Главная » Бизнес » «Закон о такси» не оправдал ожиданий

«Закон о такси» не оправдал ожиданий

Федеральный закон о такси приняли в Новосибирске еще в январе 2012 года. Спустя месяц, в феврале, «КС» уже пытался выяснить, повлияло ли нововведение каким-либо образом на рынок таксомоторных перевозок. На тот момент оказалось, что нелегальные перевозчики по-прежнему чувствуют себя на дорогах города вполне вольготно, а конкретного контрольно-надзорного органа за исполнением закона так и не создано. 1 января 2013 года исполнится уже ровно год с момента вступления закона в силу. «КС» вновь поднял актуальную тему и поинтересовался у властей города — министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николая Симонова, а также у непосредственных участников рынка, изменилась ли сложившаяся ситуация за целый год.

Мнения руководителей служб такси в Новосибирске разделились: одни говорят, что закон совершенно ничего не изменил, другие — он в корне реструктуризировал существующую систему.

«Закон о такси не оправдал ожиданий. Число нелегальных перевозчиков уменьшилось незначительно, — утверждает директор службы заказа такси «Лидер» Вячеслав Шевченко. — К сожалению, в России лицензирование не решает всех проблем в какой-либо сфере. Для повышения качества обслуживания необходимо не законы придумывать, а воспитывать сознательность общества».

Воспитывать сознательность участники рынка такси решили начать с себя и сформировали в сентябре текущего года некоммерческое партнерство «Таксомоторные перевозчики Сибири», директором которого стала руководитель «Такси 102» Ирина Зарипова. Основной целью организации является поддержание высоких стандартов услуг такси, взаимодействие с органами государственной власти и органами ГИБДД с целью повышения безопасности и качества обслуживания пассажиров. На текущий момент партнерство начитывает более десяти перевозчиков, в число которых входят и крупные игроки, к примеру, «Такси 24», «Мой город», «Атлас».

По мнению Ирины Зариповой, некоторые изменения на текущий момент все же есть: «Нелегалов за год работы закона меньше не стало как на улицах, так и на официальных парковках для лицензированных перевозчиков — «огурцы» стоят и там. Но нужно отметить, что сами стоянки все-таки появились, сейчас по городу, кажется, их насчитывается около семидесяти».

В свою очередь генеральный директор компании «Гранд-Авто» Андрей Заворин утверждает, что нелегальных перевозчиков стало все-таки меньше, по крайней мере, их стало не так заметно. «В Новосибирске, по нашей оценке, на данный момент разрешения на такси получили около 1/3 работающих перевозчиков, остальные 2/3 занимаются данной деятельностью нелегально. Однако уже сейчас можно сказать, что нелегалов на улицах стало меньше, на мой взгляд, несколько сотен автомобилей, осуществляющих перевозку пассажиров в режиме такси. Основная часть нелегальных перевозок приходится на службы заказа. Люди выбирают службы заказа такси, работающие по фиксированным тарифам. На их долю сейчас приходится до 80% от общего числа городских перевозок. Это один из немногочисленных плюсов закона, который стал заметен спустя год», — отмечает собеседник «КС».

По словам господина Заворина, все это привело к тому, что сейчас в городе «на плаву», кроме такси «Гранд-Авто», остались еще два таксопарка — «Мой город» и «Такси 24», у которых более ста автомобилей в парке (таксопарк «Гранд-Авто» насчитывает 300 автомобилей. — «КС»). Еще около пяти-шести служб такси имеют автопарки размером 30–40 автомобилей, однако они перестали развиваться и имеют небольшой таксопарк, слабую диспетчерскую службу. «Очень много мелких таксопарков закрыли свои диспетчерские и работают под службами заказа «Атлас» или «Гранд-Авто». Закон спровоцировал реструктуризацию и перераспределение рынка: произошло его укрупнение, мелкие компании не могут конкурировать ни по логистике, ни по программному обеспечению и автоматизации, ни по тарифам», — отмечает он.

Истоки проблемы и незначительную эффективность принятого закона таксомоторщики видят в том, что до сих пор не создано системы контроля за его исполнением. «Это палка о двух концах: с одной стороны, закон важный, нужный и долгожданный, с другой — хоть он и принят, закон совершенно не исполняется, — рассуждает Ирина Зарипова. — В городе существуют диспетчерские службы, в которых водители работают вообще без разрешений, и никто их не проверяет, не делает периодических рейдов. На мой взгляд, сейчас все зависит от нашего профессионального сообщества: чтобы что-то изменилось, мы должны сами начать борьбу с нелегалами. В Новосибирске, как и в Кузбассе, планируется создать собственный координационный совет (в Кузбассе в него привлечены и ГИБДД, и Министерство транспорта, и УФАС. — «КС») и в его рамках проводить комплексные мероприятия — проверки, рейды, контрольные закупки».

Согласился с Ириной Зариповой и Андрей Заворин, рассказав корреспонденту «КС», что сейчас наблюдается массовое несоблюдение правил организации и безопасности перевозок — отсутствует предрейсовый медосмотр, нет технического контроля за состоянием транспорта. Многие перевозчики сдали назад свои разрешения, потому что не видят смысла и разницы в их наличии. Более того, количество лицензированных машин — не показатель эффективности закона и наведения порядка на рынке. «Должна осуществляться контрольно-надзорная деятельность, позволяющая выявлять нелегальных и недобросовестных участников рынка. Правила-то написаны, а вот ответственность не применяется никем и никак. А без этого никакие законы не дадут реального эффекта», — говорит господин Заворин.

Одной из необходимых мер регулирования эксперты также назвали увеличение размера штрафа за нелегальную деятельность. Сейчас она составляет пять тысяч рублей. Ирина Зарипова предлагает поднять ее до 15–20 тысяч, «проще заплатить налог и ездить спокойно, ведь никто не гарантирует, что водителя оштрафуют за год не один раз».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов:

— Прошло уже более года с того момента, как Федеральный закон № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.04.2011г.», более известный как Закон о такси, вступил в силу и потребовал от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей легализовать свою деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Указанный закон регламентирует деятельность по перевозкам легковым такси, выпущенным из-под контроля более чем на шесть лет.

Количество разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Новосибирской области уже превысило пять тысяч. Наибольшее количество разрешений выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории города Новосибирска, — 2722 разрешения. В Новосибирской области эта цифра составляет 2049 разрешений. 234 разрешения выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории иных субъектов Российской Федерации, но осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в Новосибирской области.

На данный момент зарегистрировано 1943 перевозчика, получивших разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Новосибирской области. 68 из них являются юридическими лицами и 1875 — индивидуальными предпринимателями.

Следует отметить, что в Новосибирской области перевозчики легковым такси проявляют большую инициативу по созданию цивилизованного рынка по предоставлению услуг легкового такси. В сентябре 2012 года они объединились в некоммерческое партнерство «Таксомоторные перевозчики Сибири», которое отражает точку зрения и интересы профессионального сообщества по вопросам государственного регулирования, взаимодействия с органами государственной власти и управления, контрольно-надзорными органами и другими общественными организациями.

В то же время в ходе реализации Федерального закона № 69-ФЗ было выявлено отсутствие четкого механизма по борьбе с деятельностью нелегальных перевозчиков. На данный момент решение этой проблемы активно обсуждается в Государственной думе Российской Федерации. Проекты о внесении изменений в Федеральный закон № 69-ФЗ и КоАП РФ уже находятся в проработке.

На текущий момент приоритетной задачей в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Новосибирской области является борьба с нелегальными перевозчиками, а также повышение качества транспортного обслуживания населения.



Comments are closed.

Так же в номере