Главная » Спецвыпуск » В "железной" связке

В «железной» связке

Железная дорога в экономике сибирских регионов занимает одно из ведущих положений. От состояния железнодорожного хозяйства напрямую зависят торговые, коммуникационные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации. Дорога обеспечивает большой объем налоговых поступлений в бюджеты территорий, поэтому проблемы развития отрасли волнуют региональные власти не меньше, чем самих железнодорожников. О влиянии железной дороги на жизнь сибирских регионов, об отношениях власти и руководства ЗСЖД рассказывают губернаторы Омской и Кемеровской областей — ЛЕОНИД ПОЛЕЖАЕВ и АМАН ТУЛЕЕВ.

Леонид Полежаев:
«Мы поддерживаем друг друга»

— Леонид Константинович, какое место занимает железная дорога в экономике Омской области?

— Железная дорога — одна из главнейших составляющих экономического развития региона. Как и другие города Сибири, расположившиеся вдоль Транссиба, уже более века Омск напрямую зависит от количества и качества железнодорожных перевозок. Дорога вносит в бюджет около 390 млн рублей налоговых платежей, обслуживает 2216 км главных путей, ежесуточно вывозит 30 тыс. тонн грузов, разгружает свыше 500 вагонов. В штате организации трудятся более 16 тыс. человек; средняя зарплата к июлю нынешнего года составила свыше 6 тыс. рублей. Кроме того, рост железнодорожных мощностей означает для нас новые рабочие места, новый импульс в развитии производства.

— Как строятся отношения между обладминистрацией и руководством Омского отделения ЗСЖД?

— Между нами существуют хорошие деловые отношения и взаимовыгодное сотрудничество. Главным механизмом, регулирующим этот процесс, является Соглашение о взаимодействии. За период действия этого документа с участием обладминистрации проведена реконструкция восьми вокзалов, построены современные вокзалы в поселках Москаленки и Марьяновка, полным ходом идет строительство вагоноколесных мастерских на станции Иртышской, введен в эксплуатацию механизированный пункт подготовки вагонов на станции Входной.

Мы стремимся поддерживать друг друга. Администрация берет на себя огромное финансовое бремя, принимая на баланс объекты жилья, соцкультбыта, школы, больницы. И самое главное — администрация компенсирует убытки железной дороги, возникающие вследствие госрегулирования тарифов. В 2003 году предусмотрены выплаты 50 млн рублей (из которых 37 млн рублей составят компенсации от регулирования тарифов, а 13 млн рублей — возмещение потерь от предоставления льгот некоторым группам социально незащищенных граждан).

— Что, на ваш взгляд, мешает более успешному развитию отрасли?

— Самая большая проблема на сегодня — регулируемые государством заоблачно высокие тарифы на энергоносители, которые никак не соответствуют реальным процессам в экономике Сибири и отдаленных от центра регионов. Уверен, что в отношении российских территорий требуется дифференцированный подход. Дорожные расходы делают сегодня любую продукцию, вывозимую из сибирских областей, неконкурентоспособной. Исключение составляют, пожалуй, только нефть, газ и уголь. Правительство должно установить такие преференции, которые создавали бы нормальные условия для развития предпринимательства. Себестоимость железнодорожных перевозок растет, значит, федеральный бюджет должен взять на себя часть затрат на снижение пошлин, тарифов, как это было в России до 1910 года, когда существовал так называемый «челябинский перелом». До Челябинска действовал один железнодорожный тариф, а дальше, вглубь Сибири, он был вдвое ниже. И все это работало на развитие экономики, стимулировало ввоз инвестиций в сибирские регионы.

Аман Тулеев: «Бизнес и власть объединились
для развития транспортной инфраструктуры»

— Аман Гумирович, как повлияет рост добычи кузбасского угля на работу железной дороги?

— Как известно, за последние пять лет горняки Кузбасса увеличили объем добычи угля с 94 млн тонн в 1997 году до 132 млн тонн в 2002 году. К 2005 году мы будем добывать уже 150 млн тонн в год, а к 2010-му — 170 млн тонн. Прирост планируем за счет освоения наших крупнейших угольных месторождений — Уропско-Караканского, Ерунаковского и Талдинского. Конечно, с увеличением добычи угля возрастает и потребность в его перевозке: мало уголь добыть, его еще надо вывезти с месторождения, доставить до потребителя. Однако перерабатывающие и пропускные способности станций небезграничны, поэтому нужно в ускоренном режиме развивать и совершенствовать технологии их работы. В последнее время мы многое сделали по объединению усилий железнодорожников и промышленных предприятий, особенно угольных, по развитию транспортной инфраструктуры. В октябре 2002 года мы вместе с начальником ЗСЖД Александром Целько и руководителями наших крупнейших угольных компаний подписали «Программу развития и совершенствования технологии магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период до 2005 года». Такая программа принята впервые в России!

— Какие меры предусматривает эта Программа?

— За счет совместных действий будут значительно усилены пропускные и провозные способности перегонов Среднесибирского хода и Кузбасского отделения дороги, увеличены перерабатывающие способности железнодорожных станций Терентьевской, Мереть, Ускатской, Соколовской, Убы. А также ускорено выполнение технических и погрузочно-разгрузочных операций. Самое главное, Программа предусматривает вложение инвестиций в развитие железнодорожного транспорта как МПС РФ, так и частными угольными компаниями. Это вообще уникальнейший случай для российского бизнеса: впервые частный капитал и бюджетные средства объединены для решения задач государственного масштаба. За 2002-2005 годы на развитие железнодорожного транспорта в нашем регионе будет инвестировано 5,2 млрд рублей. Из них МПС взяло на себя обязательства выделить 4 млрд 51 млн рублей, угольные предприятия — 1 млрд 181 млн рублей.

— Есть ли уже первые результаты Программы?

— На сегодняшний день железнодорожники вложили уже 1,5 млрд рублей, а угольщики — 400 млн рублей. На эти деньги в 2002 году построили углесборочную железнодорожную станцию Уба и железнодорожный выход с Караканского угольного района на станцию Мереть. Построен подъездной путь от станции Тыхта до станции Терентьевской. Введена электрическая централизация на станции Ускатской. 29 июля мы торжественно открыли электрифицированное движение на новом железнодорожном участке от станции Ускатская до станции Красулино. Пуск станции Ускатской и перегона Ускатское-Красулино даст возможность увеличить погрузку угля с Талдинского примыкания до 1200 вагонов в сутки (раньше — 600 вагонов). Эти два железнодорожных выхода обеспечивают нам увеличение объемов вывоза угля шахт Восточного Кузбасса на 18 млн тонн угля. В этом году также сдали в эксплуатацию железнодорожный выход с разреза Калтанский на станцию Сарбала.

— Как строятся отношения дороги и властей Кузбасса?

— Хочу поблагодарить руководство ЗСЖД за активное и заинтересованное участие в решении социальных программ Кузбасса. Вот уже пятый год подряд в летний период по соглашению с администрацией области и МПС железная дорога предоставляет льготный проезд для наших пенсионеров на пригородных поездах. Кроме того, у нас действует соглашение, по которому кузбасские дети организованно выезжают в российские здравницы и на море. Только за май-август этого года к местам отдыха и обратно было перевезено свыше 6 тыс. наших ребятишек.

— Как в целом вы оцените роль железной дороги в экономике региона?

— Сегодня это арматурный каркас, который обеспечивает жизнедеятельность страны, обороноспособность государства, поддерживает реальные экономические и социальные связи между регионами. Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место в мире по эксплуатационной протяженности дорог (125,9 тыс. км — это 7% мировой сети), третье место по грузообороту (после Китая и США) и пассажирообороту (после Японии и Индии). Для Сибири железная дорога имеет особое значение. На карте нашей страны хорошо видно, как тесно связана экономика Сибири со стальными магистралями России. Все крупные города, буквально как бусы в ожерелье, нанизаны на Транссиб.



Comments are closed.

Так же в номере