перестраивать производство в зависимости от конъюнктуры рынка и потребительских предпочтений. В результате нашу мобильность оценили, стали работать с нами активнее.

Между тем завоевать доверие на этом рынке крайне сложно. Охотники — очень своеобразная категория потребителей. Один раз выбрав себе понравившийся патрон, другими, как правило, они пользоваться больше уже не будут. Разрушить эти устойчивые стереотипы можно лишь предложив продукт с оптимальным соотношением «цена-качество». Наши уникальные технологии производства боеприпасов, внедренные системы контроля качества стали главными составляющими возрастающего спроса на продукцию компании на внешнем рынке. Достаточно сказать, что за весь период активных поставок на экспорт мы не получили ни одной рекламации. Продвижению барнаульских спортивно-охотничьих патронов способствует и их более низкая по сравнению с западными аналогами цена. Дело даже не в том, что в России более дешевая рабочая сила. СССР первым в мире стал специализироваться на производстве гильзы из стали, себестоимость которой в несколько раз ниже популярной за рубежом латуни. Поэтому для массового западного потребителя наши патроны со стальной гильзой и пулей с биметаллической оболочкой стали весьма приемлемым продуктом. Не случайно в последнее время многие наши партнеры стараются опередить своих конкурентов и, не дожидаясь начала работы очередных международных выставок, заранее заключают с нами контракты и согласовывают график поставок.

— Рынок какой страны для вас наиболее перспективен? Имеют ли место национальные особенности в процессе продвижения патронов в разные страны?

— Безусловно, самый крупный и емкий рынок спортивно-охотничьих боеприпасов — это США. Я называю Америку «стреляющей страной». В прошлом году выставка Shoot-show проходила в калифорнийском городе Орландо. По численности населения он вполне сравним с Барнаулом — около 800 тыс. человек. Но если в нашем городе не наберется и десятка тиров, то в Орландо их 960. Любопытно, что там есть тиры, в которых можно охотиться на живых животных. Скажем, застрелить слона, леопарда, оленя, которых, кстати, не держат на привязи, — стрелку предоставляется возможность испытать острые ощущения. Конечно, это дорогой сервис, но привлекает многих. Для меня долго оставалась загадкой причина высоких объемов продаж в Штатах холостых патронов в розницу. Оказывается, при помощи стрельбы американцы снимают стресс. Словом, любовь к оружию — их национальная особенность, тогда как в других странах спрос на боеприпасы определяет в первую очередь тяга к промыслу. К тому же настоящий американец хочет быть уверенным в способности защитить себя и умении владеть оружием. После трагедии 11 сентября мы столкнулись с резким всплеском спроса на спортивные и охотничьи патроны — наши объемы продаж в США возросли на 40%.

— Какие меры ваша компания предпринимает для стимулирования сбыта?

— Нет смысла распылять свои силы, работая напрямую с розничными точками, которые к тому же специфику своего локального рынка знают лучше. Поэтому в 2002 году мы создали общественную организацию «Клуб дилеров ОАО «Барнаульский станкостроительный завод». В нее сейчас входят 17 компаний из российских регионов, а также из Украины, Грузии, Казахстана. Дальнее зарубежье в клубе представлено германской компанией Deurus GmbH и др. В клуб принимаем только организации, которые достигли объемов продаж на уровне не меньше 1 млн рублей в год. Если показатели снижаются, компания лишается членства в клубе. И такие прецеденты уже есть. Члены клуба получают скидку в размере 5%, что, в свою очередь, выгодно и для розницы. За два года существования дилерской сети наши объемы продаж только на внутреннем рынке возросли в два раза. Также среди наших постоянных партнеров такие крупные трейдеры, как американские PW Arm’s Inc. и Glenn Zanders Fur & Sporting Goods, японская Tom’s Guns.

— Насколько оправданным для Барнаульского станкостроительного завода было выделение производственных подразделений в самостоятельные юридические лица?

— Во многом именно это решение и обеспечило нынешнее стабильное положение компании на рынке. Наделив наши структурные подразделения хозяйственной самостоятельностью вплоть до сбыта продукции, управления качеством и ведения технологических разработок, мы не только не утратили контроль над ними, но и значительно повысили эффективность деятельности компании в целом. Я работаю на станкостроительном заводе уже 31 год и хорошо помню, как все силы и средства раньше вкладывались только в патронное производство. Остальное финансировалось и развивалось по остаточному принципу. Структурная перестройка открыла перед дочерними предприятиями возможность специализироваться в своих направлениях деятельности. Теперь они концентрируют весь свой творческий и технологический потенциал на освоении конкретной рыночной ниши. Например, ООО «Алтайталь», выпускающее электрические тали, электрические мостовые краны, кранбалки и консольно-поворотные краны, за семилетний период своей работы в части совершенствования грузоподъемных механизмов достигло таких результатов, которые не удавалось получить за весь период существования на заводе этого направления. Если свою самостоятельную деятельность предприятие начинало, имея в активе всего 10 модификаций электрических талей, то на сегодняшний день их количество возросло до 100 — с грузоподъемностью от 0,5 до 12,5 тонн и высотой подъема от 6 м до 70 м.

Активно развиваются и другие подразделения Барнаульского станкостроительного завода. ЗАО «Станкоцепь» выпускает 40 наименований втулочно-роликовых цепей, которые используются в горно-добывающей промышленности, сельхозмашиностроении, дорожно-строительном хозяйстве. ЗАО «Станкор» специализируется на производстве деревообрабатывающих, настольно-сверлильных станков и нестандартного оборудования. ООО «Промтех» изготавливает строительную фурнитуру, дробь, пластиковые гильзы. Созданное только в этом году ООО «Комфорт», выпускающее товары народного потребления, также заметно укрепило свои позиции на рынке. Деятельность всех наших дочерних компаний в этом году была рентабельной, рост объемов производства у них составил от 8% до 29%.

— Создает ли оборонный профиль завода дополнительные сложности при проникновении в нишу продукции гражданского назначения?

— Об этом можно судить хотя бы по тому, как динамично развивается одно из самых перспективных наших направлений — производство пластинчатых теплообменников, предназначенных как для обеспечения теплом и горячим водоснабжением, так и для охлаждения различных сред. В свое время завод выпускал пластинчатые охладители для молока, которые, после ознакомления с аналогичными изделиями фирмы Alfa Laval, было решено модернизировать. Если наши первые образцы были спроектированы на базе пластин молокоохладителей, то сегодня на предприятии создан мощный технологический комплекс, позволяющий выпускать несколько модификаций теплообменников. Раньше площади нагрева пластин были рассчитаны на оснащение лишь небольших бойлерных. Теперь же с помощью наших изделий можно обеспечивать горячее водоснабжение не только в масштабах дома повышенной этажности, но и целого квартала. Барнаульские теплообменники уже находят широкое применение в сфере производства различных напитков — для их последующего охлаждения. Так, Барнаульский пивзавод приобрел первую партию наших изделий. Потребителей в первую очередь привлекают надежность в эксплуатации и ремонтопригодность выпускаемых станкостроительным заводом теплообменников. Они в отличие от кожухотрубных моделей не допускают снижения КПД, поскольку позволяют в любой момент удалить образовавшуюся накипь, заменить резину. Важно и то, что для нашего теплообменника требуется гораздо меньшая (в 3-7 раз) строительная площадь.

Мы возлагаем на теплообменники очень большие надежды. Уже сегодня в России нет ни одного города, в котором бы не продвигалась эта продукция. По нашим оценкам, Барнаульский станкостроительный завод контролирует свыше 40% внутреннего рынка теплообменников. Также ведем поставки в Казахстан и вообще планируем расширить свою нишу в республиках Средней Азии и приступить к развитию в этом регионе своей дилерской сети. Для этого с одной из киргизских компаний создается совместное предприятие по производству теплообменников. Мы возьмем на себя поставку пластин, а наш партнер будет делать все остальное.

— Каковы планы компании на 2004 год?

— За 10 месяцев текущего года рост объемов производства на предприятии составил 34% от уровня 2002 года. Данный показатель мы планируем в следующем году увеличить на 30%. Но уже есть основания полагать, что этот рубеж будет значительно превышен. Потому что портфель заказов на сегодня таков, что возникает чувство беспокойства по поводу возможности его полного выполнения. В связи с этим принято решение ввести в действие дополнительные производственные мощности, расконсервировав часть оборудования. Очень тяжело выдерживать темпы роста, которые наблюдаются у нас в 2003 году.

На протяжении последних лет не было ни одного года, когда бы компания не осваивала новую продукцию по всему ассортиментному ряду. 2004 год в этом смысле также не станет исключением. В частности, планируется начать выпуск промышленных цепей с улучшенными качественными характеристиками. Продолжим расширять модельный ряд наших теплообменников — появится еще три модификации. Намечено начать производство патрона с трассирующими пулями, завершить освоение гильзы для патрона 12 калибра для гладкоствольного оружия и расширить гамму пистолетных патронов. Рассчитываем начать серийный выпуск боевого патрона стандарта НАТО 7,62×51, разработка которого ведется сейчас в рамках совместного проекта с Вятско-Полянским заводом «Молот».

Если же рассматривать позиции компании в долгосрочной перспективе, то следующий год станет для нее периодом перехода от экстенсивного пути развития к интенсивному. Мы располагаем уже достаточно широкой товарной линейкой, настала пора сделать акцент на повышении качественных показателей продукции. Для этого на рынок будут выведены патроны класса «экстра» с латунной гильзой и улучшенными тактико-техническими характеристиками. Рассчитываем охватить этими изделиями VIP-потребителей. Мы понимаем, что повышать свою конкурентоспособность сегодня можно лишь непрерывно совершенствуясь.

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере