Главная » Финансы » «Проблема регионов — низкий уровень «банкаризации» населения»

«Проблема регионов — низкий уровень «банкаризации» населения»

Юлия ДАНИЛОВА

 

Прошел год с момента прихода на новосибирский финансовый рынок Русского Банка Развития (РБР), который сразу заявил о своей агрессивной политике по освоению новых территорий и о намерении не пренебрегать демпингом для привлечения новых клиентов. О том, оправдал ли себя этот метод, а также о специфике развития регионального банковского рынка, которая обозначилась в ходе работы кредитной организации в Сибири, корреспонденту «КС» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ рассказал председатель правления банка СЕРГЕЙ ИВАНОВ.

— Как изменился рынок Сибири за год — с того периода, как вы пришли в округ? Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы развития банковского рынка — «рынка регионообразующих городов» Сибири, отдельных территорий округа?

— Рынок стал еще более плотным. Если не ошибаюсь, всего на рынке Новосибирской области суммарно действуют около 60 местных банков и филиалов иногородних банков. Согласно статистике, область занимает 13-е место в России по числу действующих кредитных организаций. На фоне серьезной конкурентной борьбы происходит дальнейшая либерализация условий обслуживания в пользу клиентов, что в свою очередь снижает рентабельность коммерческого банкинга в регионе. Вырос рынок кредитования физических лиц — почти в два раза по объему, но произошло существенное снижение средних эффективных ставок. По нашим данным, примерно на 6% годовых. Резко увеличилось количество банков-участников на этом сегменте рынка: на нем сейчас работают практически все задействованные в регионе банки. Продолжился рост депозитов населения с тенденцией дальнейшего роста доли срочных вкладов. Здесь нет ничего удивительного — это все общестрановые тенденции. Каких-то особенностей, характерных именно для рынка Новосибирской области и только, мы не выявили. Проблемой же, причем общей для большинства территорий России, является низкий уровень «банкаризации» населения, ограниченный доступ к банковским услугам и слабое конкурентное предложение: Сбербанк занимает лидирующие позиции.

— Планируете ли продолжать региональную экспансию в Томск и Омск? На каких условиях? Какие города вам еще интересны? Как идет развитие сети допофисов?

— Мы агрессивную экспансию пока и не начинали, мы пока формируем региональное присутствие. В настоящее время мы активно обсуждаем и анализируем целесообразность нашего прихода в Томск, проводим консультации с томскими клиентами, делаем расчеты. Помимо Томска, в ближайшее время нас будут интересовать еще 4–5 регионов.

Недавно Русский Банк Развития подписал соглашение о стратегическом партнерстве с Ярославским коммерческим банком социального развития (Ярсоцбанком) — мы приобрели 19% акций банка. Ярсоцбанк — устойчивый лидер регионального рынка, с долей в 20% занимает второе место после Сбербанка на основных рыночных сегментах области. Таким образом, как и было заявлено ранее, РБР приступил к созданию банковской группы федерального уровня.

— Оправдывает ли себя ваша стратегия прихода на новые рынки: «Мы не вписываемся — мы завоевываем»? Использовали ли вы демпинг и насколько эффективным оказался этот механизм?

— Да, стратегия себя оправдывает — за счет ее реализации и живем. В Москве оправдала себя полностью, эта же стратегия реализуется в Самаре, причем весьма успешно. Наш Самарский филиал стал заметным игроком на рынке, завоевал уважение в среде коллег и клиентов, превратился в престижного работодателя. Новосибирский филиал пока только набирает обороты в силу своей молодости и ряда объективных и субъективных причин.

— Оправдались ли ваши ожидания по освоению новосибирского рынка? Можете ли вы дать оценку клиентов-заемщиков?

— Мы пока находимся в поиске и относимся к этому спокойно. Все это время мы искали оптимальное решение по кадрам, по продуктам и сервису услуг, приемлемых для Новосибирска. И сейчас управленческая команда, работающая в филиале, нас устраивает. А комплексное рыночное предложение РБР позволяет с уверенностью смотреть в будущее.

Что касается клиентов-заемщиков, то прежде всего бросается в глаза их «избалованность»: они приучены к очень либеральным условиям кредитования. Причем как по ставкам, так и по условиям обеспечения.

— Каковы результаты работы филиала? Чем была вызвана смена руководителя филиала?

— За прошедший год банку удалось привлечь таких заметных локальных клиентов, как ЗАО «Новосибирская служба спасения», ООО «Фирма «Завод торгового оборудования», ООО «ЛУКА« и ООО «Фарм-Про». Это говорит о многом. А в ближайшей перспективе мы планируем активно осваивать рынок современных розничных технологий.

Что касается смены руководителя филиала, то прежний управляющий Олег Пинус просто решил попробовать себя в других областях бизнеса, и мы уважаем его решение. Недавно РБР привлек к сотрудничеству профессионала высокого уровня Сергея Мазанько. Он хорошо известен в банковских кругах региона, понимает и знает специфику работы банковской системы. И поскольку в стратегические планы банка входит развитие филиальной сети РБР, уверен, что привлечение менеджера с таким опытом работы и амбициями только укрепит репутацию банка в Новосибирске и регионе.

— Наблюдаете ли вы обострение конкуренции на местном банковском рынке? В чем это заключается?

— По насыщенности рынка конкуренция, по-моему, обострена почти до предела. Реально конкуренция имеет одно основное проявление, а именно — ценовое. Как и должно быть, продуктовая конкуренция постепенно сходит на нет. Мало кто может предложить какой-то уникальный продукт. Тем не менее совершенствование имеющегося продуктового ряда — стратегическая задача развития бизнеса. Например, мы намерены осенью запустить кредитование населения на приобретение подержанных автомобилей на авторынке «Столица». В целом, конечно, это тот же продукт — «потребительское кредитование» — ничего принципиально нового, просто иная разновидность кредита, другая «упаковка». Однако место, выбранное нами для реализации проекта, уникальное! Единственный сегмент с точки зрения конкуренции, где еще «конь не валялся», — это сервис. Его на банковском рынке Новосибирска практически нет. И это, конечно, шанс для нас. Важно теперь его использовать.

— Как «пошли» на местном рынке новые продукты, разработчиками которых был ваш банк: револьверное кредитование, «ТелеЧЕК«, »Мини-банк« и т. д.?

— Массированным продвижением этих продуктов филиал практически не занимался, но зато успешно развивал проект »Мини-банк«: на том же авторынке уже построен и в ближайшее время, осенью, будет открыт допофис в формате »Мини-банк«, но под вывеской Русского Банка Развития. Так что скоро у нас и допофис в Новосибирске появится. Он будет предлагать стандартную линейку продуктов для физлиц: кредиты, депозиты, переводы, обмен валюты, пластиковые карты. Мы приняли решение не запускать брэнд »Мини-банк« в Новосибирской области, поскольку вести одновременно два брэнда нелегко. Но, повторюсь, прогрессивный современный формат отделения, присутствующий в московских отделениях сети «Мини-банк», сохранен полностью.

Осенью мы планируем более активно заняться продвижением розничных продуктов РБР, например, таких как платежные карты с привилегированным периодом кредитования под 0% годовых (grace period). Карты с grace period — новый продукт на новосибирском рынке пластиковых карт, и филиал «Новосибирский» станет первым и пока единственным банком, который предоставляет такую услугу.

— Участвуете ли вы в крупных инвестиционных проектах на территории Новосибирска, округа? Если да, то расскажите о них; если нет, то почему?

— До тех пор, пока мы не будем удовлетворены развитием нашего профильного бизнеса на территории города и области, об инвестиционных проектах речи не будет. Признаюсь, мы вообще нечасто участвуем в проектах вне классического банковского бизнеса. Тем не менее некоторые сегменты в Новосибирске выглядят очень и очень соблазнительно. Например, торговая и коммерческая недвижимость.

— Дайте прогноз развития банковского рынка Новосибирска, Сибири.

— В Новосибирске — дальнейший рост конкуренции, проявляющейся в «ценовых войнах«, вплоть до приближения к уровню рентабельности, прежде всего на сегменте кредитования корпоративных клиентов. Сейчас средневзвешенная процентная ставка по кредитам предприятиям по области, по моим сведениям, составляет менее 17%. Через год будет 15,5–16%, а это уже близко к пределу для коммерческих банков. В 2006–2007 гг. — еще более стремительный рост рынка потребительского кредитования, можно прогнозировать утроение объемов за этот период. Очень скоро банки должны будут выйти за пределы столицы области и направиться сначала в райцентры, а потом и в другие города. По области в целом будет продолжаться рост активов банковской системы — на 30–40% в год. Активность предприятий в размещении депозитов будет невысока и даже будет снижаться.

— Каковы планы развития вашего банка в СФО?

— В 2006 году — возможно, Томск, и то при принятии положительного решения. Далее не исключен выход в районные центры Новосибирской области допофисами формата сети отделений «Мини-банк» в расчете на физических лиц и малый бизнес.



Comments are closed.

Так же в номере