Главная » Спецвыпуск » Молочный передел

Молочный передел

Тенденциями уходящего года стали переход крупных молочных предприятий Сибири на производство новых видов продукции, а также внедрение современного оборудования. Кроме того, что десертная линейка продуктов высокорентабельна, она требует гораздо меньше исходного сырья, чем традиционные молоко или кефир, позволяя лидерам рынка получать высокие доходы в условиях дефицита сырья зимой. Таким образом, заканчивается первая волна сырьевых войн, главным итогом которой уже через год-два станет передел рынка между крупными региональными переработчиками и районными производителями.

Ставка на маржинальность

В Сибири период «большого молока» летом сменяется острым дефицитом сырого молока зимой. По мнению экспертов, решение сырьевой проблемы будет происходить на фоне постепенной гибели хозяйств, не способных производить высококачественное молоко. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Основной тенденцией молочного рынка этого года стал переход крупнейших переработчиков региона на производство высокотехнологичных продуктов, таких как йогурты, творожки, глазированные сырки, сокосодержащие напитки, соки на основе молочной сыворотки. Их рентабельность достигает 30% и выше. «Десертная группа — это развивающийся сегмент рынка, а ввиду роста платежеспособности населения направление деятельности молочных предприятий очень доходное», — говорит заместитель управляющего директора по маркетингу ОАО «Альбумин» Елена Шестак. Однако организация производства этих продуктов требует больших инвестиций. Например, строительство цеха по производству вязких йогуртов и творожных десертов, а также монтаж линии по упаковке молочных продуктов в пластиковые бутылки обошлись этой весной ОАО «Сибирское молоко» («дочке» компании «Вимм-Билль-Данн») в 18 млн евро. «Это требование рынка», — заявили «КС» в пресс-службе «Сибирского молока». По словам топ-менеджмента компании, большой спрос на эти виды продукции позволил повысить выручку за 9 месяцев в 2004 году на 23% по сравнению с прибылью прошлого года. В общем объеме производства в ноябре текущего года доля высокомаржинальных продуктов составила около 20%. «Это больше, чем у других сибирских переработчиков. И этот объем мы будем только наращивать», — сообщили «КС» представители пресс-службы «Сибирского молока».

По пути модернизации уже несколько лет идет и ОАО «Завод молочный «Новосибирский» (ЗМН, входит в ГК «Нидан»), который в сентябре 2004 года вышел на рынок с новой серией молочных продуктов, обогащенных витаминами и минералами, под брэндом «Милк Тайм». В планах компании — довести объем продаж «Милк Тайма» до 10% (около 5,4 тыс. тонн в год) от общего выпуска предприятия. По словам гендиректора ЗМН Дмитрия Новикова, за последние три года предприятие привлекло более $10 млн инвестиций, чтобы внедрить новые технологии и оборудование. Срок окупаемости ассортиментной линии, по мнению господина Новикова, — не более трех лет.

Переход на новые виды продукции характерен не только для предприятий, входящих в федеральные холдинги. Крупнейший томский молокопереработчик «Томмас» в начале лета этого года начал производство соков на основе молочной сыворотки по итальянской технологии. До этого сыворотка рассматривалась отечественными производителями как отходы. «Развитие молочной переработки сегодня происходит за счет увеличения количества продуктов, содержащих меньше исходного сырья, — завляет исполнительный директор управляющей компании «Томмас-капитал» Геннадий Пронченко. — Продажи продукта на основе сыворотки превзошли все наши ожидания. Сегодня мы реализуем в течение месяца более 250 тонн продукции под брэндом «Живинка». Но это далеко не предел, а лишь скромное начало. Производство этой продукции позволило нам увеличить выручку по сравнению с прошлым годом на 40%». По оценке региональных экспертов, «Томмас» контролирует более 60% местного рынка.

А лидер молочного рынка Омска — компания «Манрос-М» — в начале августа 2004 года в рамках торговой марки «Вкусника» начала производство густых йогуртов, а на несколько месяцев раньше — сырков.

Есть примеры и экстенсивного развития. Так, приобретение в 2003 году ОАО «Маслокомбинат Чановский» (Новосибирская область) и ОАО «Томскмолоко» позволило ГК «Томмас» увеличить выпуск цельномолочной продукции, в том числе масла и сухого молока, по сравнению с прошлым годом на 50%.

На рынок цельномолочной продукции летом вышла и «Ассоциация перерабатывающих предприятий Алтая» (АППА), прежде специализирующаяся только на производстве сыров и масла. «Мы проанализировали ситуацию на рынке Барнаула и пришли к выводу, что эта ниша свободна, — говорит технический директор АППА Николай Медведев. — Сейчас мы поставляем сыры, масло, кисломолочную продукцию в 250 магазинов города».

Молоко Сибири

В Алтайском крае ежесуточно продается 2124 тонны молока. В 2003 году здесь зафиксирован один из самых высоких ежегодных показателей прироста по стране — 13,2%. Эксперты объясняют это благоприятным демографическим фактором: 73,6% населения Алтая — это сельские жители.

В Новосибирской области ежегодно производится более 1 млн тонн молока, а объемы его суточных продаж составляют 1700 тонн. Средний ежегодный прирост производства сырого молока колеблется в пределах 10-11%, цельномолочной продукции — 28-29%. «Мы производим зимой около 900 тонн в сутки, а летом — свыше 2200 тонн», — заявляет начальник управления сельского хозяйства Новосибирской области Георгий Иващенко.

Третьим сибирским лидером является Омская область, производящая около 130 тыс. тонн молока в год и имеющая годовой прирост 12%. В структуре производства здешнего молока специалисты отмечают значительную роль частных ферм. Их удельный вес самый высокий в Сибири — более 50%. Это в некоторой степени объясняет довольно высокий уровень надоев — 2827 кг молока на одну корову в год. В этих условиях эффективным рыночным ходом стало инвестирование средств в развитие молочноконсервной базы региона.

Сырьевая проблема

Однако ставка переработчиков на производство новых видов продукции, требующих качественного сырого молока, осложняет и без того ощутимую зимой сырьевую проблему. «Внедрение новых продуктов сдерживается качеством и количеством сырья», — констатирует исполнительный директор управляющей компании «Томмас-капитал» Геннадий Пронченко.

По словам участников рынка, из-за сезонности получения сырого молока в хозяйствах его дефицит, почти не заметный в регионе летом, не позволяет удовлетворить спрос на молочную продукцию зимой. «C ноября по февраль молока производится в три раза меньше, чем летом. Причем эта ситуация характерна именно для Сибири, — рассказывает исполнительный директор «Российского союза предпринимателей молочной отрасли» Владимир Лабинов. — Это приводит к сильным ценовым колебаниям на продукт». По мнению эксперта, причина проблемы — в неграмотном менеджменте руководителей хозяйств. «Чтобы уйти от сезонности, необходимо организовать круглогодовое воспроизводство в стаде», — заявляет господин Лабинов.

В условиях «малого молока», когда качественное сырье могут предоставить только единичные хозяйства, переработчики стремятся максимально расширить число поставщиков, причем не только в родном регионе, но и в соседних. «Войны за сырье выигрывает тот, кто сильнее», — утверждает гендиректор ОАО «Сибирское молоко» Виктор Комасюк.

«Мы стараемся наладить взаимовыгодную работу с руководителями хозяйств. Ежегодно кредитуем хозяйства, которые стабильно везут к нам молоко хорошего качества. В этом году привлекли для этого более 50 млн рублей кредитных ресурсов», — объясняет политику компании управляющий директор «Альбумина» (Новосибирск, мощности 600 тонн в сутки, контролируется компанией «Мастер-Капитал Холдинг», блокирующий пакет — у компании «Вимм-Билль-Данн») Виктор Шнейдер. При этом сырьевая база «Альбумина» не ограничивается Новосибирской областью, а включает в себя Кемеровскую, Томскую области, Алтайский край.

В условиях жесточайшей конкуренции за сырье ОАО «Сибирское молоко» также делает ставку на поддержку хозяйств в регионе, поощряя производство качественного сырого молока. «Цены на сырое молоко у всех участников рынка примерно одинаковые, а методы стимулирования — разные. Мы платим базисную цену за 1-й сорт и предлагаем заработать больше за счет улучшения качества продукта, за процент содержания в нем белка, что особенно важно при производстве йогуртов и творожных десертов. Такая политика позволяет передовым хозяйствам за литр получать на 30% больше стандартной цены», — говорит глава «Сибирского молока» Виктор Комасюк. Кроме этого, компания уже несколько лет старается убедить своих поставщиков внедрять на селе современное оборудование, предоставляя им кредиты и лизинговые схемы. В течение 2004 года этой возможностью воспользовалось 70 хозяйств, получив субсидированный кредит на 130 млн рублей под 4% годовых. В планах компании — увеличить объем поступления молока зимой со 150 до 300 тонн, а летом — с 300 до 500 тонн.

Однако если в интервью «КС» руководство «Сибирского молока» заявило, что в планы компании не входит снижение цен на сырье, то управляющий новосибирским ОАО «Альбумин» Николай Резвов из «Мастер-Капитал Холдинга» считает, что закупочные цены на сырое молоко завышены: «Из-за жесткой конкуренции на молочном рынке цены на сырье не отвечают требованиям рынка. Литр 1-го сорта уже стоит дороже восьми рублей. Это неправильно. Производители сами себя загоняют в угол. Считаю, переработчики должны объединить усилия и остановить рост цен на сырье, вплоть до квотирования».

«Цены на сырое молоко достигли европейского уровня, а цена на готовую продукцию значительно ниже, — подчеркивает Геннадий Пронченко. — Этот лаг между покупкой молока и ценой его продажи не позволяет предприятиям нормально выделять инвестиционную составляющую». По его мнению, главная проблема здесь не в цене на сырье, которая отвечает рынку, а в низкой покупательной способности населения. Единственный способ наладить партнерские отношения с хозяйствами — платить за сырое молоко достойную цену. «Другого пути нет», — разводит руками господин Пронченко.

Но если переработчики ищут способы снизить или остановить рост цен на сырье, то руководители хозяйств заявляют, что если цены не вырастут, ни о каком развитии молочной отрасли не может идти и речи. «Сегодняшние цены не позволяют развиваться, — считает руководитель хозяйства «Толмачевское» (360 голов крупного рогатого скота (КРС) Николай Велипукин. — Ненормально, когда доля товаропроизводителя в конечном продукте составляет всего 30%. С учетом выращивания молодняка рентабельность многих хозяйств составляет лишь 5%».

По оценке директора ЗАО «СХП «Ярковское» (560 голов КРС) Хасана Каскаманова, чтобы хозяйства имели возможность обновлять технику и внедрять современные технологии, закупочные цены на сырье 1-го сорта должны быть не менее 15 рублей за литр. При этом повышение цены до 10 рублей, по его мнению, зависит от желания переработчика. «Если ситуация не изменится, сельское хозяйство разрушится», — резюмирует руководитель хозяйства «Сибиряк» (600 голов КРС) Алексей Сенников.

Однако переработчики не хотят быть локомотивом позитивных перемен в животноводстве. «Я уверен, если все заводы на большом форуме примут программу выхода из кризиса, она нисколько не улучшит положения. При той культуре ведения животноводческого хозяйства, которая принята на селе, сколько бы сырье ни стоило, его цена не позволит товаропроизводителям развиваться, — убежден Геннадий Пронченко. — Нужна государственная программа или программа на уровне региона. Сегодня ясно следующее, что структура сельского хозяйства не выдерживает никакой критики, непонятен объект инвестирования — нет собственника на селе». Тем не менее ни один из молочных заводов Новосибирска не собирается «идти в село».

А Владимир Лабинов из «Российского союза предпринимателей молочной отрасли» считает, что и без государственного вмешательства в Сибири в ближайшие годы удастся улучшить сырьевую базу: «Отрасль не стоит на месте, она развивается. Мы видим, что менталитет руководителей хозяйств меняется. Постепенно слабые хозяйства будут погибать, а крупные, выживая, вкладывать деньги в свое развитие».

По мнению Виктора Комасюка (ОАО «Сибирское молоко»), логичным итогом сырьевых войн станет передел рынка между предприятиями, выпускающими весь спектр продукции, и небольшими областными заводами, ориентированными на традиционные изделия. «Этот процесс уже идет. Совсем недавно закрылся «Маслянинский молзавод», выпускающий сыр. Работающие с ним хозяйства перешли к нам. Не имея высоких технологий, ассортимента, такие предприятия обречены». С ним полностью согласен и руководитель «Альбумина» Виктор Шнейдер: «У малых предприятий меньше возможностей конкурировать. Они не могут позволить себе применить востребованный на рынке брэнд, красиво упаковать свой продукт».

Михаил КИЧАНОВ| |Вячеслав САЛАНИН, Барнаул| |Екатерина МИРЕЦКАЯ, Томск


Comments are closed.

Так же в номере