Главная » Спецвыпуск » Больше заинтересованности ждет бизнес от новосибирских чиновников

Больше заинтересованности ждет бизнес от новосибирских чиновников

Несмотря на «столичный» статус Новосибирска и обилие дорогих ресторанов и бутиков, ритейлеры проявляют явную озабоченность ситуацией, сложившейся на розничном рынке города. Бурное развитие торговых розничных сетей, которое имело место в последние пару лет, сейчас явно замедлилось. Продовольственные магазины, которые можно было бы назвать полноценными супермаркетами, пока можно пересчитать по пальцам. Участники рынка считают, что местным властям пора проявить «хозяйскую волю».

Формирование торговой среды в Новосибирске идет в значительной мере стихийно. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Если не считать нескольких торговых центров формата cash & carry, появившихся в помещениях бывших цехов или складов на окраине, то приходится признать — за последние 10 лет в городе почти не появилось новых крупных продовольственных магазинов, и в этом сегменте рынка пока налицо явный недостаток предложения. Вечерние очереди при всех работающих кассах стали обычным делом в магазинах сетей, работающих с невысокой наценкой, например, «Холидей Классик» или «Эконом».

Почему так происходит? Одной из причин, несомненно, остается сохраняющееся нежелание предпринимателей вкладывать деньги в современные форматы торговли. «Для многих предпринимателей проще реализовывать продукцию через микрорынки и барахолки, — говорит руководитель одной из оптовых компаний, просивший не упоминать его имени. — Пока ты торгуешь оптом и ничего, кроме арендованных офиса и места на складе, у тебя нет, тобой особо никто не интересуется. Но стоит открыть магазин, как появляется большое количество желающих получить с тебя денег то на ремонт дороги, то на реконструкцию коллектора, то просто «на развитие».

Но ритейлеры считают, что и сами городские власти пока не особенно стараются вытеснить базарно-ларечную торговлю с городских улиц. Напротив, в этом году «легализовалась» барахолка в самом центре Новосибирска — у Центрального рынка, превратившись в «галерею киосков». «Если бы у предпринимателей был жесткий выбор — строить современный торговый магазин или уходить с рынка, — считает собеседник «КС», — то ситуация в новосибирской рознице была бы уже совершенно иной».

Масса организационных проблем, с которыми сталкиваются торговцы, готовые к серьезным вложениям, также не способствует цивилизации розницы. Чтобы построить новый объект, компании необходимо получить целый ряд предварительных согласований в различных структурах («Новосибирскэнерго», Теплосети, «Горводоканал», НФ «Сибирьтелекома» и т.д.). Все эти инстанции предприниматель проходит, как правило, с затяжными боями. На получение одних только согласований может уйти год. «Не могу сказать, чтобы нам кто-то целенаправленно ставил палки в колеса, — говорит директор холдинга «Гигант» Евгений Сиренко, — однако и реальной помощи от властей дождаться довольно сложно. Позиция у них такая: вам надо — вы и стройте».

По мнению Сиренко, новосибирским чиновникам стоило бы поучиться у коллег из Екатеринбурга, где департамент развития торговли при мэрии самостоятельно определяет, какого формата и масштаба торговый объект реально необходим в конкретном районе города, и уже затем предлагает торговцам участок со всеми необходимыми технологическими условиями и согласованиями. Ритейлерам остается только посчитать потенциальную рентабельность, размер инвестиций в строительство и оценить собственные возможности. Такой подход исключает возможность вымогательств и проволочек со стороны различных инстанций, считает Евгений Сиренко.

Вообще, по мнению предпринимателей, городские власти пока не демонстрируют наличия у них ясного представления о том, каким они хотят видеть торговое пространство города. «Например, если вы в Праге придете в муниципалитет за разрешением открыть новый магазин, — говорит вице-президент корпорации «Сибвез» Сергей Асеев, — вам могут настоятельно посоветовать этого не делать или открыть его в другом районе или на другой улице. Потому что здесь уже есть два магазина того же профиля, и дополнительная конкуренция ослабит всех». По мнению Асеева, и для бизнеса, и для города в целом было бы полезно, если бы городская администрация сама проводила анализ того, какие магазины и где стоит размещать.

Известный новосибирский предприниматель, владелец магазинов Mexx и Yves Delorme Юрий Васильев отмечает, что власти должны более активно участвовать в формировании облика хотя бы основных торговых улиц. По его мнению, серьезная проблема новосибирской розницы состоит в том, что в городе очень мало помещений, пригодных для размещения в них современных больших магазинов. «Город строился в основном уже после войны, — говорит Васильев, — и основными приоритетами тогда были отнюдь не торговля или бытовое обслуживание». Единственным выходом из создавшейся ситуации, по его мнению, является постепенное формирование торговых улиц. «Пусть на них будут расположены небольшие магазины, но их будет много, они будут хорошо сочетаться, образуя своего рода артерии, куда стекались бы покупатели», — продолжает Васильев. И формирование такого рода «торговых артерий» под силу только городским властям, в руках которых находятся такие мощные инструменты, как ставки аренды и налога на имущество.

Большее взаимодействие с торговлей власти могли бы инициировать и в плане управления ресурсами города. «Было бы неплохо, — считает Евгений Сиренко, — если бы городская администрация регулярно собирала предпринимателей и спрашивала их о том, какие товары они поставляют, откуда, и что из этого списка хотелось бы иметь у себя «под боком» — в Новосибирске. Такую информацию можно было бы использовать при формировании промышленной политики». По мнению Сиренко, это позволило бы более эффективно использовать ресурсы региона.

Немало можно сделать и в плане развития городской инфраструктуры. В первую очередь бизнесмены высказывают претензии к качеству дорог Новосибирска. По общему мнению, наличие удобных подъездных путей и сети транспортных развязок привлекало бы в город больше клиентов из других регионов, и новосибирским поставщикам было бы проще работать с местной розницей.

Многие торговцы уже готовы к тому, чтобы вкладывать собственные средства в развитие необходимой им городской инфраструктуры. Скажем, торговый комплекс «Левобережный» (переименованный недавно в «Торговый город») практически на собственные средства отремонтировал улицу, на которой он расположен. Возможно, этот путь и является в настоящий момент единственным реальным способом изменить ситуацию. Но ритейлеры считают, что будет больше пользы, если городские власти сами выступят деятельным организатором такого рода проектов. Времена, когда предприниматели хотели от власти одного — чтобы она оставила их в покое, — проходят. По крайней мере, новосибирские ритейлеры в один голос говорят: без разумного взаимодействия с городской администрацией местной рознице будет непросто нормально развиваться.

Стас СОКОЛОВ, |Екатерина ХЛЕБНИКОВА


Comments are closed.

Так же в номере