Главная » Спецвыпуск » Лизинг растет вместе с региональным бизнесом

Лизинг растет вместе с региональным бизнесом

Несмотря на то что региональный лизинговый рынок лихорадило из-за изменений законодательства и нестабильности финансовых институтов, 2004 год прошел под знаком роста. Объем этого рынка и число игроков на нем увеличились. О том, какие тенденции будут определять развитие сибирского лизинга в следующем году, корреспонденту «КС» ВАДИМУ ВОРОНЦОВУ рассказывает генеральный директор ЗАО «Сибирская лизинговая компания» ДМИТРИЙ МАЛАХОВ.

ЗАО «Сибирская лизинговая компания» (СЛК) зарегистрировано в 1995 году. Учредители — частные лица, общий объем профинансированных средств в 2003 году составил около $10 млн. СЛК контролирует порядка 60-70% рынка лизинговых услуг в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Дмитрий Олегович, с какими результатами СЛК заканчивает этот год?

— Если говорить об итогах года Сибирской лизинговой компании в качественных показателях, то можно сказать, что 2003 год мы заканчивали по результатам рейтингов в первой пятерке компаний, занимающихся лизинговой деятельностью. Причем с учетом московских компаний. В этом году по результатам тех же рейтингов мы уже вторые. Совсем скоро появятся результаты общероссийского рейтинга лизинговых компаний. В прошлом году мы заняли в нем 33-е место. Думаю, в этом году поднялись гораздо выше. Если говорить в количественных показателях, то объем профинансированных средств в этом году вырос по сравнению с прошлым в 1,5-2 раза. К концу года он составит сумму не менее $20 млн.

— Какие события в жизни компании в этом году вы бы назвали наиболее значимыми?

— В жизни компании произошло много важных событий. Мы вышли на новый для себя рынок — начали заниматься лизингом недвижимости. Первые сделки мы начали готовить еще в сентябре этого года. Компании, совершающие крупные сделки с недвижимостью, с помощью лизинга могут выйти «из тени», указывая реальную сумму договора, и одновременно снизить объем налоговых отчислений, так как имущество остается на балансе лизинговой компании. Сделки с недвижимостью — последний источник легализации собственных активов, а лизинг — основной способ проводить такие сделки с наименьшими затратами и наилучшими показателями финансовой отчетности.

На данный момент уже есть подписанные договоры и зарегистрированные сделки. Думаю, что в следующем году лизинг недвижимости станет одним из самых быстрорастущих. Если в 2004 году недвижимость займет в портфеле СЛК от 5% до 10%, то в следующем году, я уверен, на это направление придется не менее его половины. Объем сделок составит более 300 млн руб. Это было связано с тем, что «белый» лизинг с последующим переходом права собственности гораздо выгоднее «черной» аренды.

Другое важное направление — активное развитие автолизинга. Это направление растет сверхплановыми темпами. По темпам роста наша дочерняя компания «СЛК-Авто» сравнима с ростом материнской компании СЛК.

Кроме того, в 2004 году мы вышли на новые рынки финансирования. Прежде всего зарубежные. Я имею в виду в первую очередь зарубежных поставщиков оборудования. Они заинтересованы в российских рынках сбыта и поэтому активно готовы искать финансирование под поставки своей техники. Если ранее финансистами таких сделок выступали сами поставщики, то теперь они привлекают банковское кредитование для своих партнеров.

Очень важным событием для СЛК стало укрепление позиций на региональных рынках. В этом году был открыт и стал активно развиваться томский филиал Сибирской лизинговой компании. Открыто представительство в Кемерове. Если в 2004 году СЛК завоевывала себе место в новых регионах, то на 2005 год поставлена задача по выходу там на лидирующие позиции.

— Кроме чисто финансовых направлений, в этом году СЛК занималась развитием и других направлений бизнеса. Например, строительства. Диверсификация бизнеса — это естественное развитие компании или необходимость?

— Первым таким направлением диверсификации для СЛК стало создание собственной строительной компании. Время показало, что строительство является активно развивающимся и доходным направлением бизнеса. Мы вкладываем силы и средства прежде всего в самые перспективные направления. Какими, безусловно, являются и автолизинг, и строительство, и лизинг недвижимости, и торговля автомобилями.

— Автомобильное направление бизнеса СЛК появилось также в этом году. Каковы его перспективы?

— Как я уже говорил, автолизинг в этом году развивался достаточно бурно. В 2005 году мы не прогнозируем такого значительного роста. Рынок уже стабилизировался. Тем не менее рассчитываем, что объем наших сделок на этом рынке должен вырасти не менее чем на 20%.

В плане прямых продаж автомобилей мы также добились значительных успехов. Объем продаж Toyota и Lexus компании «СЛК-Моторс» в этом году сравним с показателями среднего российского дилера этих марок. Думаю, что следующий год станет знаковым в развитии в Новосибирске продаж Toyota.

Определяющим на автомобильном рынке в отношении как лизинга, так и прямых продаж, в 2005 году станут появление и развитие дополнительных услуг. В частности, в этом году мы предложили нашим клиентам trade-in, который сразу стал очень популярен. Эта услуга дает клиенту возможность внести стоимость своего старого автомобиля в счет покупки нового. В следующем году, безусловно, будем предлагать новые услуги. Например, оперативный лизинг.

— Какие отрасли региональной экономики, по вашему мнению, наиболее активно развивались и переоснащались в этом году?

— В этом году лизинг наиболее активно используется в таких сферах, как транспорт, строительство, пищевая промышленность, деревообработка, полиграфия, что означает положительную динамику роста этих отраслей. Из наиболее заметных проектов в этом году можно выделить переоснащение ряда производителей пластиковых окон и ряда мясокомбинатов, модернизацию одной из крупнейших новосибирских полиграфических компаний «Форт-Пресс». Заметен рост спроса на оборудование для деревообрабатывающей промышленности. Основной объем поставок идет в Томске и Иркутске.

Еще одна тенденция — дальнейший рост интереса к лизингу участников транспортного рынка. Рост строительной отрасли и развитие угледобывающей отрасли в Сибири способствовали увеличению спроса на импортные тягачи, увеличению сбыта отечественных самосвалов. Возобновляются проекты, связанные с поставкой общественного пассажирского транспорта.

— В чем, на ваш взгляд, причины того, что некоторые предприятия отказываются от переоснащения?

— Не думаю, что это связано с какими-то негативными тенденциями в развитии отраслей в целом, скорее с особенностями менеджмента на том или ином конкретном предприятии. Рост интереса к лизингу часто связан с тем, что менеджмент региональных предприятий молодеет, к руководству приходят управленцы, которые стремятся использовать все доступные способы развития. Отказ от поставок нового оборудования, применения передовых технологий в производстве и финансовой деятельности предприятия чаще всего означает, что управленческие кадры не способны воспринимать инновации.

Те предприятия, которые сегодня не задумаются о переоснащении, завтра просто потеряют свои позиции на рынке, так как их конкуренты начнут применять самые передовые технологии. Это закон рынка.

— Какие наиболее заметные тенденции развития лизингового рынка в этом году вы бы отметили?

— Началось формирование вторичного лизингового рынка. Пока это даже сложно назвать тенденцией, так как такие сделки единичны, но я уверен, что в следующем году их количество значительно увеличится. Особенно это будет актуально для автолизинга, полиграфической отрасли. На Западе объемы вторичного лизингового рынка очень значительны. Компании, которые брали несколько лет назад новое оборудование в лизинг и выплатили все платежи, передают технику лизинговой компании и берут новое. Старая техника идет в счет стоимости новой лизинговой сделки, и лизинговая компания в свою очередь поставляет его более мелким компаниям. Подобные контракты значительно повышают эффективность как лизинговой деятельности, так и отрасли в целом.

— Сказался ли банковский кризис на деятельности сибирских лизингодателей?

— Сибирская лизинговая компания является одним из самых надежных заемщиков на лизинговом рынке. Финансовые показатели компании позволяют нам чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Тем не менее мы приготовились к возможным последствиям и перевели финансирование многих сделок на Сибирский банк Сбербанка России, так как в случае чего этот банк прекратит давать деньги последним. Однако время показало, что волнения оказались напрасными — не было особого падения активности, объемы финансирования не снизились. За время, прошедшее с банковского кризиса, мы даже вышли на новые банковские структуры либо возобновили работу со «старыми» партнерами. Например, значительно увеличились объемы финансирования через банк «УРАЛСИБ».

— Как будет развиваться конкурентная ситуация на региональном лизинговом рынке в следующем году? Усилится ли конкуренция со стороны московских компаний?

— Мы не ожидаем появления на рынке крупных московских структур по нескольким причинам. Во-первых, это не нужно им самим. Они вполне довольны теми объемами, которые есть в Москве. Во-вторых, региональная компания является гораздо более доступной для клиента, которому не нужно обращаться за каждой необходимой бумагой или консультацией в Москву. В отличие от федеральных компаний, где принятие решения порой затягивается на несколько недель, так как сделки из регионов, по московским меркам, считаются незначительными, у нас рассмотрение полного пакета документов занимает от двух дней до недели. В своем развитии СЛК пока обгоняет местные компании, что дает нам повод не опасаться конкуренции с их стороны. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и будем предлагать нашим клиентам новые продукты и услуги.

— А какие общие тенденции в развитии экономики вы бы отметили в этом году?

— Этот год для регионального бизнеса прошел под знаком фискальных структур. И юридическая служба СЛК, и бухгалтерия порядка 50% своего времени тратили на взаимодействие с налоговыми органами. То же самое происходило и у многих наших партнеров. Мы с пониманием относимся к желанию государственных органов получить больший контроль над сбором налогов, но эта ситуация сказывается на эффективной деятельности компании. Надеюсь, что в следующем году положение изменится.

Вадим ВОРОНЦОВ


Comments are closed.

Так же в номере