Главная » Спецвыпуск » Дорожные приключения

Дорожные приключения

Немаловажный по величине сегмент рынка охранных услуг — обеспечение безопасности грузоперевозок. Как выразился один из его участников, рынок этот довольно «кидальный». Помимо объективных рисков повреждения или неумышленной утраты груза, для него весьма характерен также криминальный риск. В последние два года, отмечают участники рынка, на нем участились случаи мошенничества как среди экспедиторов, так и среди перевозчиков. Поэтому для поиска контрагентов предприятиям весьма рекомендуется привлекать детективов или собственную службу безопасности.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Если объемы грузоперевозок не слишком велики и предприятие содержит собственный автопарк, часть проблем снимается. Для обеспечения безопасности грузоперевозок иногда достаточно разработать четкий регламент, наметить на маршруте контрольные точки или снабдить автомобили техническими средствами, позволяющими отслеживать их передвижение. Иногда приходится прибегать к услугам охранных структур, которые обеспечивают сопровождение груза, — частных охранных предприятий или вневедомственной охраны. Услугу инкассации выручки предоставляют также некоторые банки. Критерии выбора контрагентов здесь те же, что и при охране объектов — профессиональная и деловая репутация. Стоимость сопровождения груза зависит от его категории и составляет порядка 1,5-1,8 тыс. руб. в сутки.

Проблемы могут заключаться в том, что не все охранные предприятия готовы отправлять своих сотрудников за пределы региона (о международных перевозках речи вообще не идет, так как никто не пропустит через границу вооруженного охранника), или же охранники могут отказаться от сопровождения необорудованного автомобиля. Например, зимой довольно трудно найти охрану для тентовых грузовиков, которые обычно грабят прямо во время движения, прорезая тент.

Если грузопотоки компании достаточно велики, ей уже не выгодно содержать собственный автопарк — ведь при отсутствии резервного автотранспорта любое ДТП может привести к срыву графика. Как правило, в таких случаях компании пользуются услугами экспедиторских фирм, которые предоставляют им перевозчиков. Материальную ответственность перед заказчиком несут именно экспедиторы, большинство из которых страхуют свою ответственность.

К выбору экспедитора профессионалы советуют относиться особенно внимательно. Именно в этом посредническом звене совершается наибольшее число мошенничеств. Эта деятельность не лицензируется, и объявить себя диспетчером по грузоперевозкам может буквально кто угодно, внеся 10 тыс. руб. в качестве уставного капитала фирмы. Нарвавшись на мошенника, перевозчики рискуют не получить вознаграждение за свои услуги (в настоящее время в судах Новосибирска и Омска рассматривается несколько подобных дел), а заказчики — потерять груз. Так, частный детектив с многолетним стажем Евгений К. рассказал, что одна из мошенниц регулярно подает в милицию заявление о краже крупной суммы денег и, уверяя в своем желании рассчитаться с кредиторами, продолжает спокойно работать на этом же рынке, ведь де-юре она является пострадавшей стороной. В свою очередь директор ООО «ИЦТ-Новосибирск» Александр Брылев рассказал «КС», что нередки случаи, когда после аварии и утраты груза недобросовестный экспедитор либо просто исчезает (но это уголовно наказуемое деяние), либо продает фирму другому владельцу (что вполне законно) и тоже исчезает, но тогда убытки несет заказчик.

Поэтому Александр Брылев советует не только изучить послужной список экспедитора (как давно он работает на рынке, были ли случаи возмещения материального ущерба), баланс (чтобы определить платежеспособность), страховой полис (и обязательно — правила выплаты по страховым случаям), состав учредителей, но также желательно поговорить с кем-то из его постоянных клиентов. По словам господина Брылева, солидная экспедиторская фирма обязательно страхует свою профессиональную ответственность. Кроме того, некоторые виды грузов, которые вызывают повышенный криминальный интерес (алкогольные напитки, оргтехника, драгоценные металлы) страхуются отдельно (это дополнительно обходится в 0,3-0,5% от стоимости груза), а по желанию заказчика для охраны подобных грузов могут быть привлечены специализированные структуры (также за отдельную плату).

Стоимость перевозки груза составляет порядка 18-30 рублей за 1 км (в зависимости от типа груза, его веса, сроков доставки, способов погрузки, выгрузки). Эта сумма включает в себя себестоимость перевозки, комиссию экспедитору и страховку.

Нередки случаи, когда заказчики предпочитают договариваться с фирмами-перевозчиками напрямую, минуя посредников, тем самым сокращая расходы. Иногда экономия на комиссии оказывается достаточно ощутимой, тем более что на рынке есть множество частных фирм, предлагающих явно демпинговые расценки (от 10 рублей за 1 км). Но в этом случае повышается риск утраты груза или несоблюдения условий доставки.

Эльмира НИГОМЕДЬЯНОВА


Comments are closed.

Так же в номере