Главная » Спецвыпуск » Развитие в четырех направлениях

Развитие в четырех направлениях

Уходящий год стал переломным для регионального ритейла. На рынке появились сети, насчитывающие десятки магазинов. Крупный формат гипермаркета перестал быть для сибирских компаний экзотикой. Общей тенденцией становится и выход компаний за пределы родного города и даже региона.

Крупнее

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Самой яркой тенденцией уходящего года для региональных торговых сетей стала активная работа с крупными форматами. Наиболее масштабные отдельные проекты в сфере сибирского ритейла в этом году были реализованы в Красноярском крае. Местная сеть «АЛПИ», развивающая формат гипермаркета, этой осенью открыла крупнейший в регионе торгово-развлекательный комплекс «АЛПИ-СИТИ» общей площадью 40 000 кв. м. Сейчас «АЛПИ-СИТИ» включает в себя продовольственный супермаркет, гипермаркеты бытовой техники, строительных материалов, спорттоваров, всевозможные бутики, салоны, ателье, кафе, блинные. Здесь же размещены собственные производственные цеха (хлебопекарный, кулинарный, кондитерский, мясопереработки) и развлекательный комплекс с детскими игровыми площадками и зимним катком. Помимо этого, «АЛПИ» продолжает строительство торговых центров поменьше — в октябре 2004 года компания открыла еще один магазин общей площадью 2500 кв. м.

Свой первый крупный торговый центр (ТЦ), построенный «с нуля», — «Мегас» — сумела открыть в этом году новосибирская компания «Сибирский гигант». Обратила внимание на торговые центры и кемеровская сеть супермаркетов «Чибис». В ноябре текущего года компания открыла двухэтажный торговый центр, общая площадь которого составляет 5000 кв. м. По словам гендиректора ЗАО «Система Чибис» Сергея Колесника, «новый ТЦ будет в состоянии обслужить более пяти тысяч потенциальных покупателей ежедневно».

Еще одна региональная компания — томская сеть супермаркетов «Лама» — в этом году также начала работать с крупными форматами. В декабре 2004-го «Лама» открыла свой первый гипермаркет площадью 3500 кв. м. Как рассказала «КС» начальник розничного отдела компании «Лама» Алина Жарова, появление гипермаркета обусловлено желанием компании следовать сегодняшним тенденциям. «Обычно мы открываем магазины площадью от 500 до 1000 «квадратов». Теперь настало время гипермаркетов, люди хотят приобретать в одном месте все и сразу. В следующем году мы планируем открыть еще как минимум один гипермаркет площадью 3000-4000 кв. м», — сообщила госпожа Жарова.

Больше

Генеральный директор сети «Сибириада» Алексей Касимов считает главным итогом уходящего года для своей компании рост числа магазинов. Фото Стаса СОКОЛОВА

Рост количества магазинов — еще один наглядный показатель развития компаний. Лидерами в этом году по праву могут считаться новосибирские сети «Сибириада» и «Квартал», выросшие почти на 70%. Обе сети работают в одном и том же формате «магазина у дома» (магазины площадью до 500 кв. м и ограниченным ассортиментом, включающим только наиболее ходовые позиции). До конца этого года в сети «Квартал» должно насчитываться 32 магазина (в начале года было 18). Количество магазинов «Сибириады» увеличилось за год с 13 до 22.

Столь быстрое развитие произошло благодаря так называемой «всеядности» этих сетей. «Сибириада» и «Квартал» готовы открывать магазины даже на небольших площадях, которые не годятся для нормального универсама. «Квартал» даже создал для этого суббрэнд «Мини-квартал» (таким образом были переименованы магазины «Копилка», принадлежащие владельцам «Квартала»). Аналогичная ситуация в «Сибириаде»: здесь также несколько маленьких магазинов имеют отдельное название — «Эконом».

«Мы с удовольствием открывали бы только универсамы площадью от 600 до 1000 кв. м, — говорит генеральный директор «Сибириады» Алексей Касимов, — но таких площадок очень мало, поэтому приходится приспосабливаться к тем помещениям, которые можно получить». А заниматься строительством Касимов считает нецелесообразным для своей компании. «Это долго и дорого», — говорит руководитель «Сибириады». Аналогичного мнения придерживается и руководитель «Квартала» Людмила Кожемякина: «В идеале мы бы хотели удваивать количество магазинов каждый год, но если строить магазины «с нуля», то это нереально».

Не менее интенсивно развивается в Омске и первый оператор федерального уровня — сеть «Пятерочка». Она сумела найти здесь партнера — франчайзи, который смог всего за восемь месяцев открыть в Омске девять магазинов (открытие 10-го запланировано на конец декабря текущего года). Всего же, согласно договору франчайзинга, в Омске должно быть открыто около 20 универсамов этой сети.

Шире

Еще одной тенденцией текущего года стало активное освоение соседних территорий крупными ритейлерами региона. Так, кемеровский «Чибис» в этом году открыл три магазина за пределами областного центра: по одному в Юрге, Топках и Анжеро-Судженске. Как рассказал генеральный директор «Чибиса» Сергей Колесник, в этом году компания продолжает начатое в конце 2003 года освоение малых городов Кузбасса. «Наша политика — охватить сетью своих магазинов большую часть области. Это уже помогло нам удвоить выручку сети и является одним из самых значимых достижений компании в этом году. Сейчас в наших планах — дальнейшее расширение на территории Кузбасса», — сообщил господин Колесник. Похожей тактики придерживается и «АЛПИ». Эта компания открывает свои гипермаркеты в небольших городах Красноярского края. Продолжает осваивать родной регион и «Сибириада», открывшая свой последний магазин в поселке Черепаново (Новосибирская область). «Это первый опыт такого рода, — признается Алексей Касимов. — Если он окажется удачным, мы будем рассматривать возможность открытия магазинов в населенных пунктах подобного размера». Это уже пятый магазин «Сибириады», расположенный за пределами Новосибирска, еще три ее магазина работают в Искитиме и один в Бердске.

Торопятся освоить соседние регионы и другие новосибирские компании. «Холидей Классик» (входит в группу компаний «Лэнд», Новосибирск) в начале этого года открыл свой второй по счету гипермаркет — на этот раз в Томске. Расширился бизнес «Холидея» и в Барнауле, где был открыт первый гипермаркет компании «Алтай». Этим летом он дорос до крупного торгового центра, в состав которого вошли магазины отделочных материалов, бытовой техники и т. д. Сумела шагнуть за пределы региона и новосибирская сеть «Быстроном». В этом году компания открыла по франчайзингу несколько магазинов в Томске и Бийске.

Томская сеть «Сибирская копеечка» пока еще не появилась в других регионах, хотя возможности открытия в следующем году своих магазинов в сибирских городах не отрицает. «Пока мы сознательно не открывали много магазинов, потому что готовили бизнес. Сейчас он оформился в хороший классический ритейл, мы наблюдаем рост по всем направлениям (например, оборот компании увеличился на 60% по сравнению с прошлым годом) и готовы активно тиражировать свой формат — открывать по магазину в месяц, — рассказывает директор томской сети «Сибирская копеечка» Наталия Ибрагимова. — Единственное условие — мы не будем продавать франшизу, так как жесткое централизованное управление, на мой взгляд, целесообразнее». По словам Наталии Ибрагимовой, в ближайших планах компании открыть еще как минимум 30 собственных магазинов и до конца 2007 года довести свои обороты до $50 млн.

И лучше

Несмотря на значительный рост числа и масштаба магазинов многих региональных торговых сетей, часть компаний в этом году не может похвастаться количественными показателями. Впрочем, это компенсируется качеством новых площадок. Один из лидеров новосибирского рынка — сеть «Холидей Классик» — в этом году не открыл большого количества магазинов, их появилось всего два (в начале года было девять). Но в отличие от коллег «Холидей» остается верен формату супермаркета, открывая магазины площадью не менее 1000 кв. м. К тому же именно эта компания в текущем году получила магазин на центральной улице Новосибирска: один из новых супермаркетов «Холидея» открыт на главной городской магистрали в ТЦ «Садко».

Другие региональные сети, помимо ставки на центр, делают упор на уникальный ассортимент магазинов. «Обычно у нас от 12 до 20 тысяч наименований предлагаемой продукции, — рассказывает начальник отдела маркетинга омской сети супермаркетов «Наш магазин» Александра Грибкова. — А в декабре этого года мы открыли новый супермаркет в центре города. Кроме выгодного месторасположения, он привлекателен для покупателей наличием собственного цеха по производству готовых блюд и горячей выпечки (этот цех видно прямо из торгового зала), а также богатым ассортиментом продуктов, включающим в себя живых раков, мясо и рыбу на льду, экзотические разновидности мяса (кенгуру, страуса, бизона, оленя, лося) и морепродуктов (лобстеры, форель)». Такой же подход демонстрирует и «Сибирский гигант» (Новосибирск). Супермаркет в его новом торговом центре «Мегас» выделяется на общем фоне не столько размерами и разнообразием ассортимента, сколько наличием дополнительных услуг и эксклюзивными предложениями — охлажденная рыба и морепродукты, привезенные на самолете из Европы, свежие полуфабрикаты и готовые блюда, среди которых есть даже суши и роллы.

Стас СОКОЛОВ, |Юлия ПОЛУНИНА


Comments are closed.

Так же в номере