Главная » Стиль жизни » Попечительский совет — не революция, а эволюция

Попечительский совет — не революция, а эволюция

Интерес бизнеса к жизни и работе новосибирского оперного театра возник не сегодня и даже не вчера. Однако формирование цивилизованного института поддержки потребовало почти года времени, значительных усилий и доброй воли всех заинтересованных сторон. В понедельник, 10 сентября, первое заседание попечительского совета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета состоялось. Совет под председательством губернатора Василия Юрченко собрался в концертном зале театра. Кроме председателя совета и членов управленческой команды театра, на первой встрече присутствовало полтора десятка человек, представляющих разные отрасли новосибирского бизнеса. Директор театра БОРИС МЕЗДРИЧ рассказал корреспонденту «КС» АННЕ ОГОРОДНИКОВОЙ о начале работы совета.

Подготовительный этап

— Подготовка к созданию совета заняла около года — я вернулся в театр в мае 2011 года, и мне понадобилось время, чтобы принять дела, а потом настало лето. Но уже в начале прошлого сезона начались переговоры с губернатором. Мы несколько раз встречались, я рассказывал о том, какова практика в сфере создания попечительских советов в мире и в России, какие проблемы можно решить с их помощью. Принимая решение о создании совета, мы исходили из того, что наш театр публично является городским, несмотря на формальную федеральную принадлежность. В Новосибирске очень благоприятно сложился целый ряд параметров: у нас существует уникальный музыкальный холдинг в составе консерватории, оперного театра и хореографического училища; мы занимаем третье место в стране после столиц по количеству театральных посещений; кроме того, у нас очень просвещенная и взыскательная зрительская среда. Наличие этого музыкального сообщества, сформировавшегося за много десятилетий, накладывает определенные требования, связанные с качеством театральной продукции.

Поддержка премьер

Главная цель существования попечительского совета — дополнительное финансирование новых постановок. У нас достаточно сложная ситуация в финансовом плане, при этом надо учесть, что в театре очень большая сцена, на которой мы ставим полноформатные спектакли, и все это стоит недешево. По масштабам производства мы находимся в одной весовой категории с Большим или Мариинским театрами, у нас те же поставщики с теми же ценами. При этом уровень федерального финансирования на постановочные расходы в 17 раз ниже, чем, например, в Большом, которому к тому же помогает попечительский совет. В последнее время мы ощутили недостаток средств именно для новых постановок, которые должны обеспечивать зрительский интерес и профессиональный рост исполнителей. Чтобы публике было интересно, мы должны выпускать в сезон четыре больших премьеры: две оперы и два балета, плюс малые формы и концертные программы, а также совместные спектакли с консерваторией, в которых мы берем на себя затраты на постановку. Такая широкая разнообразная жизнь требует дополнительных финансовых вливаний.

Фестиваль балета

Второе важное направление — «Сибирский фестиваль балета», который мы провели уже пять раз и который пользуется громадным интересом публики. Министерство культуры РФ немного его поддерживает, но для того чтобы он был действительно разнообразен, чтобы зрители могли видеть широкий круг российских и мировых лидеров балета, необходимо дополнительное финансирование. Мы можем договориться с Большим театром, нашими коллегами и друзьями, чтобы часть их гастрольных проектов добиралась и до нас. Я знаю, что многие театры, которые приезжают в Москву на гастроли, интересуются Новосибирском — нас знают в мире, в том числе по нашим гастролям в Париже, Мадриде, Сеуле. Знают и о нашем прекрасном здании, его хорошем оборудовании.

Другие проекты

Третья позиция, которую хотелось бы, чтобы поддержал попечительский совет, — покупка музыкальных инструментов для оркестра. Это достаточно дорого, но от современного качественного оснащения оркестра во многом зависит качество его звучания. В будущем могут быть еще какие-то проекты. Текущее финансирование обеспечивает заработную плату, содержание и функционирование здания. Но для того чтобы театр держался на хорошем творческом уровне, необходимо системное взаимодействие с общественностью города.

Модель

Опыт таких театров, как Большой, Мариинский, театр Et Cetera, в которых попечительские советы существуют довольно давно и участвуют во всех творческих проектах, успешен. У нас получилась модель смешанного характера: часть положений заимствована из практики Большого театра, часть взята от театра Et Cetera. Все они, безусловно, адаптированы к нашим реалиям, есть ряд собственных идей. Но это только начало. Дальнейшая деятельность совета может менять свой характер по взаимному решению членов попечительского совета, это открытая система.

Как формировался список участников

Формирование попечительского совета проходило экспертным образом, в обсуждении участвовали люди, которые хорошо знают актуальную ситуацию с бизнесом в Новосибирске. Некоторые члены попечительского совета давно неравнодушны к работе театра и уже оказывали поддержку, но эта помощь носила точечный характер. На данном этапе сформировался первый состав попечителей, но в будущем их состав будет расширяться. В состав совета также вошли творческие лидеры театра: главный дирижер Айнарс Рубикис, художественный руководитель балета Игорь Зеленский, главный хормейстер Вячеслав Подъельский.

Повестка дня

До начала заседания мы пригласили членов совета на репетицию оркестра — в большом зале на фоне декораций «Фауста» звучала музыка Бернстайна. Само заседание попечительского совета, существующего в форме общественной организации, длилось около полутора часов: было утверждено положение о попечительском совете, которое мы заранее разослали участникам, согласован его первый состав и обсуждены общие подходы к деятельности. Члены совета обменялись мнениями, общая атмосфера была положительной. Впоследствии мы будем собираться не реже одного раза в квартал, но на начальном этапе, видимо, будем видеться чаще.

Председатель совета

Это первая акция губернатора Василия Юрченко, связанная непосредственно с поддержкой такого общественного начинания. Считаю, что его выступление было мотивированным, не было нюансов, связанных с обязательностью, однако он четко и понятно объяснил, зачем и почему это нужно. Василий Алексеевич очень точно расставил акценты, и присутствующие это услышали. Думаю, для бизнеса попечительский совет может быть важен в том числе и как неформальная площадка для общения с губернатором, и как манифестация собственного уровня развития и социальной ответственности. Постепенно мы движемся к цивилизованному обществу.

Ближний круг

Не могу сказать заранее, но судя по тому, как прошло заседание, попечительский совет обещает превратиться в живое интересное дело. Члены совета будут знакомы с жизнью театра, нашими планами, и это интересно. Думаю, когда при их поддержке будет выпущен тот же «Щелкунчик», они с удовольствием придут в зал со своими семьями и увидят красивый спектакль, тепло принятый публикой. Конкретные результаты работы попечительского совета станут серьезной мотивацией для сотрудничества. Мы разрабатываем особый протокол для членов совета, которые теперь составляют ближний круг театра. Будет особый человек, ответственный за взаимодействие с членами совета, мы будем приглашать их на премьеры, постоянно информировать о важных событиях.

Чистота бизнеса

У меня такая точка зрения: бизнес, если он чистый в том смысле, что не нарушает законности, может принадлежать к любой отрасли. Но чистоту перед законом проверяет не новосибирский театр оперы и балета, а соответствующие компетентные органы. Так что ответственность по поводу чистоты бизнеса, входящего в попечительский совет, на нас не лежит. Если нас захочет поддержать, например, компания, производящая алкоголь, которая действует в соответствии с законом, мы не будем иметь ничего против.

Доверие, как в семье

Мы понимаем, что мы должны обеспечить открытость, представив попечительскому совету ту информацию, которую мы раньше не распространяли просто потому, что не было такой необходимости. Как живет театр, какие источники финансирования и способы распределения средств. Это как в семье — для общения с членами попечительского совета требуется высокая степень доверия. Театр подготовился к этому психологически и организационно.

Творческие идеи приветствуются

В положении о попечительском совете четко оговорено, что творческое планирование и художественная целесообразность тех или иных постановок, репертуарная политика и административное управление театром полностью остаются в ведении театра. Это те сферы, на которые решения попечительского совета не распространяются. Другое дело, что это живая жизнь, и у людей могут появляться интересные идеи. Я не вижу в этом никакой опасности, потому что попечительский совет не может быть художественным советом. Слава богу, мы в театре обходимся без художественного совета, потому что индивидуальная природа творческой театральной деятельности противоречит коллективным формам ее организации. Члены попечительского совета — руководители и первые лица организаций, люди, которые состоялись как лидеры направлений, ответственные за серьезные участки работы, они многое видели и умеют. Конечно, точка зрения каждого из них очень важна. Даже если она будет касаться предложения нового репертуарного названия, мы готовы услышать и обсуждать. Чем больше идей будет возникать, тем лучше, потому что в результате могут получаться неожиданные вещи. И это очень хорошо. Я вообще за идею готов биться «насмерть». Конечно, речь идет о грамотных и хорошо мотивированных идеях.

Социальная ответственность

Мы живем в одной стране, и устройство нашей жизни понятное и ясное. Должен сказать, что некоторые лица, которым тоже было предложено войти в состав попечительского совета, отказались. Их совсем немного, и на встрече губернатор сказал о том, что относится с пониманием к этой ситуации и причинам, по которым люди в данный момент предпочли не входить в совет. Возможно, это большая общественная нагрузка, которая уже есть у компании, или текущее состояние бизнеса. Например, поддержка спорта уже стала привычной частью жизни. Теперь речь идет о поддержке театрального искусства, востребованного населением в высокой степени. Думаю, члены совета, которые уже вошли в его состав, и те, кто вольется позже, понимают, что участие в этой деятельности дает возможность им самим и возглавляемым ими организациям позиционировать себя как любителей профессионального музыкального театра. Средства, направляемые на поддержку новосибирского театра оперы и балета, в конечном счете работают на благо жителей города.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Комментарии членов попечительского совета

Владимир Ворожейкин, председатель Сибирского банка Сбербанка России:

— Новосибирской государственный академический театр оперы и балета, несомненно, является тем брендом, который создает широкую известность Сибири, в том числе в зарубежной культурной среде. Театр вполне можно назвать достоянием Новосибирска, это наша признанная визитная карточка. Так что он, конечно, нуждается в усиленном общественном внимании. Поскольку Сбербанк придает особое значение социальному развитию регионов, поддерживая лучшие культурные, спортивные, образовательные проекты, мое участие в попечительском совете вполне закономерно.

Ну а как зритель я жду в новом театральном сезоне интересных премьер, музыкальных концертов и неожиданных гастролей.

Эдуард Таран, президент «РАТМ холдинга»:

— Попечительский совет — это эффективная, проверенная временем модель взаимодействия власти и бизнеса в поддержку искусства, в качестве яркого примера достаточно упомянуть Большой театр. Для нас, сибиряков, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета — это предмет гордости, наше лицо, и поэтому понятна особая забота о том, чтобы помочь ему более полно раскрыть свой потенциал, чтобы дать этому известному во всем мире творческому коллективу свежие импульсы, способные раскрыть новые таланты. Я рад принять участие в работе только что созданного под председательством губернатора Новосибирской области Василия Юрченко совета, куда вошли представители власти, крупного бизнеса, общественные деятели города и области. Уверен, что в результате общих усилий, инициатив и поиска путей решения насущных вопросов мы сможем развивать наш уникальный, хранящий традиции высокого искусства театр, приносящий огромную радость и незабываемые впечатления любителям классики во всем мире.

Отмечу, что в своей деятельности совет будет руководствоваться исключительно целями и интересами людей искусства. Мы ждем их инициатив, их предложений, экспертных оценок, которые в совокупности с возможностями и доброй волей всех участников совета обязательно принесут свои плоды, и наши мастера искусств еще не раз приятно удивят новосибирцев, а также ценителей оперы и балета во всем мире блестящими постановками, концертами и новыми именами.



Comments are closed.

Так же в номере