Главная » Стратегии успеха » Борьба за цифру

Борьба за цифру

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА — КРУГЛЫЙ СТОЛ

Дмитрий ТРОСТНИКОВ,
Александр ПОПОВ

Борьба за цифру

20 мая ИД «Сибирь-Пресс» и общесибирская деловая газета «Континент Сибирь» провели в московском отеле «Мариотт Аврора» круглый стол с участием депутатов Госдумы РФ. Тема встречи — «Поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, в которых заинтересован Сибирский регион». Правительство РФ уже начало реализацию пакета законопроектов, которые кардинально изменят бюджетную и налоговую системы страны. Регионам и представляющим их интересы депутатам в этом процессе отводится роль пассивных наблюдателей, однако мириться с таким положением дел они не собираются и готовы бороться с правительством «за каждую цифру».

Цена реформы

Москва, отель «Мариотт Аврора», 20.05.2004

Изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, связанные с реформой межбюджетных отношений, а также пересмотр более 150 «социальных» законов — вот основные направления грядущих экономических новаций. По мнению первого зампредседателя бюджетного комитета Госдумы, иркутского депутата Виталия Шубы, главная проблема — перераспределение доходных полномочий между различными уровнями власти. 48-я статья Бюджетного кодекса, принятого в 2000 году, определяет распределение валовых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в пропорции 50 на 50. «Но реально эту норму не соблюдал ни один из ежегодных бюджетов страны: федеральный центр всегда получал больше», — констатировал депутат во время выступления на заседании и привел в подтверждение своих слов данные статистики. Так, в 2000 году пропорция составила 57 на 43 в пользу федерального центра, в 2001-м — 62 на 38, в 2002-м — 65 на 35, в 2003-м — 60 на 40, а в текущем году составит 56 на 44. «По моей оценке, с 2000 года, взяв 15% от ставки НДС, отменив налоги на пользователей автодорог, на содержание жилья и объектов соцкультбыта, забрав НДПИ, федеральный центр изъял у регионов 170-200 млрд руб. Таким образом, на протяжении четырех лет вымывается доходная база субъектов РФ», — заметил господин Шуба.

Несмотря на относительный рост валовых доходов регионов в последние два года, общее направление на централизацию ресурсов не меняется. А предстоящие налоговые изменения могут еще сильнее ударить по бюджетам территорий. Например, по расчетам Виталия Шубы, перевод на федеральный уровень сборов по водному налогу приведет к потере региональными бюджетами 12 млрд руб., а отказ от введения торгового сбора — 10 млрд руб.

Отдельно в этом процессе стоит предстоящая монетизация льгот. Сегодня льготы финансируются региональными властями, и в текущем году их расходы составят более 40 млрд руб. В следующем году правительство переведет на денежный эквивалент льготы на проезд в городском и пригородном транспорте, на лекарства и санаторно-курортное лечение. Это потребует от федерального бюджета 170 млрд руб., которые получат только 13 млн льготников — инвалиды, блокадники, участники ВОВ, герои СССР и России. Еще 8 млн льготников (ветераны труда, труженики тыла) и обычных пенсионеров по-прежнему будут содержать региональные власти, для чего центр не будет забирать у них доходы от налога на прибыль. По расчетам Виталия Шубы, изъятие у территорий 3,5-процентной ставки этого налога привело бы к выпадению доходов регионов в размере 125 млрд руб.

Кто заплатит?

Высокая цена предстоящих налоговых и социальных потрясений вызывает очевидный вопрос: за счет чего они будут реализованы. Аналитики прогнозируют существенное снижение профицита федерального бюджета. Кроме того, очевидно, что непопулярные меры вызовут негативную реакцию широких кругов населения. А значит, региональной и местной властям как проводникам реформ в первую очередь придется испытать на себе последствия этой непопулярности.

Тем не менее дальнейший отказ от проведения реформ в угоду существующей политической конъюнктуре неправомерен. Такое мнение высказал на круглом столе зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, представляющий в парламенте Кемеровскую область. Проблема в том, что общая сумма льгот, действующих в России, составляет 6,5 трлн руб. в год, а бюджет РФ едва дотягивает до 5 трлн руб. «Нам даже всего бюджета не хватит, чтобы выполнять свои обязанности, — говорит господин Макаров. — Поэтому то, что сегодня предлагается сделать, — это необходимость. Речь идет о работоспособности государственной системы. Приняв такое безумное количество невыполнимых льгот, мы обманываем людей. Я уверен, что лучше дать инвалиду столько, сколько он реально может получить. Нужно оценить каждую льготу и выдать ее деньгами. Задача правительства и депутатов — посчитать так, чтобы денежный эквивалент этих льгот был реален. Реформа затронет всех — в первую очередь ментально. Мы подталкиваем людей к изменению образа жизни».

Что делать?

Депутаты, уже не один созыв работающие в Госдуме, указывают на то, что в парламенте доминирует пропрезидентское, проправительственное большинство — суперфракция «Единая Россия». В этих условиях реальные возможности изменить предложения, внесенные в Думу «техническим» правительством, которое готово принимать непопулярные решения, крайне невелики.

«Изменения в финансовую систему страны (налоговое и бюджетное законодательство) вносятся фундаментальные. Учитывая, что предполагается закрепление налогов по уровням на долгосрочной основе, надо переходить к моделированию бюджетной и налоговой ситуации на каждой территории. Каждая территория должна просто посмотреть на эти законы, определить их плюсы и минусы и заранее указать, где у нее будут «дырки». Цена ошибки будет очень высокой», — уверен первый зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам красноярец Валерий Зубов. С ним согласен и Андрей Макаров: «Серьезный спор с правительством по каждой цифре — это наша задача. Первоначальные цифры никого не устроили, поэтому их нужно менять».

Сам факт того, что круглый стол «Поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, в которых заинтересован Сибирский регион», организованный ИД «Сибирь-Пресс», собрал весьма представительный состав депутатов еще перед внесением в Думу бюджетного послания президента на 2005 год, демонстрирует готовность сибирского депутатского корпуса четко обозначить свою позицию при отстаивании интересов своих территорий. А это оставляет надежду на то, что с самого начала работы Госдумы четвертого созыва парламентское лоббирование будет носить не только фракционный и отраслевой, но и территориальный характер.


Законопроекты, которые уже в ближайшее время будут на практике регулировать межбюджетные отношения различных уровней власти в Российской Федерации, в настоящее время находятся на рассмотрении Государственной думы. Несмотря на то что внесенные правительством законопроекты приняты Госдумой в первом чтении еще в ноябре прошлого года, а срок подачи поправок был ограничен 1 марта 2004-го, поправки продолжают поступать до сих пор. Значительный интерес, проявленный различными субъектами законодательной инициативы (правительство РФ, депутаты Госдумы, Законодательные собрания субъектов Федерации) к внесению поправок, только подчеркивает значимость готовящихся законопроектов для экономической и финансовой системы России. Первоначально планировалось, что законопроекты будут рассмотрены во втором чтении в ходе весенней сессии 2004 года. Однако конкретная дата слушания до сих пор не назначена.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и признании утратившим силу закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (в части установления видов налогов и сборов в РФ, закрепления полномочий органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов).

Субъект права законодательной инициативы: правительство РФ.

Ответственный комитет: комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Комитеты-соисполнители: комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления.

Регистрационный номер: 364858-3.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».

Субъект права законодательной инициативы: правительство РФ.

Ответственный комитет: комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Комитеты-соисполнители: комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления.

Регистрационный номер: 364850-3.

Документы внесены в Государственную думу 04.09.2003.

Законопроекты рассмотрены профильным комитетом и рекомендованы к принятию в первом чтении 10.11.2003.

Законопроекты приняты в первом чтении Государственной думой 18.11.2003.

Срок предоставления поправок: до 1 марта 2004 года.


КОММЕНТАРИИ

НИКОЛАЙ САМОЙЛОВ,
директор ООО «ПАТП-15» (Новосибирск):

— Если говорить в общем, то проведение подобных реформ является логичным и совершенно нормальным вариантом развития событий. Все становится на свои места, и система льгот приводится в тот вид, в котором она и должна быть.

Конкретно изменения возымеют как положительные, так и отрицательные результаты для транспортников. Безусловно, выиграет от них частный бизнес, который занимается пассажирскими перевозками, так как теперь на частных автобусах будут ездить все категории пассажиров. В том числе и льготники, которые до этого часами ждали на остановках муниципальный транспорт.

Соответственно, выиграют и сами пассажиры-льготники, получившие возможность ездить на всех видах транспорта. А вот муниципальным транспортным предприятиям изменения принесут проблемы, связанные с тем, что больше не будут поступать компенсации выпадающих доходов, которые раньше перечислялись за перевозку льготных пассажиров. Останутся, конечно, еще местные льготники, количество которых составляет примерно 50% от общего числа льготников по России. Продолжит ли местная власть субсидировать их бесплатный проезд или, как и федеральная, перейдет на выплату денежного эквивалента — это уже ее дело.

НИКОЛАЙ МОЧАЛИН,
председатель комитета по экономике и управлению
собственностью Новосибирского областного совета
депутатов, генеральный директор ЗАО «ЗЖБИ-4»:

— Думаю, изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах существенно не повлияют на ситуацию в Новосибирской области. Мы давно занимаемся бюджетами муниципальных образований, у нас уже накоплен определенный опыт по части распределения полномочий, определения нормативов бюджетов. Поэтому кардинально изменения на нас не отразятся.

Что касается отмены льгот, то я всегда выступал за адресную помощь, оказываемую в соответствии не с половыми или профессиональными признаками, а с уровнем доходов. Очевидно, что многие льготы нужно отменить, особенно те, которые не выполняются. Замена льготы денежным содержанием дает человеку больше возможностей для выбора.

Не знаю, как эти изменения могут сказаться на местном бизнесе. Муниципальные предприятия вряд ли будут довольны. Но они и не занимаются бизнесом. Автотранспортные предприятия при каждом удобном случае пеняют на мэра, который не заплатил им за бесплатную перевозку людей. Пусть сами учатся зарабатывать и считать деньги, как это делают акционерные общества.

ЕЛЕНА ГОЛЬЦОВА,
заведующая аптекой «Центральная»
(ООО «Лекарства Сибири», Новосибирск):

— Частные аптеки скорее всего не почувствуют изменений: большая часть льготных лекарств проходит через муниципальные аптеки, частники же оперируют небольшими объемами льготных медикаментов. Муниципальные аптеки, конечно, столкнутся с проблемами. Если ранее им поступали льготные медикаменты, которые распределялись среди льготных категорий граждан, то теперь муниципальные аптеки встанут в один ряд с частными, и у льготников будет выбор, куда отнести свои деньги — к муниципалам или частникам.

Дмитрий ТРОСТНИКОВ, |Александр ПОПОВ


Comments are closed.

Так же в номере