Главная » Стиль жизни » «Победа уважительного диалога над агрессией»

«Победа уважительного диалога над агрессией»

Опера «Тангейзер» за последние недели стала одним из самых обсуждаемых тем в Новосибирске. 10 марта мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административное делопроизводство в отношении директора оперного театра Бориса Мездрича и режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина, которые обвинялись в оскорблении чувств верующих. Можно ли считать это разрешением конфликта или об этом пока говорить рано, разбирался «КС».

Напомним, что дела в отношении директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина за постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» были возбуждены новосибирской прокуратурой 24 февраля. Митрополит новосибирский и бердский Тихон обратился в прокуратуру с заявлением о том, что в опере публично оскверняется предмет религиозного почитания в христианстве — евангельский образ Иисуса Христа. По данным источников «КС», одним из ключевых идеологов обращения также является глава епархиального отдела по взаимоотношениям церквии общества Александр Красов.

Свою оценку ситуации дал и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. По его словам, ситуация с «Тангейзером» находится «на изломе несоответствий в законодательстве: с одной стороны, законодательно невозможно оценивать творчество с этической точки зрения, с другой — были задеты чувства верующих». «Органы власти будут вынуждены участвовать в оценке нравственных принципов. Эти принципы нарушены. Как регулировать взаимоотношения, необходимо решать», — отметил губернатор. Он подчеркнул, что в постановке «допущены элементы безнравственности».

Заседание по делу состоялось 10 марта. На нем были озвучены результаты экспертизы оперы, подготовленной доцентами кафедр религиоведения МГУ и РГГУ. «В постановке нет предметов религиозного почитания, богослужебной литературы. Эмблемы и знаки, представляющие мировоззренческую символику, в постановке есть, однако они не портятся и не уничтожаются», — приводит ТАСС выдержку из зачитанного на заседании суда заключения, подготовленного доцентами кафедр религиоведения МГУ и РГГУ Владимиром Винокуровым и Борисом Фаликовым. Таким образом, экспертиза не нашла оскорбления чувств верующих в «Тангейзере». В результате мировой судья Екатерина Сорокина вынесла 10 марта следующий вердикт: «Производство по делу в отношении Бориса Мездрича прекратить за отсутствием события правонарушения». Позже делопроизводство было прекращено и в отношении Тимофея Кулябина.

12 марта свое публичное заявление по рассматриваемому вопросу сделал сам Тимофей Кулябин, выразив надежду на то, что полученный опыт поможет избежать другим деятелям культуры аналогичных конфликтов: «Теперь я могу прокомментировать ситуацию не в рубрике «Речь обвиняемого», и это главная победа профессионального сообщества, которая меня воодушевляет и радует. Поскольку нет ничего более унизительного, чем объясняться перед судом и следствием за свое произведение. Я очень надеюсь, что эта волна профессиональной и общественной поддержки, как и постановление суда, позволят избавить многих моих коллег по цеху от подобного рода инцидентов».

По словам режиссера, провокация не являлась целью спектакля: «Еще раз хочу подчеркнуть, что все художественные решения, родившиеся в работе над постановкой, были продиктованы исключительно содержанием оперы Вагнера, которое я пытался донести до зрителя. Там не было провокации или желания намеренно скандализировать публику. И когда я говорю, что решение суда было справедливым, в этом нет ни толики лукавства, поскольку обвинения были абсурдными и бездоказательными». «Это победа не конкретного спектакля, и не конкретного режиссера, но победа уважительного диалога над агрессией, победа здравого смысла над ультрарадикализмом», — подчеркивает Тимофей Кулябин.

Также режиссер признал, что споры вокруг постановки еще впереди, но «сам факт того, что никто из участников этой дискуссии не будет находиться под угрозой административного и уголовного преследования, — это принципиально важная ступень в становлении современного российского искусства».

И действительно, ставить точку в этом вопросе пока рано. Православные активисты продолжают настаивать на возбуждении уголовного дела против Тимофея Кулябина и немедленном взятии его под стражу, обвиняя в экстремизме.



Comments are closed.

Так же в номере