Главная » Стратегии успеха » Ставка на экспансию

Ставка на экспансию

ПРОФИЛЬ — СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Ставка на экспансию

Год назад компания «Сибирьтелеком» решила постепенно отказываться от NMT-активов в пользу стандарта GSM. Аналитики оценивают результаты работы оператора положительно. Однако замечают, что планы дальнейшей экспансии «Сибирьтелекома» «не кажутся реальными» и при прочих равных условиях компания вряд ли сможет противостоять «большой тройке».

По оценкам агентства ACM-Consulting, ОАО «Сибирьтелеком» является шестым по величине оператором сотовой связи в России и занимает третье место в Сибирском федеральном округе.

По информации, предоставленной J’son & Partners, в течение 2003 года общее количество абонентов сотовой связи «Сибирьтелекома» увеличилось в 2,7 раза и составило более 507 тысяч абонентов. Рост совокупной абонентской базы «Енисейтелекома», «Байкалвесткома», «Саянтелекома» и структурного подразделения СТК в Республике Бурятия в 2003 году составлял 240%.

Отказ от развития NMT-активов (покупателем сетевых пакетов, оцененных в 700 тысяч долларов, в ближайшее время выступит «МС-Директ») и решение по продаже пакетов в дочерних компаниях представители ОАО «Сибирьтелеком» считают обоснованными и своевременными. По словам коммерческого директора «Сибирьтелеком» Ивана Дадыкина: «Данное решение было принято на уровне ОАО «Связьинвест» после анализа тенденций развития рынка мобильной связи в мире и в России».

Кроме того, приоритетным направлением в части приложения финансовых и организационных ресурсов «Сибирьтелекома» является развитие стандарта GSM, модернизация NMT-сетей на базе стандарта IMT-MC-450 считается бесперспективным. Что касается средств, вырученных от продажи NMT-активов, то они, наряду с заемными и собственными денежными ресурсами компании, а также средствами, полученными от продажи доли ЗАО «Сибирские сотовые системы-900», будут использоваться в качестве источников финансирования для развития сетей GSM».

По словам опрошенных «КС» аналитиков, продажа активов NMT позволит компании сконцентрировать усилия на развитии GSM-сетей, входящих в МРК. «Решение о продаже пакетов акций NMT-активов обоснованно, — считает аналитик агентства MForum.ru Алексей Бойко. — Компания разом избавилась от убыточных на сегодняшний день активов, получила некоторые средства, которые сможет направить на развитие более успешных направлений бизнеса». Например, в наиболее привлекательные с точки зрения конкуренции регионы, в которых представлены GSM-«дочки» «Сибирьтелекома». «В настоящий момент, — по мнению аналитика J’son & Partners Оксаны Панкратовой, — таковыми являются Красноярский край и Кемеровская область, где присутствует по два федеральных оператора. В связи с отсутствием третьего федерального игрока уровень конкуренции в этих субъектах Федерации пока недостаточно высок».

«Несмотря на это, — замечает Оксана Панкратова, — не исключено, что в кратко- и среднесрочной перспективе GSM-«дочки» «Сибирьтелекома» («Енисейтелеком», «Байкалвестком», «Саянтелеком», «СТеК GSM», а также структурные подразделения в Хакасии и Бурятии) смогут реально противостоять лидерам сотового рынка.

Усилить конкурентные преимущества «Сибирьтелекома» могут наличие у большинства дочерних компаний (кроме «СТэКа») преимущества в виде уже развитой сети, что дает локальным операторам фору во времени, наличие внутрисетевого роуминга, возможность проводить грамотную маркетинговую политику и внедрять новые дополнительные услуги. Отсутствие перечисленных составляющих, напротив, может привести к ослаблению конкурентных преимуществ».

ИВАН ДАДЫКИН, коммерческий директор ОАО «Сибирьтелеком»: «Мы, как и любой другой оператор нефедерального масштаба, теряем некоторую часть доходов от роуминга. Но конкуренция с операторами «большой тройки» — задача не из легких: у федеральных операторов есть преимущество в виде общероссийского брэнда и наличия существенных финансовых ресурсов для развития своих сетей».

«Смотря что подразумевать под реальным противостоянием, — говорит Алексей Бойко. — В долгосрочной перспективе региональные компании вряд ли смогут противостоять федеральным сетям, использующим эффект масштаба и различного рода синергию. В среднесрочной перспективе есть возможность нишевого существования и даже конкуренции с федералами в тех регионах, где «дочки» «Сибирьтелекома» успели построить достаточно мощные сети. Помочь могут, вероятно, запуск единого брэнда для всех компаний сотовой связи «Сибирьтелекома», умелое следование политике защиты затрат при одновременном активном наращивании территории покрытия, введение единого роумингового пространства».

«Переход к единой торговой марке разумен и приемлем на пути консолидации, — считает Иван Дадыкин. — Однако этот шаг требует детальной и всесторонней проработки. В «Сибирьтелекоме» возможность введения корпоративной торговой марки обсуждается, но говорить о точном времени перехода к единому брэнду всех дочерних компаний «Сибирьтелекома» пока рано. Наши компании известны в своих регионах, и нам незачем становиться в один ряд с начинающими операторами, только раскручивающими свои брэнды. Местное, уже знакомое название дочерних компаний «Сибирьтелекома» помогает абонентам сориентироваться».

Согласно инвестиционной программе, в 2004 году «Сибирьтелеком» намерен вложить в развитие сотовых активов свыше $60 млн и увеличить свое присутствие на рынке Сибирского региона к 2006 году до 25%. Впрочем, по прогнозам J’son & Partners, при самом оптимистичном варианте развития сотовых активов «Сибирьтелекома» к концу 2006 года этот оператор сможет увеличить свою текущую долю с 18% до 22%. Притом что объем рынка сотовой связи Сибири на конец 2006 года должен составить более 8 миллионов абонентов (примерно 10% всего российского рынка).

Однако эксперты относятся к возможности реализации этих планов скептически. «Планы не кажутся реальными, — комментирует Алексей Бойко. — Объемы вложений вряд ли можно признать достаточными для этой масштабной цели. Вероятнее другой сценарий — продажа «Сибирьтелекомом» своих сотовых активов одному из федеральных операторов, скорее всего МТС».

«Сибирьтелеком» не может рассчитывать на серьезную долю рынка даже в отдаленной перспективе, — комментирует ситуацию пресс-секретарь МТС в Новосибирске Антон Калтыгин. — Хотя он может стать заметным «нишевым» оператором, если сконцентрирует свои усилия на узких сегментах рынка, сформировав для них пакет своих конкурентных преимуществ».

«Основная борьба на рынке сотовой связи СФО будет идти между тремя ведущими операторами, — считает директор по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «БиЛайн GSM») Михаил Умаров. — Локальные и межрегиональные операторы не могут составлять глобальную конкуренцию лидерам рынка. Тем не менее при освоении регионов мы учитываем местных операторов и планируем конкурировать с ними качеством сервиса, охватом территории, существенно большими возможностями по предложению новых продуктов и более известными брэндами. Все эти качества являются важными для клиента при выборе оператора».

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере