Главная » Политика » "Нам предстоит изыскивать резервы"

«Нам предстоит изыскивать резервы»

За прошедший год в Кузбассе заметно укрепились позиции регионального отделения политической партии «Единая Россия», причем произошло это после того, как в середине 2006 года региональное отделение возглавил председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Геннадий Дюдяев. О причинах такой активности «единороссов» в Кузбассе, а также об итогах работы областных законодателей в 2006 году ГЕННАДИЙ ДЮДЯЕВ рассказал корреспонденту «КС» ОЛЬГЕ ГУЛИК.

Фото Вадима ГОЛУБИНА

— Геннадий Тимофеевич, как вы оцениваете итоги работы Совета народных депутатов Кемеровской области в 2006 году?

— Наша законодательная деятельность в первую очередь была направлена на реализацию положений послания губернатора Кемеровской области Амана Тулеева на 2006 год. А в нем ключевым мотивом было повышение благосостояния кузбассовцев, повышение качества жизни. Деятельность всех комитетов и облсовета в целом была направлена на то, чтобы в полной мере поддержать действия исполнительной власти. И сегодня уже совершенно очевидно: год для кузбассовцев был удачным, можно говорить о том, что правильно были определены приоритеты на прошедший год и меры по их реализации.

— Какие из принятых в 2006 году облсоветом документов вы считаете основными?

— Один из основных моментов, которые нам пришлось в своей деятельности учитывать, — это, безусловно, реализация приоритетных национальных проектов. Кстати, дополнительно к четырем национальным проектам у нас действует еще один — кузбасский проект «Культура». Основными же документами из тех, которые мы приняли в 2006 году, я считаю программу развития Кемеровской области до 2010 года и закон об инвестиционной привлекательности.

Кроме того, в бюджетном послании на 2006 год впервые губернатором так масштабно была заявлена тема экологии. Больших положительных перемен при переходе к рыночной экономике в решении экологических проблем не получилось. Конечно, работа на этом направлении шла и раньше, вкладывались существенные средства, но вопрос в том, насколько рационально эти средства использовались. И до сих пор многие вопросы экологии и природопользования не урегулированы на федеральном уровне, а областной законодательный орган решать эти вопросы не вправе по статусу.

— Обычно облсовет очень тщательно прорабатывает принимаемые документы, но в 2006 году в одном случае кузбасские депутаты сознательно пошли на конфликт с федеральным законодательством…

— Действительно, мы сознательно создали такую ситуацию, когда наш областной закон, принятый раньше федерального, вступил в противоречие с прежним федеральным законодательством, касающимся игорного бизнеса. Но мы руководствовались в первую очередь интересами жителей области. И пока не был принят федеральный закон, нам удалось «отыграть» в судебном порядке один очень важный момент — о местах размещений игровых автоматов. Здесь следует отметить, что, к сожалению, не во всех городах было исполнено «отыгранное» решение, но мы будем этого добиваться. После чего мы обратились в Госдуму с тем, чтобы ускорить принятие федерального закона об игорном бизнесе. И насколько мне известно, подобные обращения в Госдуму были и из других субъектов Федерации.

— Заметным событием прошлого года стало и то, что в июле вы были избраны секретарем политсовета регионального отделения «Единой России» — после этого партия в области гораздо быстрее стала «набирать обороты».

— Следующий год — год выборов. И мы исходили из того, что в Государственную думу из Кузбасса должны прийти те, кто себя уже зарекомендовал практическими делами, у кого есть опыт профессиональной законодательной деятельности, кто при любом раскладе будет ощущать себя кузбассовцем. За полгода после перемен в руководстве регионального отделения «Единой России», после моего избрания секретарем регионального отделения, например, у нас в полтора раза выросла численность отделения, и сейчас она составляет около 16 тыс. человек. Перед нами поставлена задача по сохранению преемственности в составе Государственной думы — именно в этом ключе мы и будем работать дальше. Еще одна из задач «Единой России» в регионе — реализация национальных проектов с учетом региональной специфики.

— Связано ли ускоренное укрепление позиций «Единой России» в регионе с тем, что теперь выборы в Госдуму будут проходить не по мажоритарной, а по пропорциональной системе?

— Там, где сильная власть и есть к ней доверие, выборы можно проводить по любой схеме, и можно выдвигать тех людей, которые о себе уже заявили конкретными делами.

— Собираетесь ли вы сотрудничать с партией «Справедливая Россия»?

— Нам нет никакой нужды накануне выборов объединять свои усилия с усилиями других партий. Мы — самодостаточная сила. На выборы мы будем идти полностью самостоятельно, но рассчитываем при этом, что нас поддержат не только члены партии, не только наши сторонники, но и многие из тех, кто ни о каких партийных пристрастиях не заявлял. Мы позиционируем себя как партию-победителя, и из этого исходим при работе на выборах — всех уровней. Я не думаю, что нам на выборах будет легче, чем другим партиям, — нами уже много сделано, и не всеми эти дела оцениваются положительно, — но мы к этому готовы. При этом корректно относимся ко всем участникам выборного процесса. Каждая партия вольна декларировать свои цели, если они не идут вразрез с законом. Другое дело, есть ли у этих партий потенциал для осуществления этих целей.

— Что может дать области то, что кузбасский губернатор на декабрьском съезде «Единой России» вошел в бюро Высшего совета партии?

— Ответственности области в целом это точно добавит. Теперь надо будет планку и на выборах держать, и во всех делах «прибавлять», а все остальное вряд ли сильно изменится. Каких-то дивидендов от этого кадрового решения мы не собирались получать. Не исключаю, что регион будет от этого получать и какие-то материальные блага, но прямой связи здесь точно нет. Думаю, что будет возможно через членство губернатора в бюро Высшего совета «Единой России» давать те предложения, которые будут работать, — и не только на Кузбасс, а в целом на страну.

— Если продолжить выборную тему и вспомнить, что в Кемеровской области в 2008 году предстоят выборы облсовета, то какая подготовка к этим выборам ведется сегодняшним составом депутатов? Ведь схема избрания облсовета тоже изменится — от полностью мажоритарной к наполовину мажоритарной, наполовину пропорциональной.

— Законодательная подготовка к выборам в облсовет 2008 года уже практически полностью завершена, предложена новая схема округов. И в ближайшее время Совет народных депутатов Кемеровской области ее рассмотрит. Численность облсовета увеличится только на одного депутата и составит 36 человек. Мы полагаем, что нынешний состав облсовета оптимален для плодотворной работы, и раздувать его численность не надо. Что касается партийного представительства в новом составе облсовета, то думаю, что после выборов 2008 года в нем будут представлены две-три партии.

— Какие вопросы станут основными для облсовета в последний год его работы в нынешнем составе, в предвыборный год?

— В 2007 году для облсовета важнейшими вопросами будут реализация проекта «Доступное жилье». Мы приняли и областную программу «Жилище», и согласно ей до 2010 года свои жилищные условия должны улучшить 68 тыс. кузбассовцев. Считаю, что это очень серьезный прорыв. В 2006 году в Кузбассе было построено 800 тыс. кв. метров жилья, а на будущий год мы ставим задачу выйти на миллион «квадратов» и больше. Но надо понимать, что при этом строительстве в первую очередь используются средства самого населения, накопления, кредитные ресурсы. А дело бюджетов — и федерального, и областного, и муниципального — решать проблемы жилья для категорий малоимущих граждан и помогать тем, у кого есть проблемы на стадии оформления кредитов, беря на себя часть процентной ставки. Кроме того, губернатор обратился к руководителям предприятий с просьбой взять на себя помощь своим работникам в получении ипотеки, а бюджет возьмет на себя помощь бюджетникам. Считаю, что это справедливый подход. Многие предприятия компенсируют своим работникам часть процентной ставки или помогают с выплатой первоначального взноса. Конечно, эту проблему не решишь ни за год, ни за два, а вот за 10 лет ее вполне можно решить.

— Кузбасский областной бюджет на 2007 год был принят с максимальным дефицитом — 15%. За счет каких резервов этот дефицит будет покрываться?

— Нужно учитывать резервы глубокой переработки угля, продажи более качественной продукции угольной отрасли. Есть и еще один момент в развитии угольной отрасли: добыть уголь — не самоцель, он должен стать в том числе и составной частью энергетики. Пока мы начинаем в области строительство собственных энергомощностей, которые «завязаны» на уголь — пусть пока таких мощностей запланировано не так много, как хотелось бы, но с этого должна начаться последовательная экономическая цепочка: продавать не уголь как сырье, а уже готовый продукт, в данном случае — энергию.

Кроме того, в 2007 году в Кузбассе начнет реализовываться и областная программа поддержки малого бизнеса. Законодательная база для развития малого бизнеса на областном уровне создана, на мой взгляд, в достаточном объеме. Но проблема не в законодательной базе, а, например, в том, что средства, предусмотренные в том числе и областным бюджетом на развитие производства малым бизнесом, не используются полностью. Это происходит из-за того, что нет достаточного числа обоснованных проектов, под которые эти деньги можно было бы выделить. Тем не менее я считаю, что у малого бизнеса у нас в области есть своя ниша не только в торговле и сфере услуг, но и в производственной сфере. В частности, сейчас мы завозим не менее 900 наименований товаров в область, и хотя бы часть из них малые предприятия могли бы производить на территории области. А это — и новые рабочие места, и налогооблагаемая база.

Кампания по борьбе с «серыми» зарплатами также напрямую связана не только с социальными гарантиями для людей, но и с пополняемостью бюджета. Если 1 млн рублей удастся вывести «из конвертов» — сразу 130 тыс. рублей прибавится в бюджете. А в нашем случае речь идет о гораздо больших суммах.

— Вы говорили, что облсовет готовил законодательную инициативу в связи с заявлением губернатора о том, что крупные компании выводят из региона средства, используя различные схемы. В чем суть этой инициативы и как вы оцениваете ее перспективы?

— Эта законодательная инициатива в адрес Государственной думы связана с бюджетным посланием Амана Тулеева на 2007 год. Аман Гумирович, в частности, в своем послании говорил о том, что деньги уходят из региона, в том числе и по холдинговым схемам. Это касается не только нас, но и томичей, омичей, красноярцев, иркутян — то есть жителей всех сибирских регионов, где работают крупные промышленные компании. Суть нашей инициативы в том, что предприятия должны платить налоги там, где развернуто промышленное производство, а не там, где зарегистрирован головной офис компании. Если предприятие того или иного собственника работает в Кузбассе или Томске, то оно и налоги должно платить в Кузбассе или Томске, а не в Москве и не на Мальдивах. Кстати, то, что губернатор Кемеровской области заключает соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с промышленными компаниями, — следствие именно этой ситуации. Если компании не платят налоги напрямую и в полном объеме, приходится использовать такие методы, как соглашения.

«С ходу« в Госдуме ни одна инициатива не проходит, однако можно заметить, что уже постоянной практикой в работе Госдумы стало в последний год перед выборами доставать «из-под сукна» инициативы регионов, отклоненные законопроекты. И потом эти инициативы и проекты принимать в виде законов, выдав их за свои, чтобы повысить свою популярность перед выборами. Но нас устроит и этот вариант, мы тут за авторство закона горой стоять не будем — главное, чтобы он был и работал.

Ольга ГУЛИК


Comments are closed.

Так же в номере