Главная » Макроэкономика » На три года вперед

На три года вперед

Бюджеты-2007 стали последними, принятыми на один год. Начиная с 2008 года бюджетное планирование в стране станет трехлетним, и власти регионов заявляют о готовности к переходу на новую систему при условии, что законодательство позволит вносить в бюджеты своевременные коррективы. В 2006 году региональные бюджеты корректировались неоднократно. Изменялись в том числе и параметры бюджетного дефицита, который в 2007 году во многих регионах изначально принят в размерах, близких к предельному. Сегодня это один из способов приведения региональной экономической политики в соответствие с федеральными лозунгами о максимальной социальной направленности бюджетных расходов.

С переходом на трехлетнее планирование бюджетов у региональных чиновников и законодателей появится масса дополнительных поводов для диспутов. На фото слева направо — омский губернатор Леонид Полежаев, глава Томской области Виктор Кресс и спикер Томской областной Думы Борис Мальцев

«При трехлетнем бюджетном планировании бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, — пояснили «КС« в бюджетном комитете Новосибирского облсовета. — С точки зрения ориентации бюджета на конечные результаты основополагающее значение имеет включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Это удлиняет период планирования бюджетных программ, создает стимулы для оптимизации бюджетных расходов».

Мнения экспертов о целесообразности трехлетнего планирования бюджетов неоднозначны. «При среднесрочном прогнозировании повышается гарантия стабильности финансирования действующих обязательств, главным образом капрасходов, — считает старший юрисконсульт «Института экономики переходного периода» (Москва) Анастасия Киреева. — Это должно снизить риск того, что «раскопав котлован, его бросят на середине«. Правительство таким образом тоже берет на себя обязательство финансирования проектов в полном объеме. Такие среднесрочные прогнозы, как правило, свидетельствуют о наличии политической воли к их исполнению». «Трехлетнее планирование бюджета регионы должны воспринимать положительно. При таком прогнозе возникает больше ясности для экономических партнеров и инвесторов — сможет ли регион выполнить свои обязательства по заключенным договорам, — полагает директор направления «Муниципальные финансы и бюджет» фонда «Институт экономики города« (Москва) Сергей Никифоров. — Тем более что никто не запрещает вносить поправки в региональные законы о бюджете».

Тем не менее с учетом сырьевой специфики сибирской экономики можно только предполагать, как часто в трехлетние бюджетные планы субъектов Федерации будут вноситься поправки и создаст ли такой прогноз ощущение стабильности у потенциальных инвесторов. Например, бюджет Красноярского края на 2006 год при его принятии предполагал доходы в сумме 57,2 млрд руб., а его дефицит составлял 4,4 млрд руб. В конце года выяснилось, что доходы краевой казны превысили даже оптимистичный прогноз администрации региона (65,5 млрд руб.) и составили 73,9 млрд руб. — 112,8% запланированного. Изменения в доходной части бюджета, по мнению специалистов краевой администрации, были связаны с благоприятной конъюнктурой мировых цен на цветные металлы. Так, при составлении бюджета прогнозировалось, что среднегодовая цена тонны никеля составит 23 тыс. руб., но реальная среднегодовая цена на мировых рынках составила 24 тыс. руб. за тонну. В итоге, по словам заместителя губернатора края Александра Новака, из 8,4 млрд руб. профицита, который сложился в конце года, 4,9 млрд руб. принес краю «Норильский никель». Сейчас часть этих средств (4,6 млрд руб.) направлена на погашение госдолга. Как распорядиться остальной суммой, администрация края решит совместно с депутатами региона. Александр Новак не исключает, что средства «могли бы пойти в том числе и на покрытие дефицита бюджета в 2007 году».

Согласно принятому бюджету объединенного Красноярского края на 2007 год, доходы составят 74 млрд руб., расходы — 79,5 млрд руб. Консолидированный бюджет региона — 103,1 млрд руб. расходы при доходах 96,7 млрд руб. Дефицит бюджета составит 5,5 млрд руб.

При этом власти региона понимают, что ситуация на сырьевых рынках не всегда будет столь благоприятной, поэтому перспективу трехлетнего планирования бюджета воспринимают достаточно осторожно. Как сказал корреспонденту «КС» председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Законодательного собрания края Валерий Семенов, «у нас основная масса расходов — это краевые целевые программы. Программно-целевой метод сейчас наиболее эффективен, и мы по капитальным расходам занимаемся долгосрочным планированием. Поэтому нам не сложно будет перейти к такому планированию бюджета. Минусом является то, что наша жизнь достаточно бурная и нельзя все предусмотреть. Мы в большой степени получаем доходы от предприятий цветной металлургии и не можем регулировать цены на цветные металлы на мировых рынках, в связи с чем могут быть разные коллизии».

Доказательство того, что не всем сырьевикам в прошлом году повезло, — ситуация минувшего бюджетного года в Кузбассе, где 48% налоговых поступлений приходится на долю угольной, металлургической и химической отраслей. В связи с падением налоговых поступлений от угольной отрасли в 2006 году глава региона Аман Тулеев высказал резкую критику в адрес угольных компаний. «Я прошу разобраться, почему у нас объемы добычи угля даже при падении цен увеличиваются, а налоговые доходы в бюджет уменьшаются. Деньги, на мой взгляд, уходят или в Москву, или в офшорные зоны», — заявил губернатор чиновникам обладминистрации.

В бюджете Кемеровской области на 2007 год доходы составляют 41,175 млрд руб., расходы — 46,278 млрд руб. Дефицит бюджета — 5,26 млрд руб. (14,9% от собственных доходов). Параметры областного бюджета-2006 после корректировки в декабре: доходы — 41,415 млрд руб. (в первоначальном варианте — 40,424 млрд руб.), расходы — 46,663 млрд руб. (41,487 млрд руб.), дефицит — 5,248 млрд руб. вместо запланированного 1,063 млрд руб. (15% против первоначальных 2,6% собственных доходов областного бюджета).

Для несырьевых регионов основные риски при трехлетнем прогнозировании составят непредсказуемая инфляция и зависимость от федеральных трансфертов. Тем не менее, по словам губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, исполнение бюджета 2006 года позволяет сделать вывод о том, что все средства, прописанные в бюджете текущего года, гарантированно дойдут до получателей: «Я уверен, так же будет и в 2007 году, это дает нам возможность переходить на трехлетний бюджет, который сразу повышает эффективность всех управленческих решений».

Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2007 год» предусматривает дефицит в размере 2 млрд 159,145 млн руб., или 4,85% расходов. Доходы бюджета утверждены в размере 42 млрд 319,363 млн руб., расходы — 44 млрд 478,508 млн руб.

В Алтайском крае к переходу на трехлетнее планирование также относятся в большей степени положительно. «Стабильность бюджетного законодательства и краевой экономики позволяет нам, опираясь на прогноз социально-экономического развития, подготовить бюджет на три года вперед. К тому же оперативно вносить в него корректировки нам закон не запрещает», — отметил председатель бюджетного комитета крайсовета Александр Романенко. Но он не исключил, что в 2007 году расходы могут вырасти — например, уже сегодня в крае остро стал вопрос стоимости проезда в городском транспорте, звучат предложения либо увеличить компенсацию льготникам и пенсионерам из краевого бюджета, либо предусмотреть дотацию автоперевозчикам, которые настаивают на повышении стоимости проезда для этой категории пассажиров. В настоящее время этот вопрос является одним из самых горячих для алтайской власти.

Доходы бюджета Алтайского края на 2007 год составят 31,489 млрд руб. (125% к уровню 2006 года), расходы — 33,424 млрд руб. (127% к уровню 2006 года). Впервые за последние годы бюджет принят на предельно допустимой Бюджетным кодексом РФ отметке (15% от собственных доходов) и составил 1,9 млрд руб. (186% к уровню 2006 года).

Как уже писал «КС», губернатор края Александр Карлин на этот счет отметил, что при консервативном подходе к прогнозу доходов не возникает желания раздавать неоправданных обязательств бюджета, а дополнительные доходы все равно будут направлены на самые социально значимые расходные статьи. Характеризуя основные параметры бюджета еще на стадии его обсуждения, глава Алтайского края Александр Карлин подчеркивал, что в сравнении с 2003 годом его расходная часть выросла в два раза, к тому же «второй раз за многие годы в консолидированном бюджете 2007 года доля собственных доходов составит более половины — 53%. Бюджет наступившего года станет «бюджетом стабильного выполнения обязательств«, поскольку ни по одному параметру не были сокращены расходы на социальную сферу. Также наступивший год станет периодом, когда будет увеличена поддержка реального сектора экономики», — заверил он. Наиболее четко направленность текущего бюджета, по словам председателя комитета краевого Совета по бюджету, налоговой и кредитной политике Александра Романенко, отражают несколько цифр. Расходы по разделу «Национальная экономика» составят более 5,5 млрд руб., из них расходы на сельское хозяйство составят 1,3 млрд руб. Заметно прибавит в наступившем году «Социальная политика» — более 3,1 млрд руб.

«Краевой бюджет прошлого года был в приоритетном порядке сориентирован на реализацию 122 ФЗ, что существенным образом увеличило социальные расходы, которые, мягко говоря, не соответствовали доходам, — комментирует Александр Романенко. — В принятом на 2007 год документе мы в сотрудничестве с администрацией края смогли не только проиндексировать социальные расходы, но и существенно увеличить объемы средств на поддержку реального сектора экономики и адресную инвестиционную программу».

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы социальная составляющая региональных бюджетов по-прежнему будет расти. Собственно, это в большинстве случаев становится в последнее время главной причиной увеличения размера дефицита региональных бюджетов. Комментируя внезапное увеличение дефицита бюджета, руководитель Главного финансового управления Кемеровской области Александр Микельсон заявил, что «в принципе, можно было бы «ужаться« по расходам, но мы не посчитали нужным это делать — для нас в первую очередь важно сохранить социальную стабильность в регионе, поэтому многие статьи социальных расходов мы даже увеличили». При этом господин Микельсон не пояснил, за счет чего будет покрыт дефицит областного бюджета. По словам председателя бюджетного комитета облсовета Сергея Сафронова, дефицит облбюджета-2006 частично компенсируют кредиты, частично он перейдет долгами на 2007 год. После двух лет, когда бюджет Кузбасса принимался с небольшим дефицитом, областные парламентарии не только приняли бюджет на 2007 год с почти предельным дефицитом, но и внесли поправки в областной бюджет 2006 года, увеличив дефицит до предельного. Тем не менее губернатор Кемеровской области Аман Тулеев назвал областной бюджет-2007 «бюджетом развития».

Расходы на социальное обеспечение населения Новосибирской области запланированы в размере 5662,5 млн руб., что на 18,9% больше, чем в 2006 году. Наибольшее увеличение планируется по разделам «Охрана окружающей среды» (на 32,1%), «Межбюджетные трансферты» (на 30%), «Национальная экономика» (на 26,7%). По словам первого вице-губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, «бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность, но его особенностью является значительное увеличение расходов на развитие экономики и обеспечение устойчивых темпов экономического роста».

При существующей тенденции к увеличению социальных расходов федеральные трансферты регионам растут незначительно. В N 23 за 2006 год «КС» писал о недовольстве сибирских чиновников и законодателей системой распределения федеральных дотаций при первом чтении федерального бюджета.

Как отмечают специалисты региональных администраций, в процессе принятия главного финансового документа страны ситуация практически не изменилась. Как прокомментировали ситуацию в управлении финансов и налоговой политики Новосибирской области, «при предварительном расчете распределения дотации на сбалансированность бюджетов субъектов РФ предполагалось выделение области 260 млн руб., но бюджетный комитет Госдумы в период работы над проектом федерального бюджета на 2007 год принял решение выделить средства только «особо нуждающимся» — Чукотке, Омской области и Чеченской республике. Омску и Чукотке выделены средства в связи с перерегистрацией «Сибнефти« в Санкт-Петербурге, при этом дополнительно получаемые доходы Питера не изъяты в виде отрицательных трансфертов».

Ольга КОЛОМЕЙЦЕВА; Дмитрий МАРМЫШЕВ, Красноярск; Светлана ЧИСТЯКОВА, Барнаул; Ольга ГУЛИК, Кемерово


Comments are closed.

Так же в номере