Главная » Спецвыпуск » В Омске сделали "Кузбасс", чтобы быстрее возить кузбасский уголь

В Омске сделали «Кузбасс», чтобы быстрее возить кузбасский уголь

Уникальный для российской железной дороги транспортный терминал представит коллегам руководство Западно-Сибирской железной дороги на проходящей в регионе ассамблее начальников отделений железных дорог России. На станции Входная Омского отделения ЗСЖД введен в строй механизированный пункт подготовки вагонов (МППВ), позволяющий без расцепки вести ремонт одновременно двух составов из 72 полувагонов каждый. По оценкам специалистов, терминал МППВ позволит увеличить пропускную способность магистралей, что в условиях акционирования отрасли крайне важно.

«Кузбасс» поможет ускорить перевозку угля. Фото Игоря УМНОВА

В первом полугодии 2003 года общий грузооборот железнодорожных составов, проходящих через Омск, увеличился более чем на 20%. По мнению начальника Омского отделения ЗСЖД Анатолия Регера, этот показатель продолжит расти, что связано с увеличением добычи угля в кузбасском бассейне. При этом к 2005 году объемы добычи достигнут 140 млн тонн в год, и значительная часть угля пойдет на металлургические заводы Урала. Поэтому, по словам Анатолия Регера, железнодорожники с прошлого года начали готовиться к росту нагрузок на магистрали ЗСЖД: уже восстановлено двустороннее движение по среднесибирскому пути Транссиба, что позволило пропускать в направлении Кузбасс-Казахстан-Южный Урал и обратно 55 пар поездов в сутки; решена и другая проблема — подготовка полувагонов под уголь.

Еще один путь увеличения пропускной способности магистралей — повышение скорости ремонта подвижного состава. Дело в том, что сегодня более 40% полувагонов, подаваемых под погрузку, требуют технического обслуживания — ремонта кузовов, уплотнения прилегания люков, замены фрикционных клиньев и т.д. Для этого и предназначен возведенный на станции Входная механизированный пункт подготовки вагонов, техническое оснащение которого, по оценке замминистра путей сообщения Владимира Пустового, является самым современным в России.

Терминал МППВ имеет два пути по 1400 м и способен одновременно принять два состава по 72 вагона каждый. Комплексно готовит под погрузку без расцепки вагонов до 20 составов в сутки. Оснащен шестью ремонтными машинами портального типа «Кузбасс» и тремя мобильными модулями «Омичка».

Работа на терминале строится следующим образом. Предварительно через автоматизированную систему управления на МППВ подается информация о состоянии вагонов и их неисправностях, выявленных на подходах к станции. На ее основании в парке приема осуществляется сортировка, и на прилегающих к терминалу путях из нуждающихся в ремонте вагонов формируются составы, которые подаются в ангар, где и попадают «в руки» нескольких агрегатов, способных выполнить все необходимые ремонтные работы.

Для крупнейшего на Транссибе МППВ в Омске решили создать свои уникальные ремонтные машины и привлекли к их разработке инженеров оборонных предприятий города во главе с бывшим главным конструктором «Омсктрансмаша» Виктором Ашиткиным. За год группа под его руководством создала вагоноремонтную машину портального типа «Кузбасс», значительно более производительную и простую в эксплуатации, чем ее аналог «Донбасс». Изготовили новый агрегат в дорожных ремонтно-механических мастерских с участием десятка предприятий омского ВПК. По словам Виктора Ашиткина, с помощью «Кузбасса» удалось впервые механизировать работу с люками и торцовыми дверями — это самые распространенные операции при ремонте полувагонов. Для этого используются мощные гидравлические устройства и изобретенный омичами механизм правки дверей, названный «крабом», который опускается сверху в полувагон и производит двустороннюю обжимку двери. В «Омичке» также применено навесное оборудование, упрощающее доступ к внутренним частям вагона и межвагонному пространству. Использование новых технологий и механизмов дало возможность производить ремонт 144 полувагонов за 2,5 часа, тогда как в депо аналогичная работа занимает около двух суток.

Достижение проектной мощности МППВ на Входной — 720 отремонтированных вагонов в сутки — ожидается к концу года. По оценкам специалистов, пуск терминала повысит протяженность гарантийных участков следования грузовых составов до 1160 км в западном направлении и до 1250 км — в восточном.

Кроме того, на юге Омской области ведется строительство завода по ремонту колесных пар, который полностью обеспечит потребности ЗСЖД, а на «Омсктрансмаше» идет освоение производства запчастей для полувагонов.

Игорь СПИРИДОНОВ, Омск


Comments are closed.

Так же в номере