Главная » Спецвыпуск » «Барлоуорлд Сибирь»: формируя бизнес-пространство

«Барлоуорлд Сибирь»: формируя бизнес-пространство

 

ООО «Барлоуорлд Сибирь» — одна из немногих активно работающих в Новосибирской области компаний со 100-процентным участием иностранного капитала. За четыре года «дочка» международной корпорации Barloworld доказала возможность успешного функционирования корпорации, построенной по западным стандартам в условиях российской экономики.

Погрузчик с телескопической стрелой Caterpillar работает на строительстве жилья г. Новосибирска. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Приходя на новый рынок, тем более зарубежный, любая компания принимает на себя дополнительные риски и несет затраты по созданию инфраструктуры, надеясь окупить их в будущем. Политическая и экономическая нестабильность в России, ограниченный внутренний рынок, высокие транспортные расходы заставляют западные компании выбирать сценарий своего поведения на этом рынке — либо быстро заработать на рисковых сделках, либо делать долгосрочные инвестиции с расчетом на экономический рост и будущие прибыли.

Корпорация Barloworld в поисках своего места в российской экономике выбрала второй сценарий — не побоялась начать свою работу осенью 1998 года, в разгар финансового кризиса, и инвестировать в сибирский проект более $13 млн. Акционерам пришлось ждать первой прибыли четыре года, в течение которых российское подразделение оставалось убыточным, а местный персонал, с самого начала составлявший штат компании (в компании работало только 1-2 иностранца), учился на своих дорогостоящих ошибках.

ООО «Барлоуорлд Сибирь» является дочерней компанией (российским подразделением) международной корпорации Barloworld (годовой оборот — более $3 млрд), которая с 1927 года занимается продажей и сервисным обслуживанием техники Caterpillar.

Головной офис «Барлоуорлд Сибирь» расположен в Новосибирске. Региональные офисы открыты в Кемерове, Красноярске, Томске. Сервисные центры расположены в Бачатском, Междуреченске, Норильске, Стрежевом, Еруде. Партнерами ООО «Барлоуорлд Сибирь» являются такие компании, как «Норильский никель», «Полюс», УК «Кузбассразрезуголь», ХК «Южный Кузбасс», ОАО «Междуречье», ХК «Соколовская», ЗАО «Распадская», ОАО «Новосибирскнефтегаз».

Обычно в краткосрочных проектах ставка делается на зарубежных специалистов. Их «стоимость» в 5-15 раз превышает оплату российского сотрудника, зато «экспатриат» готов сразу начать работу в формате западных компаний. По иному пути пошли в «Барлоуорлд Сибирь»: вся команда формировалась в сжатые сроки (в течение полугода) с опорой на местные кадры. Часть специалистов отбирали в Новосибирске, часть — приглашали из регионов, уже имеющих опыт работы с техникой Caterpillar, например из компании АЛРОСА.

Процесс адаптации российского коллектива к западным стандартам работы оказался весьма болезненным, несмотря на конкурсный отбор и высокие начальные требования к претендентам. Большая часть персонала «Барлоуорлд Сибирь» не имела опыта продаж и работы в международной компании.

Разным было даже отношение к пятиминутному опозданию: для русских это в порядке вещей, для иностранцев — катастрофа.

Проблемы вхождения российских сотрудников в состав транснациональной корпорации решались двумя способами. Во-первых, в Сибирь были направлены менеджеры Barloworld (так, нынешний директор «Барлоуорлд Сибирь» Энтони Диггеден работает в Новосибирске уже три года). Во-вторых, значительные средства и усилия были направлены на переподготовку российского персонала. В первые годы на обучение каждого человека тратилось около $5 тыс. в год, сейчас эта сумма составляет порядка $2 тыс.

Проникновение культур было обоюдным. Западные менеджеры привыкали к российской действительности, а россияне — к западным стандартам ведения бизнеса.

За это время в «Барлоуорлд Сибирь» сформирован коллектив, сотрудники которого способны отвечать за конечный результат и нацелены на удовлетворение запросов заказчика. Параллельно сформировалась и наиболее эффективная организационная структура управления, учитывающая специфику работы небольшой по численности компании, перед которой стояли нестандартные задачи.

О результатах деятельности «Барлоуорлд Сибирь» говорят следующие факты: с 1999 года оборот компании увеличился в 6 раз и достиг порядка $20 млн, отчисления в бюджеты всех уровней превысили 114 млн руб. Расширяется и спектр услуг, которые компания готова предложить своим клиентам при поставках техники Caterpillar. Широко используются такие финансовые механизмы, как финансовый лизинг и продажа с рассрочкой (коммерческий кредит). В настоящее время до 70% объема продаж осуществляется по лизингу, сроком от 2 до 5 лет. Кроме того, компания предоставляет напрокат технику Caterpillar, которая находится на складе в Новосибирске, с возможностью ее последующего выкупа.

По признанию специалистов «Барлоуорлд Сибирь», бизнес-среда в России стремительно меняется. Как и большинство серьезных западных компаний, Barloworld пришла в Россию с целью работать только в рамках закона. У нее, как и у любой другой компании, не могло не возникать проблем, связанных с оптимизацией налогообложения. Но все решалось в рамках существующего российского законодательства.

Более того, принципы организации открытого бизнеса находят все больший отклик у российских партнеров и клиентов «Барлоуорлд Сибирь». Компания, работающая только «по закону», сама по себе меняет бизнес-пространство вокруг себя. Дело в том, что с организацией, действующей «в белую», партнерам приходится работать так же. Постоянное расширение бизнеса «Барлоуорлд Сибирь» ведет к увеличению легального бизнеса в целом и у ее клиентов.

Очевидно, что сегодня многие российские компании уходят от стереотипов, которые господствовали в общественном сознании и бизнесе еще 5-7 лет назад. Зачастую клиенты «Барлоуорлд Сибирь» являются главными наполнителями бюджетов целых регионов («Норникель», «Полюс», «Кузбассразрезуголь», «Междуречье», «Южный Кузбасс», «ТНК-Сиданко»). Их эффективность, а значит, и состояние экономики этих регионов зависит от менеджмента и технологий. Компания «Барлоуорлд Сибирь», много лет сотрудничая с мировыми лидерами бизнеса, предлагает российским компаниям использовать оборудование и методы, эффективность которых доказана практикой.

На правах рекламы


Comments are closed.

Так же в номере