Главная » Спецвыпуск » Хороших партнеров выбирают

Хороших партнеров выбирают

Далеко не всегда вопросы обеспечения безопасности компании требуют больших расходов. Директор НП «Сибирский центр конфликтологии» МАРАТ АВДЫЕВ рассказал «КС», как руководству компании нужно строить отношения с партнерами и собственными сотрудниками, чтобы избежать финансовых потерь.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Ежегодно в России суды рассматривают около десяти миллионов исков, значительная доля которых — это гражданские споры субъектов предпринимательской деятельности. Любой конфликт, рассматриваемый в арбитраже, требует немалых затрат. Как снизить издержки? Прежде всего — внимательно отбирать деловых партнеров. Необходимо изучить устав, данные бухгалтерской отчетности, если есть — лицензию потенциального контрагента. Сейчас согласно Закону «О коммерческой тайне» информация из данного перечня документов не может составлять коммерческой тайны, и если стороны обоюдно заинтересованы в сотрудничестве, они предоставляют информацию о себе. Кроме того, сегодня из открытых источников (например, из единого государственного реестра юридических лиц и предпринимателей, с сайта Федеральной службы по финансовому рынку) можно получить достаточно подробную информацию о составе участников юридического лица, о составе органов управления.

Если вы работаете с контрагентами, которые имеют проблемы с налогами, это может неблагоприятно отразиться и на вашей организации. Так, одна новосибирская компания, скажем, «Монумент», купила полиграфическое оборудование в Москве, и, чтобы сэкономить, заплатила «вчерную». А для того чтобы сделать легитимной покупку оборудования, сделка была оформлена на некую местную фирму. Как потом оказалось, эта фирма в течение трех лет не сдавала налоговую отчетность. По результатам выездной документальной проверки сотрудники налоговых органов пришли к выводу, что сделка купли-продажи оборудования была фиктивна и совершена с целью уклонения от уплаты налогов. Инспекторы рассчитали состав затрат заново, доначислили НДС и налог на прибыль. И главное: поскольку оборудование было достаточно дорогое, директору и бухгалтеру вменили уголовную статью — уклонение от уплаты налогов в крупных размерах. Далее события развивались еще более драматично: банк, кредитовавший предприятие, отказал в пролонгации кредита на следующий год, а финансовая политика малого предприятия «Монумент» была достаточно рискованная — без оборотных средств, без пролонгации кредита в банке предприятие было обречено на гибель.

О физических лицах можно получить информацию через адресные бюро (чтобы по крайней мере сверить полученные данные с данными представленного паспорта). Наконец, существуют детективные агентства, которые могут собрать необходимую информацию. Так же тщательно необходимо отбирать и собственных сотрудников, которые будут иметь доступ к внутренней информации предприятия. Между тем некоторые руководители излишне «болтливы», кто-то выдает зарплату в конвертах и ставит под угрозу благополучие своего предприятия. Что заставляет сотрудника не доносить на босса? Наша этика. А теперь представим себе, что руководитель вступил в острый конфликт с подчиненным, перешагнул границы. Какой шаг сделает опальный сотрудник? Легко догадаться.

В работе организации очень помогают хорошие регламенты, особенно если речь идет о массовом обслуживании клиентов. Следует помнить, что определенная часть клиентов буквально ищет возможность «надуть» предприятие. Собственно говоря, это не клиенты — мошенники. Они тщательно исследуют слабые места в работе организации, не упуская мелочей.

В хорошем регламенте обязательно должны быть учтены разного рода непредвиденные обстоятельства: претензии со стороны клиента, отказ от заключения сделки, возврат товара и так далее. Чем более необычно ведет себя покупатель, тем меньше творчества должен проявлять персонал.

Особенно полезны регламенты по работе с информацией в период, когда на предприятии работает комиссия из контролирующих органов. Совершенно нормально, если, например, бухгалтерия в ходе налоговой проверки работает как обычно. Для этого сотрудники должны быть подробно проинструктированы, а еще лучше — натренированы. При этом лучше исходить из того, что проверяющий настроен предвзято по отношению к предприятию.

В одной из новосибирских компаний мы познакомились с инструкцией, разработанной на случай проверки, которая может послужить образцом для многих. Там были, на первый взгляд, очевидные вещи: попросить удостоверение личности, скопировать его и программу проверки, и наконец, получив акт проверки, написать: «С актом не согласен». Очень просто, и главное, никаких иллюзий относительно содержания акта проверки!

Разумеется, эта тактика работает лишь в том случае, если компания дружит с законом. Важно не только хорошее знание законодательства, но и понимание обычаев делового оборота. Почему, например, у налоговых органов возникли такие огромные претензии к ЮКОСу? Дело в том, что при оптимизации налоговой схемы ЮКОС допустил грубейшее нарушение принципа безопасности, перейдя тонкую грань, разделяющую собственно «оптимизацию» и «уклонение от налогов». Не бывает такого, чтобы законодатель допустил возможность сокращения налогов в сотни и тысячи раз, и чтобы это не считалось налоговым преступлением. В масштабах такого конфликта судебная власть не может быть в стороне от политики, и это нормально. Исходя из этого принципа и следовало строить защиту крупного налогоплательщика.

К примеру, исходя из того, что у нашего клиента есть основания предполагать необъективность судьи, мы считаем, что судебный акт закончится не в нашу пользу. Что делать дальше? Оказывается, многое. Можно сделать упреждающие шаги, приостановить судебный процесс, подать другие иски, как-то отсрочить неблагоприятные последствия. Как говорится, отсрочка — это убийственная форма отказа. Вы можете выиграть время, хорошо подумать и что-то предпринять.



Comments are closed.

Так же в номере