Главная » Стиль жизни » Потребительская корзина праздничного образца

Потребительская корзина праздничного образца

Длинные новогодние каникулы, казавшиеся зимой 2006-го странными, «вросли» в жизнь быстрее, чем ожидалось. Для торгово-сервисной сферы они фактически стали продолжением самых «урожайных» дней — последней недели декабря. Особо плодотворными январские каникулы оказались для форматов, близко сопряженных с идеей праздника и подарков, — ювелирных, сувенирных, кондитерских, парфюмерных магазинов.

Состав продовольственной «праздничной корзины» неизменен на протяжении всех длинных постновогодних каникул. Лидеры спроса в эти дни — вина, фрукты и кондитерские изделия. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Ритейлеры отмечают, что, несмотря на традиционный рост продаж «новогоднего» ассортимента, не обошлось и без сюрпризов. Например, резко вырос спрос на «премиумные» сорта пива в бутылках праздничного дизайна. «Впрочем, абсолютный лидер спроса в эти дни неизменен — это вина, шампанское, — говорит директор по организации торговли супермаркета «Зебра» Татьяна Елфимова. — Но в каждой товарной группе у нас свои рекордсмены. Некоторые позиции-фавориты постновогодней недели предсказуемы: торты, наборы конфет. Думаю, обусловлено это ритмом общения, типичным для новогодних дней, — люди принимали гостей, совершали ответные визиты. Интересно, что в прошлом году «почетное второе место» лидеров спроса занимала продукция нашего производственного цеха, а в эти каникулы — фрукты и ягоды, продажи их выросли в три раза. Спрос же на овощи остался на будничном уровне. В группе сопутствующих товаров была своя сенсация — там на первое место вырвались музыкальные компакт-диски и DVD. Они потеснили прежних многолетних лидеров — мягкие игрушки. Пьедестал почета в «сопутке« в каникулы выглядел так: диски, игрушки, посуда».

Хронологическое укрупнение праздника запустило мощный социокультурный фактор, влияющий на потребительский рынок, — таково мнение ведущего маркетолога московского агентства «Аверс» Ивана Сенина. «Прошлогодние каникулы в этом смысле не очень показательны, — рассуждает господин Сенин. — Они были первыми, люди еще не знали, как распорядиться таким количеством свободного времени. Поэтому на потребительский рынок большие каникулы-2006 существенного воздействия не оказали. Тем разительнее контраст 2007-го — люди стали относиться к этим каникулам более осмысленно, стали больше общаться, больше ходить в гости. Естественно, это «подогрело« подарочный сектор рынка. В этой ситуации в наилучшем положении оказываются большие торговые центры с универсальной компоновкой и классические универмаги».

Неудивительно, что крупные розничные операторы и в предновогодние дни, и в каникулярную неделю старались использовать возможности своих форматов по максимуму. «Новогодье — золотая пора для ювелирной торговли, все операторы этого рынка ее любят, — говорит товаровед салона «Бриллиант Якутии« Ирина Жданова. — В новогодние дни объем продаж вырос в 10 раз. При этом, по предварительным наблюдениям, эти каникулы принесли нам на 30% больше прибыли, чем аналогичная неделя 2006-го». Хит продаж в ювелирном секторе мужского ассортимента — зажимы для галстуков и запонки, из дамской ювелирки особым спросом пользовались цепочки. «Все это идеально попадает в категорию «универсальный подарок», — считает Ирина Жданова.

Впрочем, в конце 2006 года возрос спрос и на еще более универсальные дары — подарочные сертификаты. По наблюдениям начальника отдела маркетинга и рекламы ГК «РостСиб Парфюм’c и К« Александра Скуковского, бум интереса к подарочным сертификатам — яркая примета этих новогодних каникул. «В 2006-м они вообще хорошо продавались — в два раза больше, чем в 2005-м, а пик спроса в каникулярную неделю стал как бы мажорным аккордом всего года, столь успешного для самой идеи подарочного сертификата», — резюмирует Александр Скуковский.

Особенность новогоднего конфекционного шопинга — однозначное предпочтение вещей, которые можно обозначить словом «наряд». «Хотя мы и не продаем вечерние платья, в предновогодние и новогодние дни покупательницы наши выбирают как раз вещи с выраженной праздничной семантикой, — говорит директор салона французской моды «Актуэль» Елена Дубовицкая. — Выбирают сasual, но с опорой на формулу «И в пир, и в мир, и в добрые люди«. Средний чек и объем покупок в каникулы не особенно отличались от будней. Типичный объем — две-три блузки, утилитарных, но нарядных. На дизайнерский лейтмотив наступившего года — total black — публика реагировала хорошо. Наша аудитория вообще достаточно информирована о дизайнерских трендах».

«Каникулы стали хорошей поддержкой к очередной поре распродаж, — отмечает директор ТЦ «Галерея «Максима» Татьяна Зайко. — На Западе рождественские распродажи самые популярные, с появлением новогодних каникул и у нас образуется такая логичная связка. Большую распродажу мы начали перед Новым годом и не ошиблись — покупатели были очень активны. Правда, в связи с теплой зимой слегка «провисли» продажи теплой одежды. Но шубы, нарядные меховые курточки покупались очень хорошо. Интересно, кстати, что покупали их зачастую в подарок. Тенденция к «укрупнению« подарков вообще заметна».

Однако популярность солидных подарков не затмила практику покупать вещи недорогие, но в большом количестве, для подарка каждому. Например, продажа игрушек в ЦУМе еще с декабря выросла троекратно. Специфический сегмент «милых безделушек« принес и свои сенсации. Так, по словам Татьяны Зайко, сюрпризом стала востребованность елочных игрушек «премиум»-класса. «Казалось бы, елочная игрушка — товар хронологически локальный, — рассуждает госпожа Зайко. — Но случилось маленькое чудо: концептуальные игрушки бельгийского и германского производства «перешагнули« нишу, отведенную им самим календарем. Мы уже собирались убирать елочный ассортимент из экспозиции, а люди все приходили, и приходили за игрушками. Мы продавали их с радостным удивлением. Возможно, дело в самих игрушках — это высокохудожественные авторские изделия с индивидуальным номером, из тех, что становятся талисманом семьи. Можно сказать, это долгосрочное вложение, поэтому внесезонное внимание к таким игрушкам по-своему логично».

Кстати, определенные коррективы в постновогоднее расписание внесла и погода, способствовавшая успеху «прогулочных» объектов — прежде всего ледового городка на набережной Оби. Тепло новогодней декады пригодилось и рестораторам: обилие фланирующей публики позволило удачно стартовать заведениям, открывшимся в декабре. «Думаю, на отсутствие посетителей не мог пожаловаться ни один ресторан, а новые проекты — например, наша «Академия вкуса« — смогли обеспечить себе лояльных посетителей», — говорит директор ресторанов «Мехико» и «Академия вкуса» Даниил Прицкау. Для развлекательных заведений мягкость каникулярной погоды имела последствия неоднозначные. «В эти дни несколько снизилась посещаемость нашего клубного формата — фан-клуба «Горизонт«, где мы проводим музыкальные акции и вечеринки, — говорит арт-директор компании Art Science Cinema Distribution Дмитрий Ким. — Это логично: теплая зима дала людям возможность долго гулять, отправляться в лыжные походы и на катки. Морозные каникулы 2006-го в этом смысле были более кассовыми для клубного дела. Зато на кинопрокатном направлении ситуация прошлогодних каникул счастливым образом повторяется — посещаемость большая, кассу делаем».

Говоря о принципиальной сути каникул 2007-го все респонденты сходятся во мнении, что потребители были не только активнее, чем в 2006-м, но и более подготовленными. «Больше покупали — и серьезные, дорогие вещи, и милые мелочи, — резюмирует Татьяна Зайко. — Это косвенное свидетельство того, что новосибирцы на потребительском уровне стали более осознанно относиться к этой поре — формировать «подарочные бюджеты«, больше изобретательности проявлять в выборе. В свою очередь для операторов потребительского рынка этот период теперь — серьезный объект анализа и планирования. Новогодние каникулы — это серьезно».

Игорь СМОЛЬНИКОВ


Comments are closed.

Так же в номере