Главная » Стиль жизни » Национальное симфоническое достояние

Национальное симфоническое достояние

Важным событием нынешнего культурного сезона в Новосибирске стало выступление Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. Вместе с РНО на сцену театра оперы и балета вышел победитель последнего Международного конкурса им. Чайковского, виолончелист Нарек Ахназарян.

Возможность услышать Российский национальный оркестр, не отправляясь для этого в столицы или за рубеж, — подарок судьбы, не меньше. Оркестр, выступающий на лучших сценах мира, завершал в Новосибирске гастрольный тур в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Проект, организованный Министерством культуры Российской Федерации и Московской государственной филармонией, включал также концерты в Перми, Челябинске, Тюмени и Омске, в Новосибирске соорганизаторами выступления стали министерство культуры области и Новосибирская филармония.

Концерт был долгожданным событием: билеты начали раскупать еще в июне. Дело и в классе коллектива, и в том, что за последние 20 лет РНО стал вторым симфоническим коллективом, приехавшим в Новосибирск с концертом (в 2009 году в рамках Международного Рождественского фестиваля искусств филармония организовывала выступление Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова).

Ломать голову над ответом на вопрос, почему симфонические оркестры приезжают в Сибирь раз-два в 20 лет, не стоит. Нужно только представить количество людей, которым необходимо обеспечить транспорт и проживание, и, само собой, затраты на подобное предприятие — вопросы отпадут сами по себе. Ситуация вполне объяснима: с началом новой истории России проблем хватало, и понятно, что культурные не стояли в приоритете. Сейчас динамика очень обнадеживающая, остается надеяться, что дальше будет только лучше.

Судьба РНО — это удивительный парадокс: коллектив возник в одно из самых сложных для культуры времен — в начале 1990-х. Создатель коллектива Михаил Плетнев — не пианист, не дирижер, он прежде всего музыкант невероятного таланта, творческого прозрения и чувствования и одна из ключевых фигур современной академической музыки. Одаренность Плетнева многогранна: он один из лучших пианистов нашего времени, с успехом занимался композицией, в 1980-е начал карьеру дирижера, а в 1990-м создал свой удивительный оркестр, судьба которого полна разных, в том числе и драматических страниц. Изначально коллектив существовал на частные средства, и его развитие, рост известности и престижа связаны не только с колоссальными творческими усилиями, но и с преодолением организационных сложностей, масштаб которых не так просто представить.

На брифинге, состоявшемся накануне концерта, солист Нарек Ахназарян рассказал, что его участие в туре РНО было обусловлено победой на конкурсе имени Чайковского. «Огромное удовольствие сотрудничать с этим коллективом, — отметил музыкант. — С детства я считал РНО одним из лучших оркестров России, и мечта выступать с ним была естественной. Часто бывает, что когда долго к чему-то стремишься, достигнув цели, испытываешь разочарование: зачастую все оказывается не так, как ожидал. Но то, что сейчас происходит со мной, совсем не такой случай: я не испытываю ни тени разочарования. Никаких ансамблевых, технических вопросов у нас просто не возникает: с первой репетиции мы начали творить музыку, и это приносит бесконечное удовольствие».

История отношений Нарека с конкурсом Чайковского, открывшего перед музыкантом блестящие возможности, складывалась непросто, случился и скандальный эпизод, в котором юноша повел себя очень достойно и о котором совершенно не хочется распространяться здесь. «Я участвовал и в предыдущем конкурсе Чайковского, — вспоминает Нарек, — и тогда стал обладателем пятой премии. Конечно, мне хотелось быть победителем, тем более что с этой пятой премией я не был согласен, но, скажу честно, вряд ли я бы принял участие в этом конкурсе второй раз, если бы не узнал, что за его организацию взялся Валерий Гергиев. Уже осенью (конкурс прошел в июне 2011. – «КС») было понятно, что XIV конкурс будет отличаться от предыдущих — и организационным уровнем, и составом жюри, и ангажементами, которые получат победители. Конечно, все, что я говорю сейчас, может быть воспринято субъективно, потому что я на этом конкурсе победил, но еще до оглашения результатов я говорил во всех интервью, что и судейство в этом году было самым чистым и объективным за последние много лет, и уровень виолончелистов был одним из самых сильных, что говорит о хорошей работе жюри на отборочном этапе». Благодаря победе Нарек подписал контракты с ведущими европейскими и американскими агентствами, сразу после Новосибирска он отправился в сольный тур по США, затем в его планах значились выступления в Италии.

В Новосибирске виолончелист представил публике концерт Дворжака. К сожалению, исполнение не произвело того сильного впечатления, которое могло бы, в силу акустических причин: звук виолончели гас в огромном зале оперного театра, при том что оркестровые голоса прослушивались не в пример лучше. Диалог оркестра и дирижера с одной стороны и солиста с другой был выдержан в осторожных, деликатных тонах, что, очевидно, было обусловлено акустическими условиями. Возникало ощущение, что дирижер «придерживает» мощь коллектива, предоставляя больший простор звучанию виолончели.

Исполненная во втором отделении музыка к балету Александра Глазунова «Времена года» стала открытием для публики. Не самое популярное сочинение поразило красотой и роскошью оркестрового письма. Зримые, театральные образы, яркость красок, осязаемость, пластичность, характерная для музыки балета, предоставили оркестру прекрасную возможность продемонстрировать класс и мастерство. Давать однозначно превосходные характеристики всегда чревато оговоркам и нюансами, но вряд ли будет большой ошибкой сказать, что в оркестре играют лучшие, ну хорошо, пусть одни из лучших оркестровых музыкантов страны. Их возможности, помноженные на невероятный талант руководителя, его вдумчивость и внимание к мельчайшим деталям музыкальной ткани, удовольствие в чувствовании и исполнении каждого нюанса, будь это нежнейшее мягкое пиано или безудержное вакхическое форте, подарили публике наслаждение от первой до последней ноты.



Comments are closed.

Так же в номере