Главная » Макроэкономика » Алтайские бизнес-союзы перестали быть романтиками

Алтайские бизнес-союзы перестали быть романтиками

Лоббисты Сибири

Газета «Континент Сибирь» продолжает проект «Лоббисты Сибири», в котором исследуется генезис предпринимательских объединений и их отношений с органами власти в регионах Сибири. В этом номере — портрет бизнес-лобби Алтайского края. Сегодняшние алтайские бизнес-союзы существенно отличаются от тех, какими они были в 90-х годах, когда у предпринимателей только начало появляться понимание того, что для создания благоприятного климата для своего бизнеса необходима консолидация усилий. Оценивая приобретенный более чем за 10 лет опыт, современные бизнес-лобби, по их собственному мнению, утратили романтизм, став прагматиками.

Вынужденная консолидация

Алтайский союз предпринимателей всегда находился «под крылом» бывшего первого вице-губернатора края Николая Чертова (на снимке). Поэтому он и был избран в октябре новым председателем правления союза, чтобы «на новом уровне отстаивать интересы сообщества во взаимоотношениях с властью»

Переход от системы централизованного государственного планирования к рыночным отношениям сопровождался разрывом старых хозяйственных связей. В этих условиях у алтайских промышленников возникла необходимость объединить свои усилия. В тот же период начал активно формироваться новый класс — малый и средний бизнес, перед которым встали серьезные проблемы, мешающие поступательному развитию. Уже тогда стало очевидно, что эффективно преодолевать возникающие препоны можно только совместными усилиями. В то время на Алтае возникали и исчезали разнообразные союзы предпринимателей, образовывающиеся на самых различных основах: от отраслевого до полового. Так, например, возникли ассоциация риэлтеров, союз женщин-предпринимателей и т.д. Не все из них смогли утвердиться и занять достойное место в алтайском деловом сообществе. Отсутствие четких целей, организационного опыта, ресурсных возможностей и общественного признания привело к тому, что подавляющее число бизнес-союзов деградировали и развалились.

Тем не менее этот опыт оказался полезным — на месте первых объединений впоследствии возникли новые. Многие из действующих сегодня на Алтае союзов и ассоциаций являются результатом второй волны консолидации, которая пришлась на середину 90-х годов. Именно в этот период бизнес-объединения трансформировались и приобрели черты, более соответствующие современным лобби-группам. Они получили самостоятельный юридический статус, определили источники финансирования, программу действий, исполнительные органы и т.д. Так, в 1997 году на базе существовавшего Совета директоров предприятий Алтайского края (по сути, клуба промышленников) появился действующий и поныне Союз промышленников Алтая (СПА). На роль руководителя Союза выбирается один из самых влиятельных и авторитетных топ-менеджеров края. Сегодня этот пост занимает председатель совета директоров ЗАО «НПК «Алтай» Александр Жарков. За текущую работу отвечает также избираемый исполнительный директор. «Первоначальный договор о создании СПА подписал 41 руководитель, — рассказывает исполнительный директор СПА Евгений Ганеман. — Вновь созданная структура принципиально отличалась от своей предшественницы. До СПА нам надо было созреть. Тогдашним руководителям было непросто понять, что им придется платить членские взносы в организацию, которая будет заниматься не решением их частных вопросов и проблем, а продвигать интересы всех промышленников в целом. Сегодняшний союз является юрлицом, обладающим имуществом и самостоятельными счетами в кредитных организациях. Но главное — это наличие действенного исполнительного органа и аппарата, работающего исключительно на членские взносы членов СПА».

Евгений Ганеман также считает важнейшим достижением то, что перед СПА стоят исключительно лоббистские задачи: «Мы намеренно исключили возможность заниматься коммерцией, так как считаем, что это помешало бы нашему основному предназначению — отстаиванию интересов промышленников на всех уровнях власти». Сегодня в СПА входит порядка ста структур, среди которых не только промышленные предприятия, но и страховые, консалтинговые и другие компании.

В процессах консолидации в конкретные сообщества, в отличие от соседних регионов, алтайские промышленники и средний и малый бизнес с самого начала пошли параллельно. Впервые вопрос о создании союза предпринимателей был поднят в начале 90-х годов, когда прошел учредительный съезд «Конгресса предпринимателей» Алтая. Политика, проводимая руководством конгресса, довольно быстро вызвала критику многих предпринимателей. По мнению недовольных, площадка предпринимательского объединения использовалась для решения личных задач. Обиженные предприниматели стали создавать новые союзы, среди которых наиболее заметным стал «Союз предпринимателей». Одновременно начала формироваться еще целая когорта мелких объединений, которые, не успев появиться, сходили с дистанции.

Действующий в настоящее время Алтайский союз предпринимателей (АСП) появился в 1997 году, когда в авангарде объединения встали бывшие комсомольцы, а к тому времени успешные бизнесмены Евгений Роговский (ныне руководитель Алтайского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк») и Александр Сираш (в настоящее время — гендиректор ГУП «Алтайагропрод»). В новое объединение пошел и более крупный бизнес. Сегодня учредителями АСП являются порядка 45 компаний, а членами — до 1000 физических и юридических лиц. С октября текущего года АСП возглавляет бывший вице-губернатор края Николай Чертов, а исполнительным директором на протяжении нескольких лет является в прошлом предприниматель, а ныне профессиональный лоббист Эдуард Черченко.

Параллельное развитие сами предприниматели объясняют тем, что у них изначально были «слишком разные интересы и способы решения стоящих задач». Евгений Ганеман отмечает, что у промышленников практически нет так называемой проблемы «административных барьеров», то есть внезапных проверок контролирующими организациями и связанных с этим поборов. В то время как, по словам исполнительного директора АСП Эдуарда Черченко, эта проблема на протяжении нескольких лет стояла у предпринимателей на первом месте. «То же и в отношении кредитных ресурсов, которые всегда были значительно более доступными для промпредприятий. Банкам проще работать с промышленниками, поскольку их устраивают наличие ликвидных залогов, большая величина кредитов и т. д. В то время со средним и мелким бизнесом банки просто не желают связываться», — аргументирует Черченко.

Однако, как считают некоторые наблюдатели, не обошлось в этом процессе и без амбиций. Руководители крупных алтайских предприятий изначально считали себя «белой костью» и никогда не хотели связываться с торговцами, из которых в основном и состоял малый и средний бизнес.

В настоящее время на Алтае действует не поддающееся точному подсчету количество разного рода объединений, сформированных как по отраслевому признаку, так и по величине бизнеса: СПА, АСП, Алтайский Банковский союз (АБС), Алтайская торгово-промышленная палата (АТПП), Союз крестьянских и фермерских формирований (СКФФ), Агропромсоюз, Союз зернопереработчиков Алтая (СЗА) и значительное число более узконаправленных объединений, начиная от довольно авторитетных в своей сфере (например, краевая ассоциация риэлтеров) и заканчивая сравнительно недавно сформированной ассоциацией меховщиков. Много лет существует также Общественный совет при губернаторе и спикере крайсовета по малому и среднему бизнесу. Многие из этих структур являются ассоциированными членами друг друга.

К тяжеловесам алтайского лоббизма можно отнести: СПА, АСП, АБС, АТПП. У каждой — собственный набор инструментов, на которые она опирается в решении задач. Однако можно выделить общее правило: чем авторитетнее бизнес, тем чаще все договоренности с властью достигаются при личных встречах. Так, на протяжении многих лет члены СПА регулярно посещали главный кабинет в здании администрации края, в свою очередь на заседаниях СПА часто присутствовал экс-губернатор Александр Суриков. В то время как АСП, как правило, мог рассчитывать на внимание курирующего их экс-первого вице-губернатора Николая Чертова. Видимо, этим объясняется более публичный характер лоббизма, который исповедует АСП, — этот союз активнее взаимодействует со СМИ и чаще использует общественные площадки для продвижения своих интересов.

В целом, по мнению наблюдателей, степень влияния каждого из союзов по-прежнему определяется близостью к власти. Особенно это было характерно для восьмилетней истории губернаторства Александра Сурикова.

Еще более кулуарно, чем промышленники, не вдаваясь в публичные дискуссии, решает свои вопросы с властью и АБС. Евгений Роговский, который стоял у истоков предпринимательства, а теперь перешел в разряд банкиров, объясняет это тем, что «деньги не любят шума».

Алтайская ТПП работает в Барнауле с 1991 года. Оценивая ее работу, экс-чиновник краевой администрации, более 11 лет возглавлявший комитет по поддержке предпринимательства, а ныне руководитель Фонда поддержки предпринимательства Владимир Чепель отметил, что палата все эти годы не являлась в строгом смысле лобби-структурой: «Она в большей степени сосредоточила свои усилия в сфере оказания различного рода услуг предпринимателям, как информационно-методических, так и тех, что отданы ей государством. С одной стороны, это дает ей более серьезную финансовую основу. С другой — зарабатыванию денег долгие годы уделялось в ней особенное значение, что, видимо, и помешало АТПП стать одним из наиболее заметных лоббистов». Только в последние пару лет Палата, по словам Владимира Чепеля, стала большее значение уделять защите интересов предпринимательского сообщества. «Я связываю это, во-первых, с приходом к руководству в ТПП РФ Евгения Примакова, во-вторых, со сменой руководства АТПП. Думаю, сказалась здесь и конкуренция, которую подстегнуло укрепление позиций АСП», — пояснил свою точку зрения Чепель.

Не обошлось на Алтае и без квазилобби. Так, например, по общему мнению, «Агропромсоюз», который должен был консолидировать усилия на продвижении представителей АПК Алтая, сегодня лишь играет роль алтайского отделения аграрной партии России и служит политической площадкой для лидера «аграриев» Александра Назарчука.

Кризис мобилизует

В настоящее время бизнес-лобби на Алтае переживают кризис. Приход к руководству регионом команды Михаила Евдокимова объективно привел к смене устоявшейся системы взаимоотношений бизнеса и власти.

После инаугурации нового губернатора декларации о намерении плодотворно сотрудничать с местным бизнесом со стороны администрации края прозвучали. Правда, команда Евдокимова мягко пояснила, кто будет играть «первую скрипку». На очередном ежегодном Алтайском съезде предпринимателей, который состоялся через месяц после инаугурации Евдокимова, новый вице-губернатор, а ранее новосибирский предприниматель Василий Борматов заявил: «То, что на Алтае предприниматели сами стремятся наладить отношения с властью и готовы работать на благо региона, — очень ценно. От лица краевой администрации хочу сказать одно: мы готовы слушать!» В свою очередь Михаил Евдокимов на встрече с общественностью, посвященной итогам первых 100 дней работы в новом качестве, подчеркнул: «Добросовестность и обязательность предприятий в отношениях с государством будут рассматриваться как гарантии в будущих партнерских отношениях».

Однако за декларациями новых форматов сотрудничества не последовало. Более других, как считают члены АСП, от этого пострадали они, поскольку потеряли возможность систематические обсуждать с властью свои проблемы.

Характеризуя отношения АСП и команды Евдокимова, можно сказать, что «ледниковый период», когда непонимание выросло, по сути, до открытого конфликта, пройден. Так, около двух месяцев назад Василий Борматов заявил «КС»: «Администрация заинтересована в тесном сотрудничестве с профессиональными союзами, если их деятельность не носит узконаправленного лоббистского характера. Эти объединения могли бы проводить экспертизу государственных решений, которые имеют принципиальное значение для Алтайского края». При этом вице-губернатор уточнил: «Что касается предпринимательского союза, то он существует в форме некоммерческого партнерства и не отражает реальных потребностей предпринимателей».

Эти высказывания вице-губернатора в адрес АСП и произошедшее «похолодание» местная бизнес-элита объясняет довольно жесткой позицией исполнительного руководства предпринимательского союза (и лично Эдуарда Черченко) по отношению к действующим властям. Конфликт достиг пика после назначения на пост руководителя комитета администрации края по поддержке предпринимательства человека со стороны — Виктора Зуева из Тюмени. Чиновник начал политику общения с предпринимателями в патерналистском ключе, что не устроило последних, привыкших разговаривать с краевыми властями если не на равных, то хотя бы не с позиции нерадивого дитя.

«В основе обострения взаимоотношений руководства АСП и администрации края — личностный конфликт Эдуарда Черченко с Виктором Зуевым», — уверена исполнительный директор туристической компании «Спутник-Алтай», член президиума АТПП Вера Матюхина. Она также считает, что этот фактор мог оказать серьезное влияние: «Новое руководство комитета слабо представляло действительное положение дел в союзе: высокое корпоративное единство его членов, авторитет и высокий статус конструктивного влияния на решения, принимаемые предыдущей администрацией. Нынешний состав союза предпринимателей — это успешные предприниматели, сделавшие себя сами, особо не зависящие от перераспределения финансовых, природных и иных ресурсов. Их лоббистские притязания скорее связаны не с частными, а с общими интересами предпринимателей, с тем, что мы называем «правилами игры». Не считаться с таким большим сообществом наиболее активной части деловой элиты невозможно, — подчеркнула Матюхина. — Предприниматели среднего и малого бизнеса — самая мобильная его часть, менее других поддающаяся прямому административному давлению».

С этим мнением согласен и спикер крайсовета Александр Назарчук, который заявил «КС»: «Конфликт между бизнесом и властью вообще противоестественен. Ранее в крае была выстроена и действовала неплохая система взаимоотношений бизнеса с законодательной и исполнительной властью, и мы были уверены, что эта система получит развитие, а в результате мы видим конфликт, в основе которого, на мой взгляд, находится личностный фактор».

19 октября непонимание перешло в практическую плоскость — председателем правления был избран Николай Чертов (пытавшийся, но не сумевший сохранить пост в команде Михаила Евдокимова). По словам предпринимателей, господин Чертов будет способен «качественно на новом уровне отстаивать интересы сообщества во взаимоотношениях с властью, что усилит позиции малого и среднего бизнеса на Алтае». Однако в кулуарах обсуждались другие причины выбора предпринимателей. В частности, отмечалось, что новый руководитель АСП — своего рода вызов предпринимателей команде Евдокимова.

Открытое противостояние властей и предпринимательского сообщества, по-видимому, не входило в планы команды Евдокимова, поэтому со стороны администрации сделан ряд шагов в сторону смягчения отношений. Вице-губернаторы Василий Борматов и начальник экономического управления администрации вице-губернатор Сергей Тен пригласили актив АСП на примирительную встречу. По словам некоторых участников, представители власти «извинились и подчеркнули, что действия Виктора Зуева не отвечают политике администрации края в сфере взаимодействия с малым и средним бизнесом».

Кроме межличностных разногласий, непонимание между хозяйственной элитой края и исполнительной властью в первые полгода губернаторства Евдокимова объясняется рядом других причин. Новые для края люди, приехавшие из других регионов страны, постепенно занимающие ответственные посты как в самой администрации, так и в сателлитных структурах, проводящих политику администрации в тех или иных отраслях, не сразу смогли найти взаимопонимание с уже сложившимися элитами.

Сыграло негативную роль и то, что так называемая «команда Евдокимова», строго говоря, не является таковой. «Команда администрации края крайне неоднородна, и внутри нее идет борьба», — уверен председатель комитета крайсовета по местному самоуправлению Игорь Вольфсон. В результате силы вице-губернаторов, кроме текущих дел, были направлены на деление полномочий и борьбу за влияние на первое лицо региона. Соперничество не оставляло времени на выстраивание взаимоотношений с местным бизнесом. «Складывается очень странная ситуация. Администрация называет своим стратегическим приоритетом развитие туризма, а с членами Алтайской региональной ассоциации туризма еще не встретился ни один из чиновников», — иллюстрирует положение дел вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), руководитель компании «Хорст-тур» Елена Шушакова.

Кризису способствовала и кадровая чехарда — из команды Евдокимова ушли уже пять вице-губернаторов. Даже комитет по поддержке предпринимательства администрации дважды переходил из компетенции одного вице-губернатора в компетенцию другого и обратно, к тому же был заменен руководитель этой структуры.

Среди редких примеров, которые можно отнести на счет сотрудничества между лобби и властью, считается принятие крайсоветом (после безуспешных двухлетних усилий промышленников) законопроекта о величине коэффициентов, применяемых при выкупе земли под предприятиями. На Алтае, в отличие от других сибирских регионов, действуют самые высокие коэффициенты. При Сурикове прохождение этого проекта было невозможно, поскольку экс-губернатор был сторонником максимальных коэффициентов и, имея серьезное влияние на региональный парламент, торпедировал принятие закона. Со сменой губернатора промышленное лобби резко активизировало работу и, учитывая, что среди депутатов значительное число руководителей промпредприятий, смогло получить одобрение низких ставок. Но на закон было наложено отлагательное вето Евдокимова. В результате с обеих сторон была продемонстрирована заинтересованность в достижении компромисса, и он был найден — ставки были все-таки снижены.

В настоящее время сотрудничество СПА и исполнительной власти выглядит не безнадежно. По словам вице-губернатора Василия Борматова, «Союз промышленников включен в состав балансовой комиссии, которая анализирует итоги работы промышленных предприятий края. Совместно с ним обсуждаются вопросы развития предприятий, занятости, повышения уровня зарплаты и т. д.». Прошедшее в октябре очередное заседание СПА посетил лично губернатор. Кроме промышленников, по словам Василия Борматова, наиболее тесные деловые контакты у администрации сложились с Союзами зернопереработчиков и фермерских хозяйств.

Пока и эксперты, и предприниматели не решаются комментировать перспективы сотрудничества алтайского бизнеса с исполнительной властью. Они выражают надежду, что со временем лед непонимания окончательно будет растоплен хотя бы потому, что краевым властям невыгодно игнорировать сообщество предпринимателей, которые обеспечивают 25% собственных доходов краевого бюджета. Наблюдатели также подчеркивают, что кризисная ситуация многому научила алтайских лоббистов и проверила их на прочность.

Промежуточные итоги

Несмотря на существующие проблемы, в целом система предпринимательских объединений на Алтае становится более упорядоченной и организованной. Происходит ее диверсификация с одной стороны и укрупнение за счет ассоциированного членства — с другой. На первый план выходят проблемы совершенствования существующих лобби-структур и механизмов взаимодействия, поиск оптимальных размеров, стратегии и пропорций организационного развития.

По словам Владимира Чепеля, важнейшим достижением алтайских лоббистов явилось то, что была создана система взаимодействия власти и бизнеса, которая работала в рамках постоянно действующих институтов (различные межведомственные комиссии, общественный совет по предпринимательству при губернаторе и председателе крайсовета, фонд поддержки малого и среднего бизнеса, Съезд предпринимателей, заседания СПА и АБС и т. д.).

По словам Евгения Роговского, «система сопровождения бизнеса, созданная в крае и имеющая представительства в каждом из 60 районов края, во многом предопределила успехи алтайского бизнеса». Высокий уровень системы поддержки предпринимательства позволил краю в 2002 году выиграть всероссийский конкурс и получить 6,5 млн рублей федеральных средств для создания в Барнауле Центра поддержки предпринимательства, где под одной крышей были бы собраны структуры, оказывающие услуги предпринимательству, а также различные предпринимательские объединения.

По мнению Эдуарда Черченко, «серьезным результатом явилось то, что на всех уровнях власти с нами начали считаться и работать. Мы вхожи в любые кабинеты. Наиболее значимым достижением я считаю то, что в 2002 году нам удалось на уровне краевого закона принять комплексную программу поддержки предпринимательства на три года».

К слабостям алтайского бизнес-лобби, по мнению экспертов, можно отнести то, что в объединениях по-прежнему пытаются решать частные вопросы под флагами борьбы за интересы бизнеса. Не хватает культуры компромисса. Так, за все время существования СПА было всего несколько случаев лишения членства, в то же время, по словам Владимира Чепеля, «текучесть в членском составе АСП всегда имела место. В отличие от промышленников предприниматели более независимы, и несогласие с какой-то позицией союза — частая причина выхода из него».

«К сожалению, зачастую отношения власти и предпринимательства выглядят как монолог, когда власть говорит, что должно делать предпринимательство, при отсутствии обратной связи с одновременным оказанием протекции ограниченному числу доверенных фирм. Иногда этот монолог напоминает перепалку, стороны не слышат друг друга, что не приводит к положительному результату ни для одной из сторон. На мой взгляд, стороны должны преследовать общие интересы: увеличивать количество рабочих мест, повышать качество услуг и товаров, защищать интересы потребителей, решать вопросы социальной защиты, обеспечивать условия для добросовестной конкуренции, снижать административные барьеры и т. д.», — отмечает директор АН «Дом», президент ассоциации риэлтеров Алтайского края Геннадий Малков.

Но все же наиболее слабым звеном бизнес-лобби является слишком большое значение человеческого фактора. Так, много лет строящаяся система взаимодействия оказалась практически полностью парализованной, как только в крае сменился губернатор. Теперь местным бизнес-лобби придется серьезно потрудиться, чтобы реанимировать старую систему или выстроить новую.

Недавно на Алтае состоялся первый семинар «Школы гражданского общества», участники которого, выступая в качестве экспертов при обсуждении форм лоббирования интересов гражданского общества, наиболее продуктивных в Алтайском крае, на первое место поставили «административное давление», на второе — «интриги», на третье — СМИ, а на последние — «механизм откатов» и «подкуп».

«Но ситуация меняется, — уверен Евгений Роговский. — Процесс лоббирования со стороны бизнес-сообщества приобретает более цивилизованные очертания. Оглядываясь на пройденный путь, хочется отметить, что за эти годы мы утратили романтизм, который был присущ нам в начале 90-х годов. Ему на смену пришел здоровый прагматизм, что, наверное, правильно».

Светлана ЧИСТЯКОВА, Барнаул


Comments are closed.

Так же в номере