Главная » Стратегии успеха » Как продать мост

Как продать мост

ПРОФИЛЬ — БИЗНЕС-ОПЫТ

Как продать мост

На последнем в 2004 году заседании научно-технического совета по архитектуре и градостроительству Москвы был, наконец, официально одобрен проект нового мостового перехода через Москву-реку в районе Серебряного бора (общая стоимость проекта оценивается в 39 млрд рублей). В тендере приняли участие такие известные компании, как французская Freyssinet и германская DYWIDAG. Однако московские власти отдали предпочтение научно-производственному объединению «Мостовик» (Омск). Уникальный вантовый мост, предложенный омскими специалистами, должен стать новой «визитной карточкой» российской столицы.

Олег Шишов подчеркивает, что «Мостовик» продает не абстрактные железобетонные конструкции, а «интеллектуальный продукт»

Впрочем, в Москве «Мостовик» — не новичок. Компания участвовала, например, в строительстве новой Бутовской линии столичного метрополитена. Что касается проекта «Серебряный бор», то, по мнению генерального директора предприятия Олега Шишова, московские власти отдали предпочтение варианту «Мостовика» из-за экологичности. Например, практически не предполагается вырубка зеленых насаждений в районе реликтового бора. Непосредственно строительством будет заниматься московский «Мостотрест», а «Мостовик» разработает всю техническую документацию и будет поставлять металлоконструкции для главной арки моста, высота которой составит более 100 м.

Не менее чем победой в московском тендере, Олег Шишов гордится другим «столичным» проектом. По заказу правительства Казахстана «Мостовик» спроектировал новый мост через реку Ишим в Астане. «Находиться он будет как раз напротив резиденции главы государства, — рассказывает господин Шишов. — Наверное, ни для кого не секрет, как ревностно казахстанские власти относятся к архитектурным достоинствам сооружений новой столицы. Наш проект (а кроме «Мостовика», в тендере на строительство моста участвовали китайские, немецкие и турецкие фирмы) был выбран именно за красоту решения. Мост будет не очень длинный, но широкий, рассчитанный на восьмиполосное движение транспорта. Учитывая, что Ишим — достаточно своенравная река, инженерное сооружение будет сложным». А вообще география деятельности «Мостовика» уже не ограничивается постсоветским пространством. После участия в строительстве международного газопровода «Голубой поток» (Россия-Турция) компания ведет проектирование объектов, которые будут построены в Индии, Тайланде, Болгарии.

Проект вантового, моста который появится в Серебряном бору (Москва)

Рассказывая об участии своего предприятия в престижных проектах, господин Шишов подчеркивает, что «Мостовик» продает не абстрактные железобетонные конструкции, а «интеллектуальный продукт». «К этому мы шли с 1983 года, когда начали создавать предприятие нового типа, объединяющее в себе мощный проектный институт, предприятие стройиндустрии и монтажные подразделения». Раньше, в советские времена, эти функции совмещал в себе только Минтрансстрой. В 90-х, на волне массового кооператорского движения, все решили жить отдельно. Но кучке кооперативов можно удачно вести только розничную деятельность, серьезные проекты не осилить. «Мостовик» решил пойти как раз по пути «сохранения всего вместе».

Впрочем, создать конкурентоспособный продукт — только первый шаг, его еще и продать надо успешно. Время, интеллектуальный потенциал, затраченный на подготовку к участию в тендерах, не всегда приносят «звездные» проекты. Кое-кто из конкурентов утверждает, что одно из преимуществ «Мостовика» — умение «продавить» свой проект на любом тендере. Хотя бывают и неудачи. В «Мостовике», например, до сих пор с сожалением говорят об итогах конкурса на строительство моста обводной дороги вокруг Красноярска (тендер состоялся в ноябре 2004 года). Тогда было предложено сооружение, опыт возведения которого у специалистов «Мостовика» уже есть. Предложенный омичами вариант моста оказался самым недорогим из тех, которые участвовали в конкурсе, — 1,08 млрд рублей. Для сравнения: проект новосибирского ОАО «Сибмост» стоит 1,3 млрд рублей, московского ОАО «Мостотрест» — 1,17 млрд рублей. «Но если в других странах предпочтение, как правило, отдается не самым затратным проектам, у нас все произошло с точностью до наоборот», — с грустью вспоминает Олег Шишов.

Впрочем, специалисты «Мостовика» все равно добились участия в одном из проектов в Красноярском крае. «Мостовик» будет строить систему аварийного водосброса Саяно-Шушенской ГЭС. Что же касается «умения продавить», господин Шишов утверждает, добиться проекта в Сибири все-таки намного проще, чем в Москве. «Мне кажется, все в Москве стараются для «своих». И уж лучше не буду говорить, во сколько этим «своим» обходится таковыми стать, — поделился Шишов с корреспондентом «СУ».

Сергей РУДНЕВ


Comments are closed.

Так же в номере