Главная » Стиль жизни » Николай Хомерики запустил «Сердца бумеранг»

Николай Хомерики запустил «Сердца бумеранг»

Николай Хомерики, представитель передового отряда современного некоммерческого российского кинематографа, в эту среду представил жителям Новосибирска свой новый фильм «Сердца бумеранг». Этот черно-белый фильм рассказывает о простом парне, которого смертельная болезнь заставляет по-новому задуматься о жизни. Картина уже была показана на Московском международном кинофестивале, в Карловых Варах, Севилье, Турине и Роттердаме. С 16 мая фильм в прокате в кинотеатре «Победа».

Путь тридцатисемилетнего москвича Николая Хомерики в кинематограф не был традиционным. До поступления на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская режиссуры игрового фильма Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко) Николай успел получить высшее экономическое образование в Москве, окончить магистратуру в Голландии и начать карьеру финансиста в компании Coca-Cola. В свободное время Хомерики любил ходить в кино, и в один прекрасный момент количество перешло в качество. «Одним из первых потрясений стал «Сталкер» Тарковского, а фильм «Летят журавли» до сих пор заставляет меня плакать», — признался Николай Хомерики.

Любовь к кинематографу оказалась взаимной. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров Хомерики отправился покорять Париж. Пройдя конкурс из пятидесяти человек на место, в 2001 году он поступил на режиссерское отделение Национальной киношколы Франции La Femis, где был единственным иностранным студентом на курсе. И если российская режиссерская школа дала Хомерики, по его собственному мнению, понимание твердых нравственных основ кинематографа, то европейцы в большей степени научили его техническим тонкостям. Успев поработать ассистентом Филиппа Гарреля и Лео Каракса, Хомерики пустился в самостоятельное плавание. Его первая полнометражная лента под названием «Девять Семь Семь» стала участником конкурса премии «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Следующий фильм, «Сказка про темноту» с Алисой Хазановой в главной роли, участвовал в конкурсной программе «Кинотавра» и Каннского кинофестиваля.

«Название фильма «Сердца бумеранг» связано с моей короткометражной картиной «Вдвоем», тоже очень личной, где мама болела, а сын за ней ухаживал. И внутренне я сказал себе, что на этот раз сделаю такой бумеранг от сердца к сердцу», — рассказал Николай Хомерики. Сюжетная линия фильма проста. Косте 23 года, этот ничем не выдающийся парень работает помощником машиниста в метро. Однажды врач говорит, что у Кости очень больное сердце: он может умереть в любой момент. Костя решает никому не говорить о своей болезни и продолжает жить, как прежде. Но теперь он постоянно размышляет о смысле жизни, и ему гораздо важнее найти своего отца, порадовать добрым словом замотанную маму, выстроить отношения с любимой девушкой. И просто любить жизнь — жаль только, что он плохо умеет это делать.

В главной роли снялся актер Александр Яценко, тщательно подходящий к выбору ролей: «Я согласился сняться в фильме, не читая сценария. У Хомерики плохих проектов не бывает, к тому же мы дружим. За четыре дня до съемок прислали сценарий, мне он очень понравился. В нем все было понятно. Для меня этот проект уникален прежде всего тем, что я действительно чувствовал себя машинистом метро. На съемках все суетятся, группа, пассажиры. А я стою в форме машиниста, оборотень в погонах, а все думают, что я работник метрополитена». Кстати, сотрудники метрополитена Санкт-Петербурга — а именно там проходили съемки — стали участниками многих сцен фильма. В картине также снимались реальные врачи и пассажиры метро.

«Снимали питерское метро, потому что не удалось договориться с московским, а потом в этом нашлась некая сверхэстетика. Когда начали снимать, я понял, что неважно, какое именно метро в кадре. Потому что фильм не про это. И даже такие вещи, которых можно было бы избежать, даже продажу жетончиков, которых нет в Москве, решил оставить. Это не про Москву, не про Питер и не про Россию», — рассказал режиссер. Тем не менее съемки Нового года на Красной площади проходили именно на Красной площади в ночь с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года.

Декларируемый автором принцип неопределенности, использованный при конструировании места действия, воплощается и в отношении времени. Происходящее в фильме с успехом можно отнести к сегодняшнему дню или к началу девяностых: ни Кремль, ни метро, ни уличные барахолки с их заснеженными шапками, халатами и диванами с тех пор особо не изменились. И «Ласковый май» население слушать не перестало. А некоторые кадры и вовсе напоминают советскую версию неореализма 60-х. Чему, безусловно, способствует бескомпромиссная черно-белая эстетика: фильм от и до снят на пленку по классической технологии прошлого века.

В фильме также заняты Клавдия Коршунова, Наталия Батрак, Александр Ильин и Рената Литвинова, сумевшая проходной эпизод у гадалки превратить в яркое гротескное шоу. Что ж, хорошая доза юмора пошла на пользу невеселому кино. «Христианство вообще вещь довольно грустная. Но я люблю своих героев, это точно. Что касается города, то эти пейзажи, если присмотреться повнимательнее, могли бы оказаться и новосибирскими. Все дело в ощущении жизни. Все достаточно достоверно, и большинство москвичей живут именно в таких спальных районах. Я сам вырос на окраине, а учился в центральной школе, и каждый день час добирался до школы на метро и час обратно. Так что я много смотрел на этих людей в метро», — рассказал Хомерики.

Фильм, снятый при поддержке Министерства культуры, имеет довольно скромный бюджет, что, по признанию режиссера, наложило некоторые ограничения на творческий процесс, но не убедило поступиться принципиальными моментами. Проект обошелся в 40 млн рублей, из которых 28 выделило государство, а остальное — частные инвесторы. Продюсеры фильма Светлана Кучмаева и Анастасия Рогозина позволили авторскому кино остаться авторским, тем самым сохранив чистоту замысла, но закрыв картине путь на телевидение и возможность продвижения за государственный счет.

Отметив свою нелюбовь к термину «арт-хаус», режиссер тем не менее классифицировал «Сердца бумеранг» именно по этому разряду. И здесь, на наш взгляд, есть некоторое противоречие: безусловно сильный фильм Хомерики может показаться слишком прямолинейным «насмотренным» любителям изощренного авторского кино. А простые парни, похожие на главного героя картины Костю, которым сия горькая пилюля могла бы пойти на пользу, вряд ли осилят этот перегон. Сюжет о бренности земного существования и вправду не имеет точной прописки. Однако герой фильма, переполняемый нежданно-негаданно свалившимися на него мыслями и чувствами, для отечественного зрителя неизбежно вписывается в хрестоматийный ряд бедолаг под рубрикой «маленький человек». Который всегда оказывается лишним.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия Ханске, директор Немецкого культурного центра им. Гете в Новосибирске:

— Фильм «Сердца бумеранг» меня впечатлил и оставил самые положительные эмоции. По-моему, это очень качественная лента с прекрасной актерской игрой, и совсем не депрессивная. Скорее это трогательное и тихое размышление: почему мы живем, удается ли нам реализовать себя как личность, в чем смысл существования каждого человека, этой маленькой точки в бесконечном мире. Хорошо, что Николай Хомерики сам приехал в Новосибирск, чтобы лично представить фильм и ответить на вопросы зрителей, ведь вопросов в фильме больше, чем ответов. Когда герой фильма заболел, врач сказал ему: «Вы просто можете в любой момент умереть». Конечно, больной человек чувствует все более интенсивно, глубже задумывается о своей семье, отношениях с другими людьми. Но по большому счету эта фраза относится к каждому из нас, и каждому из нас необходимо сделать свой жизненный выбор.



Comments are closed.

Так же в номере